Как соединить реалистическую живопись и гражданский активизм, если времена передвижников давно прошли, вкусы попортились, а оптимизм и вера в будущее – дурной тон?
Даже если цинично воспринимать живопись как просто красивые картинки, в подсознании все равно остаются образы, созданные художником. В этом смысле любая увиденная картина подобна кирпичику из которых и строится наше мировосприятие и способ чувствования. Поэтому грамотные люди знают: на некрасивое долго смотреть нельзя, а лучше вообще сразу отворачиваться. Выключаешь телевизор со сводками новостей и чередой ток-шоу, идешь в музей, а там – вдруг повезет? – встреча с настоящим.
В Самаре, как и везде, есть очень продуктивные художники – много пишут, не могут не писать. У Николая Лукашука мастерская какая-то пустая – работы быстро разбирают, есть покупатели, ценители. Это радует – когда художника при жизни поняли, когда есть необходимость в искусстве и личные стремления сочетаются со спросом зрителя. Николай просто пишет город как он есть, без какого-либо заказа, людям просто нравится результат. Не глянцевые фантазии, а родной и знакомый городской пейзаж, с грязным снегом, тусклым зимним светом, попавшими «в кадр» автомобилями и троллейбусами. В обыденности, которая окружает каждого из нас, художник замечает нечто, в чем можно, остановив взгляд, увидеть красоту – если, конечно, мы не пересмотрели ток-шоу и отключили хоть ненадолго мессенджеры.
И вот вы побывали на какой-нибудь очередной выставке Николая Лукашука, и увидав потом те же старые деревянные или каменные домики на улице , Венцека, Комсомольской – невольно замедляете шаги... Потому что вам вдруг захочется понять, как же художник увидел красоту вот в этих руинах – и вы поймете, и увидите. А потом однажды станет так больно, когда через год, месяц или даже неделю вы уже не найдете на прежнем месте тот прекрасный особнячок. Не найдете уже больше никогда.
Далее по тексту напрашивается скупая слеза или горькая постмодернистская усмешка, но, как ни странно, настало время и для хороших новостей. Во-первых, Николаю Лукашуку в сентябре исполнится 60 лет, а это замечательный повод написать много новых работ и устроить еще одну хорошую выставку. Во-вторых, выставкой все не закончится, а только начнется. Николай сейчас подготовил проект на получение Губернского гранта – есть идея издать сувенирные наборы открыток с репродукциями работ художника.
На открытках – старая Самара во всем великолепии ее исчезающей красоты. Наборы, конечно, поступят и в министерства, и в библиотеки, и в музеи, и в университеты и школы. На обороте каждого изображения – небольшая история о том или ином здании, достопримечательности, улице. Получится вполне просветительски и притом компактно. И, конечно, Самара получит новый авторский сувенир, очень презентабельный и подходящий для самых разных официальных праздничных случаев. В планах автора проекта предложить будущие наборы открыток в качестве сувениров участникам Чемпионата мира по футболу в следующем году. Пусть увидят, какой красивый у нас город.
Помимо издания открыток и выставки в программе еще и дискуссия о том, как горожане разных профессий и возрастов могут участвовать в сохранении старой Самары. Звучит, немного утопично, не правда ли? Но правда в том, что мы не можем точно знать, чем откликнется каждый наш шаг. Художник не может знать наверняка, какие смыслы считают с его работы. Реалистам, правда, проще, чем постмодернистам – предполагается, что зритель «считает» красоту. А что у этого зрителя потом с воспринятой умом или сердцем красотой приключится далее, никто не знает. Хотелось бы, чтобы что-то приключилось, чтоб не впустую. И вот с целью как-то усилить это желание реальными делами и придумали художник с куратором выпустить открытки как можно большим тиражом (насколько сумма гранта позволит), распространить их где только нужно, да еще и дискуссию провести и всем о том рассказать.
Ведь нельзя допустить, чтобы красота, отображенная художником, исчезла навсегда, чтобы она осталась только на холсте или бумаге. Чтобы слеза или горькая усмешка, чтобы руки опустились, чтобы уже только ждать, когда снесут последний архитектурный шедевр... Так что, как видите, есть среди наших самарских художников и активисты, и это уже вполне тянет на хорошую новость, не правда ли?
Виктория Сушко