Моей маме выплатили зарплату. И отпускные выплатили. Прямо перед отпуском — представляете?
Но у меня по этому поводу возникла не только корыстная родственная радость за маму, которой, как и другим врачам ее поликлиники, и другим врачам еще двух поликлиник города Тольятти, зарплату последний раз выплачивали 15 мая. У меня радость возникла — самой аж страшно — за чиновника. А именно за Сергея Ивановича Кузнецова — замминистра здравоохранения области, руководителя департамента организации медицинской помощи населению — который еще в июне, на пресс-конференции, посвященной Дню медицинского работника, пообещал мне, что «все врачи выйдут в отпуск с деньгами». И мама пошла в отпуск - с деньгами! Ну а разве не радостно, когда чиновник — раз, и выполнил свое обещание?
Хотя Сергей Иванович мне сразу показался каким-то странным. То, что он цитировал Марка Твена с его «гнусной ложью и статистикой» - это еще можно отнести на счет профессионального умения общаться с журналистской аудиторией. Но... зачем он в этой аудитории сказал фразу, которая мне до сих пор спать не дает? Зачем он сказал, что гражданин «должен понимать: не государство ответственно за его здоровье». Дальше он тоже здорово сказал: «В первую очередь необходимо изменить психологию работающего человека. Он должен понимать: государство может в лучшем случае помочь. Но если он сам будет заниматься нехорошими, как говорится, излишествами, то государство не поможет. Здравоохранение что-то отрезать — может. Ну, в лучшем случае — пришить. Таблетку дать большую, зеленую, разломить пополам: одну половину — от головы, другую — от живота, смотри не перепутай. А реально повлиять на продолжительность жизни — только на 10-15%. Еще мы можем поменять психологию врача, воспитать новое поколение врачей, которые будут заниматься именно профилактической медициной. К сожалению, в мышлении врачей сейчас ничего не изменилось: у нас учат диагностировать болезни и их лечить».
Про психологию врачей и их пациентов мне тоже понравилось, но про то, что государство не несет ответственности за здоровье граждан — понравилось больше всего. И мне даже очень захотелось поверить, что передо мной — настоящий честный смелый чиновник. Но потом мне стало чуточку страшно: Сергей Иванович сказал именно то, о чем давно уже думала я. Получается, что я думаю как чиновник. Или чиновник — как я? Или с кем-то из нас что-то не так? Собственно, какая разница, главное — мысль прозвучала. Попробуем ее осмыслить.
По мне, главным делом медицины должна быть профилактика. Возможно, я так думаю в силу возраста и состояния здоровья. Но ведь недаром Сергей Иванович напомнил про 10-15% - это же официальное заключение ВОЗ о том, что здоровье человека зависит от наследственности — на 20%, от экологии — еще на 20%, от медицины — вы уже знаете, на сколько. А все остальное зависит от... самого человека, то есть от его образа жизни. А ведь профилактика и должна заниматься образом жизни. Но даже Сергей Иванович признал, что с профилактикой у нас — могло бы быть и лучше.
Вот что вы вспоминаете, когда вам говорят «профилактика»? Я вспоминаю унылые плакаты в поликлиниках, нарисованные от руки. И... прививки. Было время, когда я с пеной у рта боролась против прививок, а потом в какой-то момент поняла про них одну вещь. Нет, две. Во-первых, современная медицина — это прикладная отрасль фармакологии. И прививочные кампании и календари — лишь одно из проявлений этого факта. А во-вторых, прививки — это попытка родителей переложить ответственность за здоровье своего в общем-то ребенка на... государство, которое пропишет ему укол. Ну ведь почти все у нас верят, что если укололся — то ничего не будет. А про факты обратного говорят мало - и знать не особенно хотят.
Вообще у нас медицинская журналистика — самая цензурная область журналистики. Сколько бы мне ни встречалось околомедицинских журналов, их редакторы всегда бледнеют, встречая в тексте слабый намек (который сами, зачастую, и придумали) — слабый намек на наезд на официальную медицину. Почему медицина так защищает себя? Потому что она на самом деле занимается не тем, чем должна. Она не лечит людей. Это настолько явно, что даже в язык наш вошло. В лучшем случае мы лечим зубы, печень, почки. А чаще всего — кариес, цирроз и нефрит. И получаем здоровый такой кариес...
