Уходят люди. Умирают. Но разве только они? Еще немного и уйдет Дворец спорта. Тот, что на Молодогвардейской. Полвека жил. 48 лет, если точно. Чем он был для самарцев? Вспоминает кинодокументалист Борис Кожин.
Наш, самарский, а в свое время куйбышевский, Дворец спорта. Открываем справочник «Хроника событий», который выпущен к 400-летию нашего города в 1986 году. Открываем, он называется «Cамара - Куйбышев», находим 1966 год и читаем: 1 ноября принят в эксплуатацию Дворец спорта.
Сухой документ. Справка. Но сколько стоит за этой справкой!
Вся Самара, тогда Куйбышев, следила за строительством Дворца спорта. Во всех газетах об этом сообщалось в 1966 году. Хитрость заключалась в том, чтобы успеть открыть его к 1967 году. Всех интересовал 1967 год. Год 50-летия советской власти. Вся страна готовилась к этой дате. И в самом конце 66-го года cдали в эксплуатацию Дворец спорта на Молодогвардейской улице. Наcколько помню, на 6 тысяч мест.
Шесть тысяч мест! Такого Самара не знала. Ни филармония, ни драмтеатр, ни оперный не могли похвастаться таким количеством мест. А рядом возводилось ( cдали чуть позже) новое здание цирка. Вместо цирка шапито, который был в Струковском саду.
Что такое 1967 год? Я cказал, что это год 50- летия Октября. Но давайте посмотрим, как он выглядит, 1967 год, вот в этом справочнике - «Хроника событий».
1967 год. 2 февраля. «Коллектив 3 цеха Металлургического завода имени Ленина, соревнуясь за достойную встречу 50-летия Октября, выступил с инициативой поднять производительность труда на 4 процента сверх плана».
9 февраля. «Cостоялся 5 пленум обкома КПСС. Пленум рассмотрел вопрос «Задачи областной партийной организации по достойной встрече 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции».
4 сентября. «Принято в эксплуатацию после реконструкции здание драматического театра имени Горького». Конечно, к 50-летию Октября. Эта дата висела, висела над всей страной!
И вот еще одна и очень важная информация. Мы говорим, что наш город - миллионник. А когда он таким стал? А стал он таким в 67-м. «14 сентября 1967 года, - читаем все в том же справочнике, - в городе зарегистрировано рождение миллионного жителя».
Студия кинохроники cнимала это событие. Девочка родилась. Наташа. И ее вместе с родителями, заводскими рабочими, возили по всему городу на «Чайке».
Клуб 4 ГПЗ на улице Мичурина. Принят в эксплуатацию 5 ноября 1967 года. 6 ноября на Волжском проспекте принят в эксплуатацию плавательный бассейн спортивного клуба Советской армии...
И так на каждом шагу: открыть, обязательно отрапортовать, принять социалистические обязательства; всех, кого нужно наградить в связи с тем, что эти обязательства выполнены...
21 октября. «Совместным Постановлением ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Cовета Министров СССР и ВЦСПС за участие в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции награждены памятными знаменами локомотивное депо имени Кржижановского Куйбышевской железной дороги; орденом Трудового Красного Знамени - завод имени Масленникова; 4 Государственный ордена Ленина подшипниковый завод...». И так далее, и так далее, и так далее.
Но вот еще одна важная информация. «23 мая 1967 года состоялся 7 пленум обкома КПСС. Рассмотрен вопрос о задачах областной партийной организации по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве завода по производству легковых автомобилей.
И это все год 50-летия Октября. И так по всей стране. Я в это время часто бывал в командировках. В разных городах. Приехал в город Норильск. Это Заполярье, это 67-я параллель. Хозяйственный магазин. Огромный, и на всех ценниках, а там было чем торговать, на всех рядом с ценой - цифра 50. У всех продавцов, которые в синих и черных халатах, на кармане вышито «50». И на всех ценниках — 50. Там унитазами торговали, и на ценнике унитаза -50.
Приехал на Сахалин. В город Корсаков, это самый юг Cахалина. Пришел в молочный магазин, а там торгуют молоком, торгуют сметаной и торгуют сливочным маслом. Кубы такие. На одном кубе маслом же выложено, не процарапано — выложено, барельеф такой - «50» .
Я продавщицу спрашиваю: «А почему 50?» Она оказалась умной, продавщица. «Да вот, - говорит, - 50 лет стоит - никто не берет». Вот что такое 1967-й год!
