28 апреля 2017 года в Самарском театре юного зрителя «СамАрте» был праздник. Здесь отметили 20-летие легендарного «Бумбараша» – спектакля, ставшего одним из самых ярких событий в летописи культурной жизни Самары.
28 апреля 1997 года. Этот день наверняка остался в памяти каждого, кому посчастливилось оказаться в числе зрителей в обновленном «СамАрте», который распахнул свои двери после капитальной реконструкции. Театр не изменил прежней прописки, но его здание лишь снаружи отдаленно походило на бывший здесь некогда заурядный кинотеатр. Внутри оно являло собой современное, поражающее необычностью театральное пространство, объединившее зрительный зал и сценические подмостки. Автор проекта известный московский сценограф и архитектор Юрий Хариков превратил зал с обыкновенными рядами кресел и традиционной сценой в легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссера-постановщика артистическую студию, в которой сценическое действо может происходить в любой точке, а зрители всегда оказываются в самом центре развивающихся событий. Так начался принципиально новый этап в жизни «СамАрта».
Первой премьерой на обновленной сцене театра стал мюзикл Евгения Митько, Юлия Михайлова и Владимира Дашкевича «Бумбараш» на темы ранних произведений Аркадия Гайдара. Его постановку осуществил известный режиссер народный артист Латвии Адольф Шапиро – автор идеи перестройки «СамАрта» являющийся с тех пор руководителем его художественной программы. Вместе с Шапиро над спектаклем работали художник Юрий Хариков, балетмейстеры Михаил Кисляров и Екатерина Загребина.
Еще в самом начале репетиционного процесса «Бумбараша» из уст Шапиро довелось услышать, что это будет веселый спектакль о самом серьезном: о месте человека в жизни в период социальных потрясений – эта тема продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
Создатели самартовского «Бумбараша» сумели найти оптимальный вариант сценического воплощения пьесы: не изменив практически ничего в полных революционного пафоса и драматизма гайдаровских текстах, они сделали точные современные акценты, заглянув на нашу историю из своего времени – с конца 1990-х годов. В спектакле – подлинно романтическом представлении, драматический надрыв соседствует с мягким лиризмом, яркие комедийные эпизоды чередуются с эпическими, как бы привнесенными из древнегреческих трагедий: не случайно в развитии действия столь активная роль принадлежит женскому хору.
События в спектакле развиваются стремительно, и даже лирические эпизоды не сбивают его упругого темпоритма. Партитура спектакля разработана мастерски. Действие то и дело перемещается с рассекающего зрительный зал крестообразного подиума на боковые балконы, а то и вообще охватывает зрителей круговой многоуровневой панорамой. Здесь все на своих местах: отточенные мизансцены, органичная актерская пластика, редкостный по своей эмоциональной возвышенности и лирической проникновенности звуковой ряд, яркие световые эффекты.
Отнесенный к когорте мюзиклов «Бумбараш» по существу ближе примыкает к жанру отечественной музыкальной комедии, к которому драматические театры относятся с понятной осторожностью. В лучших традициях этого жанра и прекрасная, мелодичная музыка Владимира Дашкевича, давно ставшая классикой. Организуя действие, она не только задает темпоритм той или иной его мизансцене, но и определяет саму по себе манеру звукоизвлечения исполнителей. Эту предельно естественную, пронизанную искренним чувством манеру не спутаешь с той, которая культивируется в постановках модных у нас нынче современных западных, а также давнишних бродвейских мюзиклов.
Особенно приятно отметить практически безупречный музыкальный уровень спектакля. В этом особая заслуга его музыкального руководителя Василия Тонковидова и хормейстера и вокального педагога Натальи Герасимовой. Спектакль идет без пресловутой подзвучки, зрители слышат естественное, живое звучание голосов и музыкальных инструментов, и это еще больше подчеркивает душевность и эмоциональность происходящего на подмостках.
