Фрол Веселый — имя, известное всем неравнодушным к искусству самарцам. В последний месяц художник очень продуктивен: открыл целых две выставки. Так что и равнодушные, пожалуй, не могли о нем не услышать. «Парк Гагарина» встретился с Фролом и поговорил о творческих планах, отношении к коммерции, о зависти, трудоголизме и семье.
- Как прошло открытие выставки («Художник Устал» — Авт.) в Клауд Кафе?
- Да как... Лето, жара, народа мало. Вполне камерно.
- Почему такая площадка? Хотите быть ближе к молодежи?
- На самом деле, причина не в этом. Александр, директор Cloud Castle, предложил выставить мои работы у них. Я тогда как раз переезжал из одной мастерской в другую и знал наверняка, что материала у меня много. Отвез ему картины и сказал: «Выставляй».
- За последнее время открылось сразу две ваших выставки. С чем это связано?
- Да, так вышло, что они открылись почти одновременно — одна в Вавилоне, другая в Клауд Кафе. Как так вышло? Материал есть, его много. Почему бы и не выставить.
- Значит, следующую выставку ждать долго не придется?
- В ближайшее время я выставок больше не планирую. Зато собираюсь сделать кураторский проект «Секс. Насилие. Смерть». Как раз сейчас громко разошелся хэштег #янебоюсьсказать. А еще всемирный терроризм как никогда на слуху. Так что, вполне все в тему.
- Существует такое мнение, что шедевры не пишутся в спокойствии — это про вас?
- По-моему, это глупость. Такой же миф, как и «художник должен быть голодным». Обитать в какой-то заваленной мусором мансарде и только и делать, что творить. На самом деле, это абсолютно мещанская теория. Голодному художнику и краски не на что купить.
- А быть голодным до искусства?
- Да! Или до славы, или даже до денег. А физически голодным... Ну, я не знаю. Кому интересно, если художник помрет? Или забудет про свои кисточки и пойдет работать охранником. Зачем нам стотысячный охранник, если бы мог получиться один хороший художник.
- Быть художником дорого?
- Творчество — это спорт для богатых. Если тебя никто не поддерживает, ты, скорее всего, просто сдохнешь. Или будешь охранником.
- Влияет ли на ваше творчество обстановка в стране, городе?
- Конечно влияет. Не только внутренние факторы влияют, но и внешние — всегда так было. Хоть я и стараюсь быть аполитичным, все равно не в вакууме существую.
- Как вы относитесь к акционизму?
- Акционизм всю жизнь был противопоставлением коммерческому, так называемому «салонному искусству». Потому что его не продашь. Хотя, у той же Марины Абрамович хорошо получилось его капитализировать. Но это скорее исключение. С одной стороны он противостоит коммерции, с другой — а кто у нас в России вообще делает большие деньги на искусстве? Стать коммерческим художником дико сложно.
- У вас есть цель стать коммерческим художником?
- Я делаю то, что мне нравится. В какой-то момент это приносит деньги, славу. И тогда я думаю: о, неплохо!
- Но вы пишите и на заказ, так?
- Иногда — да. Но делаю это редко. Я не люблю людей, потому что они никогда не знают, что хотят. Вот эти картинки в интернете про заказчика и дизайнера — они об этом.
- С дизайнерами все понятно, а на предметы искусства тоже составляют технические задания?
- У нас люди не знают, что такое искусство. Они и не хотят знать. Я хотел показывать его, просвещать людей. Но теперь уже забил, жизнь не бесконечная же.
- Можно ли относиться к своему творчеству объективно?
- Нет, конечно. Взгляд со стороны не получится. У меня более полутора тысяч больших работ, а из них мне нравятся всего три. Не знаю, как к этому относиться.
- Часто приходится сталкиваться с негативной реакцией лоб в лоб?
- Да постоянно! Но я не особо переживаю. Потому что людей, чье мнение мне хоть немного важно, не так уж и много.
- А есть ли художники, на работы которых вы ориентируетесь?
- Я могу назвать сотни три имен. Каждое утро начинаю с просмотра страниц художников и скульпторов, на которых я подписан.
- Завидуете чьему-нибудь таланту?
- Я вообще очень завистливый человек. Если кто-то делает что-то очень классное, мне хочется уметь так же. У меня есть огромная куча бумаги, на которой я повторяю чьи-то работы. Но я вам ее не покажу (смеется). Как по мне, зависть должна быть постоянно внутри. Это то, что заставляет меня стараться и двигаться вперед.
- Вы находитесь в своей мастерской находитесь с утра до ночи. Так было всегда?
- Нет, впахивал я раньше с утра до вечера. Работал на мебельной фабрике и таскал оттуда куски ДВП, а потом расписывал их красками. Встаешь в шесть утра, приезжаешь поздним вечером и начинаешь писать картинки. Я решил стать художником довольно поздно — в 29 лет. Поэтому пришлось многое наверстывать. Еще ходил в художественную школу по вечерам, после работы. Такое мое творческое начало. Сейчас есть возможность работать с утра до ночи как художник. И это круто.
- Семья интересуется вашими работами?
- Конечно, как будто у них есть выход! Я только об этом и могу разговаривать.
- Как такой график удается совмещать с семьей?
- Если честно, не особо удается. Иногда я нахожусь в мастерской так долго, что домашние на меня обижаются. Время от времени мне приходится сидеть с детьми. И если это затягивается дольше, чем на один день, у меня начинается истерика. Картинки сами себя не напишут же.
- Ломка по искусству?
- Ага, отличное сравнение. Кстати, у меня есть друг, который слез с наркотиков, чтобы стать художником. Лет 8 уже рисует. Я рад за него, он выбрал хорошую альтернативу.
Лана Павлова