Самарский академический театр оперы и балета показал в Москве, на фестивале «Золотая маска»-2017 оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Напомним: спектакль выдвинут на одноименную Национальную театральную премию в пяти номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучшая работа дирижера» – Александр Анисимов, «Лучшая работа режиссера» – Георгий Исаакян, «Лучшая женская роль» – Ирина Крикунова (Катерина Измайлова) и «Лучшая мужская роль» – Дмитрий Скориков (Борис Тимофеевич). Это второе в истории коллектива выступление на самом престижном театральном фестивале страны. Первое – с оперой Чайковского «Пиковая дама» – состоялось на «Золотой маске»-2016.
Провинцию, слава богу, уже не считают театральной периферией. С каждым годом в числе номинантов «Маски» все больше не столичных спектаклей. В нынешней фестивальной афише они составляют почти половину от общего числа спектаклей.
Судьбу заветных «Масок» решают жюри, которые состоят из практиков сцены – актеров, режиссеров, дирижеров, художников, а также преподавателей театральных вузов и критиков. Таким образом, «Маска» – это еще и признание коллег, что почитается особенно ценным в театральной среде.
Члены жюри – в основном москвичи и санкт-петербуржцы. Конечно, это не может не отражаться на окончательных результатах: все-таки взгляды на театральные процессы из столицы и из глубинки несколько различаются. Далеко не одинаковы и условия существования столичных и провинциальных театров. Что касается нынешнего музыкального жюри, то представителей провинции в нем нет вообще.
На нынешней «Маске» жесткая оперная конкуренция. В числе двенадцати «соперников» «Леди Макбет Мценского уезда» спектакль Большого театра «Катерина Измайлова» – вторая редакция оперы Шостаковича, спектакли «Новой оперы» и «Геликон-оперы», Мариинского театра, оперных театров из Перми, Екатеринбурга, Астрахани и Уфы. За «Маски» в частных номинациях, наряду с участниками спектакля, будут бороться такие мэтры, как дирижеры Туган Сохиев, Теодор Курентзис и Ян Латам-Кениг, режиссеры Римас Туминас, Петер Штайн и Александр Титель, певцы Надя Михаэль, Надежда Бабинцева, Джон Дашак и Ферруччо Фурланетто.
Режиссер-постановщик спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян – о концепции и сверхзадаче постановки:
- По правде говоря, этот спектакль мы не готовили для конкурса, а поставили его, потому что любим работать, любим театр, любим оперу. Партитура «Леди Макбет Мценского уезда», безусловно, всегда вызывала и продолжает вызывать самый искренний интерес дирижеров, режиссеров, художников, да и всех театральных людей, потому что это фантастическая партитура с невероятным запасом энергии и мыслей о природе человека, о природе женщины, знаковое произведение для СССР, для России, для музыкальной культуры XX века. Все эти ипостаси делают оперу Дмитрия Шостаковича поистине бессмертным творением.
Не знаю, какой из ответов на вопрос о моем отношении к переносу времени и места оперного действия покажется более непривлекательным. Если таких переносов нет, в представлении определенного круга нынешних ценителей оперы ты просто перестаешь быть нормальным оперным режиссером. А если они есть, не избежать вопросов: зачем ты это сделал и сколько можно этим заниматься. Манипуляции со временем и местом действия – всего лишь один из множества режиссерских, художнических, театральных приемов, и то, что он почему-то стал чуть ли не определяющим, – маленькая беда сегодняшнего дня. Наверное, это пройдет. Спектакли, конечно же, должны быть разными, и, обращаясь к давно знакомому произведению, понимаешь, что нельзя пытаться открыть его вчерашним ключом, что для этого нужно найти какой-то новый ключ.
Нам показалось, что при постановке оперы «Леди Макбет» уместна игра в старинный – традиционный театр с ретро-ароматом чего-то тургеневского, неуловимого, но окрашенного в фарсовые, гротескные тона. Это соответствует взгляду Шостаковича на жизнь, на рассказанную в опере историю. Для меня было чрезвычайно важно, чтобы зритель, как и я, влюбился в эту историю, в эту музыку, в эту партитуру.
Замечательный театральный художник Вячеслав Окунев передал особую атмосферу сценического действия, в которой все реально и в то же время нереально, все плывет и трансформируется на глазах зрителей, и трудно уследить за тем, как тихая, благополучная усадьба превращается в концентрационный лагерь. Это театральная метафора, чудо, рожденное настоящим художником.
Мне кажется, что хороший оперный режиссер видит произведение и его героев глазами композитора. Бороться с композитором безнадежно: он гений, и все равно выйдет победителем. На главную героиню оперы Катерину мы смотрели, конечно же, глазами Шостаковича, много спорили и шутили по поводу того, как он, будучи совсем молодым человеком, смог настолько глубоко погрузиться в психологию женщины, так тонко ее познать, следовать за каждым движением ее души, за тем, как она манипулирует миром вокруг себя, как трансформируется в зависимости от той или иной ситуации. «Мадам Бовари – это я», – сказал Флобер о героине своего романа. То же самое Шостакович мог сказать о Катерине Измайловой.
Задаваться вопросом, оправдываем мы главную героиню или нет, по отношению к такому гениальному произведению, как опера Шостаковича, неприемлемо. Однозначного ответа нет, потому что познать такой характер до конца невозможно. Это и персонаж чудовищной, жуткой, душераздирающей истории, и, наверное, один из самых прекрасных женских образов в истории мирового музыкального искусства.