И в этом же году (в этом!), в ноябре - выступление в Куйбышеве Высоцкого. Аудитория - 6 тысяч человек. Впервые Владимир Высоцкий выступал перед такой огромной аудиторией. Дворец спорта. Куйбышевский Дворец спорта. Год как построенный. И это был еще тот концертный номер — организовать выступление Высоцкого. Самым трудным было это выступление разрешить. Разрешить выступить Высоцкому во Дворце спорта, где его слушали совсем не 6 тысяч человек. Люди разве что на люстрах не висели, если так можно сказать о Дворце спорта.
Решение разрешить этот концерт принял первый секретарь обкома КПСС Владимир Павлович Орлов. Молодец! Никто не решался из наших партийных боссов принять это решение. Он принял. И Высоцкий выступил. Впервые на такой огромной аудитории. И произошло это во Дворце спорта, построенным к 50-летию Октября.
Как только он у нас появился, так сразу у страны появилась возможность проводить крупные спортивные соревнования не только в Москве. У нас , в Куйбышеве, проходил чемпионат СССР по боксу. Студия кинохроники его снимала. В нашем Дворце спорта проходил чемпионат страны по настольному теннису. Студия выпустила документальный фильм «Этот маленький мяч», он потом потом получил приз на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов.
Снимала студия кинохроники во Дворце спорта и сюжет про Ирину Роднину. Приезжала как тренер. На три недели. Ей показывали город, ну, и, кроме этого, она каждый день проводила занятия со своими учениками. У нас во Дворе спорта.
Он удобен. Удобство в том, что он мог превращаться из боксерского ринга в ледовую арену. Потом, если нужно, в зрительный зал.
И как только в прокате появлялись фильмы, на которые рвалась вся Cамара, то их показывали во Дворце спорта. 6 тысяч человек одновременно смотрели фильм. Удобство для кинопрокатчиков необыкновенное! Пришел и я на такой фильм. Купил билет, что было очень не просто: несмотря на огромную вместимость, билета часто и сюда достать было нельзя.
Но я купил. Два билета. И мы с мамой пришли смотреть этот фильм . И вот здесь на секунду остановимся.
Дело в том, что, когда я нашел места и сел на свое, то понял, что не умещаюсь. Я не знал, куда деть свои длинные ноги. А когда, кое-как пристроив ноги, поднял голову, то голова моя оказалась между ног сидящей в следующем ряду женщины. Она была высокой физической культуры, в отличие от тощего меня, повернуться в кресле, чтобы как-то устроить ноги, не смогла и просто поставила их на мои плечи.
6 тысяч мест, но очень узкие кресла. Я головой между ног, которые стояли у меня на плечах. Трусы были зеленые. Это я запомнил навсегда. А теперь я вам скажу, как называется фильм. Фильм этот назывался «Мужчина и женщина». Клод Лелюш.
Я потом специально ходил смотреть снова этот фильм - во Дворце спорта, кроме трусов, ничего не видел.
Сидел c дамскими ногами на плечах и вспоминал, как маленьким бегал в «Мукомол». Парк от нашего мукомольного комбината. Он был на Степана Разина. За церковью. И я мальчишкой все время туда бегал. Он был недалеко от моего дома — я жил на .
Это был очень заросший парк, но там были всякие совершенно бесплатные для детей аттракционы, и туда вся окрестная ребятня сбегалась во время каникул. Каникулы, и мы быстрей бежим в «Мукомол» или на Волгу. Бегали мы туда босиком. В трусах и босиком. Это очень удобно - у нас ничего нельзя было отнять, если взрослые мальчишки захотят.
И вдруг прошел шорох - будут строить карусель. Детскую карусель. Для малышей. И построили. И мы все время смотрели, как ее строят. И однажды, жарким июльским днем, когда мы c ребятами сидели на скамейке и смотрели, как ведется строительство, ко мне подошли два мужика. Два, и один из них ( ко Дворцу спорта это имеет прямое отношение) говорит: «Парень, у тебя какой размер ноги?» А у меня всегда была большая нога. Соседи бабушку ругали: «Обуй его во что-нибудь. Ходит босиком, от того и ноги большие». Я маленький, а нога уже 37-го. Говорю: «37-й». А мужик — другому: «Коля, ну уж больше-то ноги не будет». Я не мог понять, в чем дело. А они вынули тонкий ремешок и измерили мою ногу. Объем. Я говорю: «А зачем это надо?» - «Да мы, - говорят, - лошадей сделали, надо - стремена. Такие, чтобы любой ребенок спокойно мог в них свою ногу вставить. 37-й. Больше-то у ребенка не будет». Я потом очень гордился и всем говорил, что стремена на карусели сделаны по моей ноге.