«Бумбараш» – 1997 подкупал прежде всего своей ансамблевой стройностью, слаженностью компонентов. В нем было немало актерских удач. Особый успех выпал на долю Эдуарда Терехова – Бумбараша, Ольги Агаповой – Варвары, Маргариты Шиловой – атаманши Софьи. Запомнились Игорь Данюшин, сочно и колоритно сыгравший Рыжего командира, приглашенные из академической драмы Сергей Меркушев – Левка с его обезоруживающими душевной распахнутостью и искренностью и Олег Белов, наделивший своего персонажа Яшку наивным простодушием и трогательным лиризмом. А еще запомнились глаза участвовавшей в хоре Любови Альбицкой.
Первый премьерный показ «Бумбараша» прошел на особом подъеме, реакция заполненного до отказа зрительного зала была исключительно теплой и доброжелательной. И вообще: в тот вечер в «СамАрте» ощущалась атмосфера настоящего праздника. Эта же атмосфера сохранилась и тогда, когда на «Бумбараша» пришла своя – детская и юношеская аудитория, приобщение которой к искусству, к современной театральной эстетике всегда являлось первейшей задачей Самарского театра юного зрителя.
«Бумбараш», в котором по-новому раскрылась практически вся труппа «СамАрта», в 1998 году был выдвинут на соискание национальной театральной премии «Золотая маска» сразу по трем номинациям: «За лучший спектакль», «За лучшую работу режиссера», «За лучшую работу художника». «Маску» получил художник Юрий Хариков. На волне театрального бума , который во многом был связан с «СамАртом», «Золотую маску» за поддержку театрального искусства России получил губернатор области Константин Титов.
Новый импульс «Бумбарашу» был дан спустя девять лет – в 2006 году. В восстановленном Адольфом Шапиро спектакле уже не было приглашенных артистов, все роли исполняли артисты «СамАрта». В «Бумбараше» – 2006, естественно, было немало вводов, но исполнители многих главных персонажей остались прежними. В их числе ставший к тому времени главным режиссером Ульяновского театра юного зрителя Эдуард Терехов – Бумбараш, Ольга Агапова – Варвара и Маргарита Шилова – Софья. Органично вошли в ансамбль спектакля и создали искренние, эмоционально наполненные образы ключевых персонажей молодые актеры Алексей Меженный – Гаврила и Денис Бокурадзе – Яшка.
Еще одно знаковое представление «Бумбараша» состоялось 9 августа 2009 года, в день открытия предъюбилейного, 79-го сезона «СамАрта». Это было третье по счету явление «Бумбараша» на самартовских подмостках. Уже почитавшийся легендарным спектакль Адольфа Шапиро обрел новое дыхание. «Сработанный» в свое время на совесть он и по прошествии двенадцати лет сохранил все свои лучшие качества: лишенную ложной патетики романтическую приподнятость, мягкую лирическую струю, щемящую ноту печали о несбывшемся счастье и по-прежнему настраивал зрителей на мажорный лад.
В «Бумбараше» – 2009, на первый взгляд, все было так же, как и в первоначальной версии 1997 года. Но это не совсем так. Теперь заглавную роль исполнял молодой актер Павел Маркелов, яркая индивидуальность которого сместила некоторые ключевые акценты спектакля. В характере Бумбараша-Маркелова смикшированы его исконная крестьянская жилка, простоватость внешнего облика. Герой Маркелова – совсем, совсем молоденький, хрупкий, до чрезвычайности наивный хлопец, отнюдь не рубаха-парень. Его, как перышко, подхватили и закружили не подвластные ему вихри жизненных обстоятельств, в которых напрочь отсутствуют справедливость и логика и которые воспринимаются им как нелепый жестокий сон, когда ни на что невозможно повлиять и ничего нельзя поделать. Бумбараш постоянно перед необходимостью делать выбор. И как же ему увернуться, спасти головушку то от обрекающих его на верную гибель приказов военного начальства, то от сумасбродства повстречавшегося на пути безалаберного красного командира, то от цинично жестокой банды анархистов. Как доказать людям, что ты живой, хотя и опередила тебя пришедшая в родное село дурацкая похоронка. Безжалостные обстоятельства не ожесточают Бумбараша-Маркелова, а вызывают у него искренне удивление. Артист купается в роли. Бумбараш – это то, что ему нужно. Сценическое поведение Маркелова психологически оправдано во всех ситуациях, в которые попадает его персонаж. До мельчайших деталей выверена пластика артиста, абсолютно естественен переход от разговорной речи к пению.