А вот есть у меня друг, очень любящий Аюрведу. Аюрведа — это такая древнеиндийская наука о здоровье. Не медицина — потому что мы же знаем, медицина — это о болезнях. А о здоровье. Так вот он рассказывал, как в индийских селеньях врачи работают. Их там община содержит, кормит значит. И их работа заключается в том, чтобы ходить к людям в гости и разговаривать с ними. Это их профилактика. Потому что древние индусы решили, что развитие болезни имеет где-то около шести стадий. Но зарождается она обязательно на уровне мыслей — когда мы думаем что-нибудь нехорошее про мир или окружающих нас людей. Потом мы начинаем чувствовать по отношению к ним разные чувства. Потом это вызывает изменения в эндокринной системе — и так постепенно болезнь локализуется в каком-нибудь органе. И примерно на этой стадии наша медицина ее и замечает. Аюрведа считает эту стадию трудноизлечимой или неизлечимой. Ну это я так поняла со слов того самого друга, пусть меня древние индусы, если что, простят. Но ведь и у нас есть замечательная поговорка о том, что все болезни — от головы. И Сергей Иванович не зря говорил про психологию. Я скажу даже больше. В нашем языке слово «врач» происходит от слова... да, «врать», но само это слово раньше было довольно невинным и обозначало изначально просто «говорить, ворчать». Поэтому и у нас раньше словом лечили, словом...
А что до государства... Может ли оно о здоровье населения заботиться?.. Конечно, может. Сделать как-то, чтобы в детских песочницах не было шприцев и окурков, чтобы исчез с улиц новый подвид homo sapiens под названием «горнист обыкновенный» - так называют тех, кто пиво из горла на улице, на глазах у собственных детей... Можно принять госпрограмму, чтоб как в Финляндии — тренажеры во дворах, причем для всех — от детей до пенсионеров. Ломали бы сначала, но поломали бы какое-то время — да и попривыкли. В смысле, на вандализм тоже надо сразу средства заложить. А еще лучше — дать пинка участковым полицейским, чтобы лучше отвечали за госсобственность.
Но в целом замминистра Кузнецов сказал правду. И говорить ее надо как можно чаще: «Государство не несет ответственности за здоровье граждан». Это так же как родители — не отвечают за свое дитя, когда тому стукнет 18 лет. Не отвечают — только плоды пожинают. Но вот мы, похоже, никак не хотим стать совершеннолетними.
Дарья Григорьян
Справка «Парка Гагарина»
«Не думайте, что болезни, страдания и неудачи приходят случайно – они знают, к кому прийти. Люди вызывают их своими делами и мыслями. Мудрец знает, как избавиться от беды, когда она ещё не возникла»
Книга бессмертных
В этом же древнем трактате есть перечисление 108 путей к болезням. Вот лишь некоторые из них:
произносить речи, рождающие возмущение у черни;
беседовать с невеждой о смысле жизни;
помогать в убийстве детей в чреве;
препятствовать другим приносить дары;
обкрадывать стариков с помощью обмана;
продавать спиртные напитки, яды и наркотики;
охотиться ради веселья и забавы;
вырубать или калечить деревья, сады и леса;
продавать и производить оружие;
проявлять подозрительность, скептицизм и цинизм;
не испытывать сострадания к беспомощным;
проявлять жестокость, гнев и раздражительность;
спать днем, а ночью бодрствовать;
достигнув высокого положения, воровать из государственной казны;
срывать без причины цветы;
упиваться вином на глазах у детей своих и матери своей;
осуждать других;
во всем сомневаться или всему доверять;
творить беззаконие, прикрываясь властью;
творить зло и насилие, прикрываясь религией и писаниями;
гордиться своим богатством или тщеславиться своей честной бедностью;
сожалеть о прошлых ошибках;
спорить с царем, со злодеем и с человеком, дерзким на язык;
ссорится со вспыльчивым, впускать в дом завистника и путешествовать с безрассудным;
хранить обиду, лелеять недоверие и не прощать ошибки;
упрекать небо за дождь и океан за бурю; открывать незнакомцу свое сердце и постороннему свою тайну...