Но когда в 1967 году появился у нас Дворец спорта и я туда пошел, чтобы посмотреть один из лучших фильмов, и когда наконец выбрался (откуда я уже вам рассказывал), то подумал: а ведь вот эти двое, что делали карусель, вот эти два, ни в каких вузах не учившихся мужика, поумнее тех, кто проектировал дворец. Нашли мальчишку с очень большой ногой и по его ноге сделали стремена. По большой ноге - не по маленький. И вот тем, кто проектировал Дворец, надо было бы найти женщину высокой физической культуры и сделать кресло таким, чтобы все ее достоинства могли в нем легко поместиться, и чтобы еще место для маневра было. Ну и хорошо бы, чтобы долговязые зрители не мучились со своими длинными ногами. Можно это сделать? Можно. В «Лужниках» же смогли.
И вот я слышал, новый Дворец спорта на месте старого будут строить. Надо очень внимательно подойти к тому, как новый будет выглядеть. Со стороны Молодогвардейской, со стороны Волги. Не испортит ли он района. Подумать над подходами, парковкой, остановками общественного транспорта. И вот этой бы ошибки не допустить. С местами для зрителей. Спортивные состязания идут долго. И фильмы долго идут. А в нашем Дворце спорта шли же еще и концерты.
В Самаре есть художник. Необыкновенно талантливый. Зовут его Юрий Воскобойников. Кстати, сейчас в Доме журналистов и литераторов, который находится на улице, - выставка его рисунков, посвященная Чемпионату мира по футболу. Десятки прекрасных рисунков - недавно он ее открыл. Перед самым началом чемпионата. Сходите, посмеетесь вдоволь и удивитесь мастерству этого человека. Но я рассказываю о Дворце спорта. Какое отношение к этому имеет Юра Воскобойников, мой старый товарищ?
К нам приехала на гастроли Алла Пугачева. А Юра Воскобойников в это время работал в «Волжской коммуне». В штате. Он печатался и в «Литературной газете» на 16-й полосе, он печатался в «Крокодиле»... Где он только не печатался. Он не только умеет рисовать роскошно. Он еще и прекрасные тексты к своим рисункам пишет. Обычно есть темач и текстовик. Так в «Крокодиле» было. А он делает и то, и другое. Остроумнейший, талантливейший человек .
Так вот, к нам приехала Пугачева. В «Волжской коммуне» появляются два рисунка, посвященные гастролям.
Пугачева уже великая певица, все говорят только о том, что приехала Пугачева, что будет выступать во Дворце спорта... Толпы людей пишутся, говоря по- старому, за билетами на ее концерт во Дворце спорта. Просто в очередь пишутся. Цена никого не волнует. Никого! Лишь бы увидеть Пугачеву. Послушать ее песни.
«Волжская коммуна». Юрий Воскобойников. Два рисунка.
На первом — рынок. На рынке человек южной национальности торгует картинами. На одной картине нарисована одна роза. И цена - один рубль. Цены те. Другая картина. На ней нарисованы две розы и цена - два рубля. Третья картина, на ней - три розы. Цена - три рубля. А подпись знаете какая? Подпись: «Жил был художник один».
Вторая картина. Багетовая рамка, нарисована огромная багетовая рамка, обрамляющая наш Дворец спорта. Толпы людей под окошечком кассы, которая торгует наружу. И в самом деле торговала наружу, на улицу, иначе никак - толпы людей собирались у Дворца спорта, чтобы купить билет. Неcмотря на то, что был ноябрь месяц, по-моему. Этого никого не волновало: Пугачева будет во Дворце спорта - привет семье. Люди брали отгулы, чтобы купить билет на этот концерт. Толпы людей.
Итак, багетовая рамка. В рамке — Дворец спорта и толпы...мертвых людей. Или умирающих. Лежат. И у всех пробиты сердца. Стрелами. Кто-то уже испустил дух, а кто-то пытается вытащить стрелу из сердца... Толпа народу погибает возле кассы Дворца спорта, который нарисован тютелька в тютельку.
