В воскресенье, 26 марта, в сквере им. Пушкина состоялся митинг против коррупции, организованный Командой Навального. В ходе проведения были задержаны 17 участников акции. Первыми задержали организаторов митинга. К ночи все задержанные были выпущены на свободу, после того как митингующие переместились к зданию Ленинского УВД с требованием освободить задержанных.
Что так напугало самарские власти сказать трудно. Возможно, после массовых митингов обобранных пенсионеров, понимая, что каждая протестная акция в кремлевских коридорах учитывается и понижает рейтинг стабильности, как региона, так и его руководителя, решили сделать все чтобы 26-го марта в городе было тихо и спокойно. В итоге случилось точно по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Заявки на проведения антикоррупционного митинга, поданные организаторами, администрация отклонила. Все площадки оказались занятыми. Альтернативных вариантов, чего требует закон, предложено не было. 23 марта, координатор штаба Навального Екатерина Герасимова разместила в соцсетях свое обращение: «Администрация не реагирует на наши заявления о предоставлении альтернативной площадки. Что тогда будем делать? Проводить митинг в сквере им. Пушкина. Начало митинга в 14:00».
И объяснила, почему сквер Пушкина: «В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 г. № 4-П, «публичное мероприятие считается согласованным... в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения». С учётом позиции Конституционного суда РФ мы считаем место проведения публичного мероприятия согласованным.
Сквер Пушкина по закону является гайд-парком и для проведения там мероприятия необходимо только уведомление (которое мы подали в установленный срок), а не согласование.
В связи с бездействием и незаинтересованностью городских властей, мы самостоятельно подали заявление в УМВД г. Самары об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан во время митинга.
Мы не знаем, что будет делать полиция. И хотим предупредить вас о существующих рисках – полиция может препятствовать проведению мероприятия. Но несмотря на любые обстоятельства, мы должны помнить, что мы – граждане! Мы имеем право собираться и выражать свое мнение, задавать вопросы и требовать ответы!»
Администрация города была поставлена в известность о планах организаторов. Но, не услышала их. Не услышала Герасимову и самарская полиция. Воскресное утро в сквере началось с «планового мероприятия» по уборке сквера. Началась обрезка деревьев и уборка снега.
К началу митинга сквер оказался в окружении полиции. Вход в сквер был перекрыт живым щитом. Представители полиции буквально закрыли собой все проходы, не пропуская граждан «в связи с проведением работ по озеленению».
Задерживать людей начали сразу. Первыми задержаными стали организаторы и группа поддержки: Екатерина Герасимова, Михаил Борисов, Евгений Трубченко, Владимир Авдонин, Егор Алашеев. Их увезли в Ленинский РОВД Самары.
А народ все прибывал. К 14 часам у Пушкина собралось от полутора до двух тысяч человек. Всех, кто пытался взять слово, ожидал один сценарий – кого относили, кого отводили в полицейские машины и увозили в полицию. За чтение стихов Пушкина везли туда же.
«Они явно нарушают наши права. Людей просто забирают, когда те пытаются разговаривать, нам не дают свободу слова, – считает участник митинга Александр Романов. – Мы должны перестать закрывать глаза на коррупцию. Иначе откуда тогда взяться справедливости?»
Спустя час после начала митинга, в РОВД, по словам адвоката Андрея Соколова, задержали 17 человека. Среди них были и несовершеннолетние.
Дальше, чего не ожидала ни полиция, ни самарские власти, участники митинга пешком отправились из сквера на улицу Никитинскую к зданию Ленинского РОВД, где оставались задержанные. Часам к четырем у стен полиции собралось 300-400 человек. Требование одно: «Свободу!» Этот лозунг, подхваченный сотнями голосов, периодически звучал под окнами РОВД. Полицейские, при поддержке дружинников, заблокировали вход в здание.
Между тем, на задержанных не составлялось никаких протоколов, их даже не внесли в журнал дежурного (Кстати, можете войти на сайт полиции. Там нет ни слова ни о митинге, ни о задержаниях). Адвоката Андрея Соколова пустили к задержанным после более чем часового ожидания у входа. Войти удалось только родителям несовершеннолетних, видимо руководитель акции — заместитель начальника городской полиции Игорь Сизоков — сообразил, что отказ родителям несовершеннолетних задержанных дорого ему обойдется.
Пикетирующие полицейский участок разбавляли тишину улицы призывами «Свободу!», «Позор!», песнями Гражданской Обороны и Ляписа Трубецкого, пели хором Гимн России и даже исполнили танец маленьких утят.
