Наука на сегодня стала новым трендом. «Интерстеллар», фильмы и книги Хокинга, Science Slam и многое другое. В октябре, кстати, «Марсианин» выходит еще. Все это призвано удовлетворить любопытство несведущих и развлечь тех, для кого теория относительности — это 2х2. И ведь работает. Из голов постепенно уходит образ безумного ученого с вздыбленными волосами.
На прошлых выходных как раз и проходил Science Slam. А 26 сентября в Cloud Cafe выступил главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич. Он спросил у посетителей кафе, в каком будущем они хотели бы жить.
Выступление Григорий Тарасевич начал с таких вот «позитивных» слов: «Будущего у нас нет. Мы его не принимаем». Заявление встретило тишину в кафе. То ли посетители пытались понять смысл сказанного, то ли еще не успели включиться в беседу. Жители России живут в трех типах настоящего — пояснил Тарасевич. Первый тип — это «здесь и сейчас». Такие люди стараются взять от жизни всего и побольше. Лучшая машина, лучший кофе, лучшая работа. Кто знает, что будет в этом пресловутом будущем, важно то, что здесь и сейчас. Второй тип «берет то, что есть». Они не особо притязательны. Что получили, то и хранят. Не важно, какого качества эта получка, главное, «что может быть и еще хуже». Так что лучше взять то, что дают и возникать. Третий тип — те, кто живет только в будущем, построенном, скорее, на иллюзии. Такие люди готовы экономить, ограничить себя во многом, чтобы в прекрасном будущем получить больше и лучше. О том, что такое будущее может никогда не наступить, они стараются не думать. Вот и живут люди в таком рыхлом настоящем и ждут рыхлого будущего.
Затронул Тарасевич и тему Великой Отечественной войны. Это все хорошо, что помним, что празднуем, поздравляем ветеранов. Да только пафос у праздника неверный. Все твердим, что это Мы победили в войне, что это Мы мир спасли. Да вот только не мы, а те самые ветераны, о которых вспоминают только в мае. Люди застревают в прошлом даже чаще, чем в настоящем. А будущее когда там еще наступит…
Но о прошлом можно говорить долго и много, а ведь темой дискуссии было будущее. «Проснетесь вы в 2045 году, и что хотите увидеть?» — спросил Григорий Тарасевич посетителей. Тут уже зал кафе постепенно начал оживать. Все в основном отвечали, что было б неплохо, если всю рутинную работу будут выполнять роботы. А человек получит больше времени для себя любимого. Только проснулся, а тут уже завтрак готов, посуда вымыта, даже холодильник уже сам недостающие продукты закупил. А человек сможет уделить больше времени любимому делу, любимым людям, любимой работе и так далее. Вот только как бы мы не превратились в беспомощных плюшек из мультика «Валли». Фантазия фантазией, а вот человеческая лень — суровая реальность. Другие же мечтали о создании другого измерения, которое мало чем будет отличаться от нашего. Вот не успеваешь доехать до места, где проходит выступление Тарасевича, нажал на кнопку, и перед тобой уже голограмма главного редактора, вещание в реальном времени. Сидишь на кухне, пьешь чай и смотришь. «Вот только такими темпами никто и не соберется на следующую дискуссию» — посмеялся Григорий Тарасевич.
«А вы готовы отдать 15% своего дохода, чтобы в 2035 году люди создали колонию на Марсе?» — внезапно спросил он. Люди в кафе долго не думали, большинство подняли руки за то, чтобы пожертвовать часть своих денег на колонизацию другой планеты. Те, кто отказались, говорили, мол, и так денег на жизнь не хватает, а тут колония на Марсе, куда сам-то никогда не попадешь. Другие же считали, что лучше порядки сначала дома навести, прежде чем на Марс лететь. Однако, все же, большинство с энтузиазмом отнеслись к идее заплатить за новую планету. «Людям нужна идея. Ведь освоение космоса началось с идеи сделать человека бессмертным» — заметил один из посетителей. И действительно, как вдохновлял людей первый полет Гагарина в космос. Сколько взглядов тогда одновременно устремилось в небо. Он начал эту мечту словом «Поехали». Это слово подхватил и экипаж «Апполона», которые шагали по поверхности Луны. А сейчас, как-то все утихло. Люди вновь обратили взор на бренную землю. Никто не отрицает, что проблем здесь навалом и разгребать их придется ни одну сотню лет. Однако разве не прекрасно мечтать о прекрасном? О том, как человек покорит планеты, быть может, даже другие галактики. Пусть сейчас такие мысли и являются частью фантастики, людям нужна идея, здесь я соглашусь с тем зрителем без колебаний.
Все разговоры, так или иначе, уходили в сторону идеального общества и идеального человека. Как было бы здорово, если люди в будущем станут образованнее, добрее, мудрее и так далее. «А тогда представьте, что вы стали директором школы. У вас неограниченное количество ресурсов. Как бы вы устроили эту школу?» — поинтересовался Тарасевич. Люди в кафе уже и до этого пустились в мечтания, а здесь они получали карт-бланш. Кто-то хотел отменить классы и учить детей всех вместе, другие предлагали обучать всего два года, а там пусть решат, хотят учиться дальше или нет. В целом, говорили об одном и том же: наше образование не рассчитано на развитие индивидуальных способностей. Тут я уже с аудиторией не была согласна. Ведь в основном школа и нацелена на общее обучение. Так ребенок, посещая как уроки литературы, так и физики и понимает, что у него получается лучше и к чему лежит душа. А другие знания лишними никогда не бывают. Кто знает, может, действительно однажды пригодятся интегралы. Более узконаправленное образование молодой человек получает уже в высших и средних профессиональных заведениях. Где он уже и развивает свои индивидуальные способности. Другое дело, что в школе нет профориентации. Я выпустилась из школы всего три года назад и еще помню разговоры о том, что в 11 классе ребята совершенно не знали, куда хотят идти учиться дальше. Отсюда и проблемы. Не всегда ученик имеет здравое представление о профессии или же вообще не понимает, что она из себя представляет. Все это и приводит к тому, что многие осознают, что не хотят учиться на выбранной специальности и либо уходят, потеряв в лучшем случае год, либо остаются и идут работать, не имея никакого желания.
Встреча подошла к кульминации. Тарасевич внимательно выслушал каждого, обсудил точки зрения каждого. «А почему у нас нет таких школ и такого общества? Может, проблема не во власти, которая нам это не дает, а в нас? — спросил он. — Может, нам пора дать сигнал? Сколько жителей России дали сигнал? Мы просто не рассказываем власти о своих мечтах». Может, он прав и так и есть. Ходим недовольные, ругаемся, что все не так, как надо, а все может из-за того, что просто не говорим, чего хотим. Не верим, что нас могут «слушать и слышать». Может, стоит попытаться рассказать, предложить. А не просто ныть и принимать свою судьбу. Будущее мы можем создавать сами. Когда осознаем это, будут у нас и роботы, и полеты на Марс на выходные, и чудо-школы.
Виктория Анистратова
Фото: Владимир Бурыкин
Оригинал статьи здесь.