А подпись знаете какая? А подпись такая: «Взятие Пугачевой Самары».
Он был сдан в эксплуатацию, как тогда говорили, 1 ноября 1966 года, этот наш Дворец спорта. Надо было успеть к юбилейному 1967-му. И только он прошел, этот 1967 -й, только отрапортовали о выполнении всех социалистических обязательств, о том, что все планы были выполнены и перевыполнены, все знамена розданы и все звания присуждены, как случился новый, еще более грандиозный юбилей.
Вся история в том, что 1967 год, год 50-летия Октября, о котором я вам уже докладывал, был годом разминки. Уже с 68 года, если не с конца 67-го, страна приступила к подготовке к 100-летию Владимира Ильича Ленина. Невозможно передать, что творилось в стране!
И надо сказать, что это было очень удобно: только что провели один юбилей, размялись, так сказать, посмотрели, кто на что способен, и cтали готовиться к другому.
Наш город, конечно, принимал самое активное участие в этом. Такие города, как Ульяновск, Казань, Самара, Ленинград, Москва, - те, в которых Владимир Ильич Ленин жил, особым образом готовились к его столетию. В том числе учреждения культуры и физкультуры этих городов. Какое бы мероприятие ни замышлялось, все посвящалось столетию Ленина. Фестивали, концерты, cпектакли, cпортивные состязания... На какой бы площадке ни проходили. Не стоял в стороне от этого всего, разумеется, и Дворец спорта.
Было одно неудобство - конфликтовали. Открывшийся наш цирк и наш же Дворец спорта. Об этом говорили люди, которые возглавляли кто цирк, а кто Дворец спорта. Потому что и те, и другие считали, что cосед, а они рядом - наши цирк и Дворец спорта, зрителей переманивает. Напрасно цирковые волновались. Совершенно напрасно. Вся история в том, что мы город не цирковой. Это даже Никулин знал, и он об этом написал в своей книге. Он ее с этого начал. «Есть города цирковые, а есть театральные. Например, город Куйбышев - город не цирковой. Он театральный». Так он начал книгу воспоминаний, Никулин. Но как бы там ни было, они очень преобразили наш город - и Дворец спорта, и цирк.
Молодогвардейская улица, где их построили, она же была очень запущенной. Это сейчас там - «европейский квартал». Говорят, по-прежнему трубы рвутся и воды часто нет, но выглядит она совершенно иначе — вполне себе «европейский квартал». А начало положил Дворец спорта. Дворец спорта и цирк. Напротив тут же открыли огромный( тогда это было очень модно) магазин. Не успели открыть, а это был магазин самообслуживания, я тут же услышал: «На Молодогвардейской-то, напротив Дворца спорта, самохват открыли». Самохват! Тут же! Самара с этим не задерживается.
Дворец спорта, цирк, а к 30- летию Победы открыли площадь Славы... Район преобразился! И тут же на обертках «Куйбышевских», знаменитых наших конфет, появились изображения и Дворца спорта, и цирка, и площади Славы.
Самара не могла похвастаться обилием таких улиц, какой стала улица Молодогвардейская. И самарцы писали в другие города, с гордостью писали родным и друзьям: «У нас открылся Дворец спорта! У нас открылся цирк! И у нас тут теперь все! И вы не узнаете Молодогвардейскую!»
Самара в то время была закрытым городом, иностранцы гастролей не давали, но звезд отечественной, как тогда говорили, эстрады Самара благодаря Дворцу спорта действительно видела всех. Здесь проходили крупнейшие соревнования, и артисты приезжали сюда с удовольствием. Им это было выгодно - сразу большой заработок. Я уже не говорю о том, что и городу это было очень выгодно. И необходимо было, чтобы Дворцы спорта появились и в других местах города. И один такой дворец появился. На Физкультурной.
И я вам еще вот что скажу. Это очень важно. Свадьбы. Нельзя же передать, какое количество свадеб подарил Дворец спорта нашему городу, и не только нашему городу, а, я думаю, всему Cамарскому краю. Ведь это прекрасное место для знакомства. Прекрасное место, где можно посидеть вместе на концерте, потом погулять, полюбоваться Волгой и откуда, наконец, cовсем не далеко до загса. Пешком можно было дойти и, если не зарегистрироваться тут же, немедленно, то хотя бы подать заявление.
Спасибо ему и за это.
Записала Светлана Внукова