Читали Пушкина, «Узник» и «К Чаадаеву». Александр Сергеевич звучал очень злободневно и к месту:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Через полтора часа из дверей РОВД по одному начали выталкивать задержанных. «Мы не уйдем. Выпускайте всех!» звучало на Никитской. Развернули в паре метров от стен полиции плакат с портретом Навального, облитого зеленкой.
Пока человек десять правоохранителей пробирались к нему транспорант исчез. Потом его же развернули прямо напротив входа в РОВД. Через минуту, под хохот собравшихся и крики «Позор!», полицейские, пробравшись сквозь людскую массу, ни кого не обнаружили.
Зазвучал саксофон. Екатерину Герасимову выпустили в 19.20. Встречали ее песней «Выходила на берг Катюша» под аккомпанимент саксафона.
На нее и еще нескольких задержанных составили протоколы по незаконному проведению массового мероприятия и неповиновению сотрудникам полиции. Последний задержанный вышел на свободу в 22 часа. Сегодня, 27 марта, мировые суды должны были рассмотреть дела. Заседаний не состоялось, перенесли на завтра — документы из полиции в суд не поступили.
Очень хорошо и разумно прокомментировал в Фейсбуке произошедшее социолог Владимир Звоновский: «НЕОЖИДАННО много народу. Неожиданно много, прежде всего, для полиции и властей вообще. Идиотская затея с обрезкой деревьев «прокатила» бы с полусотней митингующих. А для тысячи людей – это, скорее добыча, чем помеха.
- много, очень много молодежи. Неожиданно много. Ведь их учат те же учителя, что правильно считают в избирательных комиссиях, к ним в школу приходят попы и казаки. Они не интересуются политикой и сидят в инстраграммх и Вконтактах. Оказалось, что они вообще не в этой лексике живут.
- деполитизация повестки дня сыграла с властью злую шутку. У нее в защитниках остается лишь вялая полиция и горстка блогеров. В поддержку коррупции и местных вождей никто уже не выйдет на митинг. А на стороне протестующих оказалась молодежь, чей статус со временем будет расти хотя бы в силу возраста
- теперь власть имеет дело с сетью. Место одного выступающего, которого тут же «винтили», занимал другой. К ровду пришли сотни молодых людей буквально сразу после задержаний. Сеть запущена в городах, а не в одной Москве и ресурсов для борьбы с ней в регионах не очень много.
- много девушек, ну не половина, но НЕОЖИДАННО много. Посмотрим на следующие акции. Если их доля возрастет, значит, роль борца с режимом становится социально одобряемой и лишения борцов будут компенсироваться поддержкой близкого круга. Примерно так же, как крымнаш стал компенсацией экономических трудностей, возникших на почве санкций
- полиция в полевых условиях разговаривает БУКВАЛЬНО на языке майдана, т.е. использует лексику тех событий и объясняя друг другу ЭТИ события на основе ТЕХ.
- и это еще не выступили пенсионеры (2 апреля). Их кстати, было сегодня совсем немного».
Более резко высказалась Людмила Гавриловна Кузьмина: «Так бояться своего народа, так откровенно демонстрировать свой страх, может, мягко скажем, власть осознающая, что она не власть в том смысле, который зафиксирован в Конституции.Тупая власть лучше ничего не придумала, чтобы перенести митинг из сквера Пушкина к РОВД. Дали опыт молодым. Вышедшие однажды на улицы, уже не зайдут...»
Алена Смирнова, Сергей Курт-Аджиев
Фото авторов
Фото авторов
P.S. В Тольятти, где мэрия также не согласовала антикоррупционный митинг, поскольку за пять дней до акции неожиданно «вышедшел из строя питающий кабель электроснабжения уличного освещения», активисты пошли гулять.
По данным наблюдателей, в парке Победы на «прогулку» 26 марта вышли около 500 человек, полиция сообщила о 350 участниках акции. У некоторых гуляющих в руках были желтые уточки и воздушные шарики с надписями «Он вам не Димон», а также плакаты «Нет Димону, нет коррупции» и «Вор должен сидеть в тюрьме, а не в Кремле».
В правоохранительных органах сообщили, что нарушений порядка допущено не было. В группе «26 марта. г. Тольятти» ВКонтакте рассказали о четверых задержанных на прогулке. В полиции на них составили протоколы «По факту нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, шествия или пикетирования».
Фото tltgorod.ru