19 ноября «Парк Гагарина» уже писал о нелепейшем, мягко говоря, поведении следователей Красноглинского следственного отдела и судей Красноглинского райсуда в деле Гайратжона Камалова, обвиненного в изнасиловании.
Вкратце напомним: Камалов — из числа законопослушных мигрантов из Узбекистана (то есть не нелегал), вполне официально работавший на рынке Красноглинского района. Там много таких же как он продавцов-мигрантов из Узбекистана, все друг друга знают. И вот женатый Камалов стал объектом пламенной страсти другой уроженки Узбекистана, несовершеннолетней по российским меркам, но вполне себе совершеннолетней по узбекским традициям. Девочка, желая разлучить Камалова с женой, оказывала ему различные знаки внимания, но когда он оставил их без внимания, то, видимо от обиды, заявила родным, что Камалов ее изнасиловал. Родные написали заявление в Красноглинское РОВД и Камалова, подрабатывавшего в РОВД дворником, срочно вызвали якобы на работу и тут же взяли под стражу.
Следствие по делу отдано следователям Красноглинского следственного отдела следственного управления СКР (то есть подчиненным Виталия Горсткина) Кукарцевой и Филиппенко. И вот их-то поведение и выглядит очень странно. Во-первых. Сначала следователи выполнили ряд действий (несколько допросов, экспертиз и т.п.), которые не свидетельствовали однозначно в пользу виновности Камалова. А вот дальше они перестали спешить с остальными действиями, которые могли бы внести окончательную ясность в вопрос, не является ли обвинение ложным. Во-вторых, при этом вместо активной следственной работы Камалову просто постоянно продлевают срок содержания под стражей: сначала 16 июля (он задержан 23 мая) срок продлен до 23 сентября (то есть до 4 месяцев); затем продлен еще на месяц; затем — еще... Наконец, в связи с тем, что «закончить производство предварительного следствия к указанному сроку... не представляется возможным», 20 ноября срок продлевается еще на месяц. А в-третьих, и это самое главное, еще 31 июля законный представитель потерпевшей, ее дедушка, написал заявление о прекращении уголовного дела. В связи с тем, что девочка рассказала ему, почему и зачем дала не соответствующие действительности свидетельства. Да и экспертизы, полученные к тому времени, подтверждали, что никакого изнасилования не было — девочка оказалась девственницей.
Но следователям и суду на эти факты как-то наплевать. Так же как наплевать на то, что при очередном продлении срока заключения под стражей невиновному представители потерпевшей просят о его освобождении.
Чего же хотят следователи? Предположения можно строить разнообразные. Ясно, чего они не хотят — исполнять закон, отпустить невиновного.
А вот последствия этого дела, стремительно становящегося скандальным, красноглинские следователи, видимо, просчитать затруднились. Да и судьи, весьма некритично относящиеся к небрежно составленным ходатайствам следствия, тоже об этих последствиях не задумались.
А между тем нетрудно отметить существующий в последнее время государственный тренд на придание особого значения вопросам межэтнических отношений, отношения к легальным мигрантам в России. Судя по всему, федеральная власть очень озабочена максимально бережным и осторожным подходом к подобного рода темам. А тут — такой скандал в области! Кто станет пострадавшим, когда нужно будет искать стрелочников? Да с федеральной высоты, по сути, все едино — что руководитель следственного управления СКР, что руководитель Красноглинского следственного отдела; что председатель областного суда Любовь Дроздова, готовящаяся к переизбранию в должности, что председатель Красноглинского райсуда. Ну а конкретных виновников найдут и высекут уже в рамках региона.
К вопиющей ситуации с Камаловым уже привлечено внимание депутата Государственной думы Александра Хинштейна, обратившегося в соответствующие федеральные инстанции с запросами.
Уже в курсе Уполномоченный по правам человека в области Ирина Скупова, к которой обратились родственники Камалова.
Конечно, обеспокоена узбекская диаспора Самары. Беспокойство это уже вылилось в обращение президента СООО «Узбекская община» к прокурору области с просьбой провести контроль законности действий следствия.
На какой уровень успеет выйти ситуация к моменту освобождения Камалова из-под стражи — пока неизвестно. Это зависит от реакции судов и следствия на очередные ходатайства родственников Камалова. Те обжаловали решение суда от 20 ноября в судебную коллегию областного суда.
Роман Хахалин
Комментарии
Александр Хинштейн, депутат Государственной думы:
- По статье “Кто и зачем подставляет Виталия Горсткина?” мною направлены депутатские запросы в адрес председателя СК России А.И. Бастрыкина и прокурора области М.А. Кабалоева о недопустимости нарушения прав мигрантов в Российской Федерации сотрудниками правоохранительных органов и с требованием провести проверку по фактам, изложенным в статье, с целью принятия мер по восстановлению законности.
Ирина Скупова, Уполномоченный по правам человека в области:
- Я думаю, что усматривается две группы обстоятельств, которые фактически приводят к нарушению прав Камалова. Во первых, это незаконность привлечения самого Камалова к уголовной ответственности.
Но, допустим, дело возбудили — ну так расследуйте. А вторая группа связана с волокитой, которая допускается органами предварительного следствия в лице следователей Красноглинского следственного отдела. Мало того, что процессуальные действия совершаются месяц и даже несколько месяцев спустя, после того, как в ходе расследования выясняется, что нужно назначить экспертизу. Экспертиза назначается спустя длительное время, причем результаты ее не указывают на Камалова как на лицо, совершившее преступление. Но при этом человек уже более полугода содержится в СИЗО. Волокита проявилась даже в том, что назначенное на 19 ноября в Красноглинском суде заседание по продлению содержания Камалова под стражей было перенесено на 20 ноября — из-за несвоевременного поступления материалов из Красноглинского следственного отдела. И так по каждому пункту следствия.
На сегодняшний день, конечно, нужен надзор прокуратуры за этому делом. Потому что, на мой взгляд, человек совершенно незаконно содержится в СИЗО.
Нормохаммад Охунжанов, президент СООО «Узбекская община»:
- Мы хотели бы, чтобы дела расследовались без предвзятости, вне зависимости от национальности подследственных. Если доказано, что человек виновен — пусть несет наказание. Поэтому мы обратились к прокурору области с просьбой лично проконтролировать расследование дела Камалова, чтобы исключить какие-либо незаконные действия в отношении него со стороны следствия, гарантировать полную объективность расследования.