Два десятилетия я руководил оперным театром в российской провинции – в Перми, и прекрасно понимаю, каким стрессом для провинциального коллектива являются гастроли в Москве. По правде говоря, мы немного преувеличиваем искушенность тех, кто приходит в зрительный зал в столице. На самом деле это такие же российские люди, как и в провинции, например, или Перми, где достаточно подлинных знатоков и ценителей искусства.
И все же приезд в Москву – это стресс, так как Москва во многом определяет популярность, успех коллектива. Реакция столичной публики, не говоря уже о реакции столичных критиков, к которым лично у меня, признаюсь, достаточно скептическое отношение, – все это чрезвычайно важно для самооценки коллектива.
Уже более двадцати лет с разными театрами, жанрами и спектаклями я являюсь номинантом «Золотой маски». На вопрос о том, что важнее – участие или победа в этом фестивале, всегда отвечаю так: важнее всего собственное ощущение правильности того, что ты делаешь, убежденность в том, что ты должен это делать, так как понимаешь в этом больше многих других. Совсем неверно полагать, что право на что-то ты получаешь, только получив «Маску». В этом смысле испытываю огромное уважение к провинциальным театрам, которые решаются делать то, что порой противоречит общим убеждениям. Это гораздо важнее одобрения того или иного столичного критика. Хочется, чтобы «Леди Макбет» произвела на москвичей такое же сильное впечатление, какое она производит на самарских зрителей при исполнении на родной сцене.
В «масочном» спектакле был занят первый премьерный состав исполнителей оперы. Наряду с номинантами Ириной Крикуновой – Катерина и солистом «Геликон-оперы» Дмитрием Скориковым – Борис Тимофеевич, это ныне ставший солистом Большого театра Иван Максимейко – Зиновий Борисович, солист «Геликон-оперы» Илья Говзич – Сергей, Диля Шагеева – Аксинья, Анатолий Невдах – Задрипанный мужичонка, Ренат Латыпов – Священник, Андрей Антонов – Старый каторжник, Георгий Цветков – Квартальный, Наталья Фризе – Сонетка.
На «Леди Макбет» вместительный зал Московского музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко был заполнен практически до отказа. Среди публики было немало завсегдатаев, не пропускающих ни одного сколько-нибудь интересного театрального события в столице, премьер, выступлений гастролеров, спектаклей фестиваля «Золотая маска». Пришли многие театральные деятели и журналисты.
Как и следовало ожидать, мнения о спектакле оказались самые разные. Кто-то сетовал на старомодность, архаичность, несовременность, каковой, по мнению строгого зрителя, является погрязшая в бытовых деталях самарская постановка. Другой зритель говорит о жажде новых впечатлений и считает, что оперы нынче нужно ставить только так, как это делает Дмитрий Черняков. Тем не зрители отметили в целом высокий уровень исполнения. Были и восторженные поклонники спектакля, которые отметили замечательную сценографию, костюмы и работу исполнителей, особенно Ирины Крикуновой и Дмитрия Скорикова.
В заключение – мнения профессионалов.
Ирина Долженко, солистка Большого театра народная артистка России: «Я не совсем обычный зритель: с Самарским оперным театром у меня давние связи, я не раз выступала на его сцене. Практически все исполнители, занятые в сегодняшнем спектакле, мне хорошо знакомы. Наибольшее впечатление на меня произвело прекрасное, мощное звучание оркестра. В последний раз такое звучание слышала, пожалуй, только у Геннадия Рождественского. В музыкальном и постановочном плане – очень крепкий спектакль, правда, не всегда ощущается полноценный контакт между певцами и оркестром, некоторым солистам недостает силы звучания голоса. Представленная Самарским театром в Москве постановка «Леди Макбет» – очень серьезная работа для нестоличного коллектива».
Александр Гусев, европейски известный знаток оперного искусства, импресарио, член жюри и организатор отборочных туров международных конкурсов молодых оперных певцов: «Когда закончился спектакль, вы могли убедиться, какой теплый прием ему был оказан московской публикой. Самарский театр привез полноценную, слава Богу, реалистическую оперную постановку. Таких сейчас мало. В спектакле заняты хорошие вокалисты, но не у всех достаточно крепкие голоса, соответствующие характеру партий. Очень хорошо, но, к сожалению, слишком громко звучал оркестр, между ним и сценой не всегда соблюдался баланс – впрочем, сегодня такое наблюдается повсеместно. Очевидно, не все исполнители успели привыкнуть к акустическим особенностям сцены. Это не могло не сказаться на моих эмоциональных ощущениях, и в итоге мое положительное впечатление от спектакля оказалось в большей степени умозрительным, чем эмоциональным. Тем не менее это очень достойная работа театра, которая заслуживает высокой оценки».
Несмотря на изменения, которые с течением времени происходят в недрах «Золотой маски», неизменным остается, пожалуй, лишь сам по себе принцип отбора спектаклей и главное – распределения заветных «Масок». Одним из основных критериев при этом, как бы ни оспаривали это утверждение распорядители фестиваля, является не просто талантливое воплощение тех или иных творческих замыслов, но и наличие в них элементов откровенного эпатажа и даже скандальности. В такой ситуации определить заранее, как лягут карты для Самарского оперного театра, достаточно сложно.
Интрига разрешится 19 апреля на торжественной церемонии закрытия фестиваля, которая пройдет на этой же сцене Музыкального театра.
Валерий Иванов,
Фото Юрия Покровского
Фото Юрия Покровского