В «Бумбараше» – 2009 было еще два дебюта исполнителей центральных персонажей. В роли бесстрашного, бесшабашного друга Бумбараша Левки удачно выступил приехавший из Казани обаятельный и темпераментный Арсений Курченков, к сожалению, вскоре покинувший труппу «СамАрта». Роль Варвары исполнила также новая артистка труппы Мария Феофанова.
17 мая 2011 года состоялось юбилейное, 150-е представление «Бумбараша». В этот вечер на сцену в 150-й раз вышли Маргарита Шилова, Игорь Данюшин, Юрий Долгих, Елена Грушина, Дмитрий Добряков, Игорь Рудаков, Любовь Ковыршина и Виктория Максимова.
За два десятилетия «Бумбараш» прошел 187 раз. Столько же раз в этом спектакле выходили на сцену артисты Сергей Захаров, Юрий Долгих, Маргарита Шилова, Юрий Земляков, Дмитрий Добряков, Елена Грушина, Любовь Долгих, Ольга Костюшко и Виктория Максимова. В «Бумбараше» показалось несколько поколений труппы «СамАрта».
28 апреля 2017 года в «Бумбараше» Варвару сыграла Ольга Агапова из первого премьерного состава исполнителей, Бумбараша – Павел Маркелов из нынешнего состава. Кстати, в разные годы наряду с заглавной ролью Маркелов играл друзей Бумбараша Яшку и Левку. В юбилейном спектакле были заняты десять артистов – участников первого премьерного показа «Бумбараша». Наряду с Ольгой Агаповой – Варварой это Маргарита Шилова – атаманша Софья, Сергей Захаров – полковник, Юрий Земляков – поручик, Дмитрий Добряков – командир 4-й роты, Юрий Долгих – Хомяк, Елена Грушина, Любовь Долгих, Ольга Костюшко и Виктория Максимова – женский хор. Гаврилу сыграл Алексей Меженный, Яшку – Алексей Кондрашев, Левку – Ярослав Тимофеев, рыжего командира – Юрий Коннов, парикмахера – Арсений Плаксин, мельника – Игорь Рудаков.
На двадцатилетний юбилей самартовского «Бумбараша» в Самару специально приехали режиссер-постановщик спектакля Адольф Шапиро и первый исполнитель роли Бумбараша художественный руководитель и главный режиссер ульяновского театра Nebolshoy Эдуард Терехов. В зрительном зале были игравшие в первом премьерном спектакле артисты Олег Белов и Людмила Гаврилова, руководитель оркестра, принимавшего участие в премьере «Бумбараша», Анатолий Майоров, хормейстер Наталья Герасимова.
С течением времени с появлением новых исполнителей в «Бумбараше» происходило смещение тех или иных смысловых акцентов, но спектакль и сегодня не перестал быть актуальным – достаточно прослушать сводку новостей о творящемся в мире политическом беспределе. «Бумбараш» также нисколько не устарел ни в постановочном, ни в визуальном, ни в эмоциональном планах. Более того, после бесконечной череды промелькнувших за это время перед глазами супермодных режиссерских «откровений», спектаклей-«новаций» и гламурной антрепризной пены еще более очевидными стали заключенные в самартовском «Бумбараше» подлинная театральная культура и безупречный режиссерский вкус.
Как и на премьере двадцать лет назад, 28 апреля 2017 года «Бумбараш» прошел на одном дыхании, а зрители с волнением следили за перипетиями судеб попавших в непростой коловорот исторических событий персонажей. Как всегда звенящая тишина повисла в зрительном зале в трагически абсурдистском по своей сути финале спектакля: под бодрые куплеты маршируют, а затем застывают в смертельной агонии все персонажи – белые и красные, живые и мертвые, «правые» и «виноватые», «злодеи» и «праведники», а на центральном сценическом помосте – нелепо погибшая Варвара и склонившиеся над ней убитые горем непримиримые враги – Бумбараш и его брат Гаврила. Женский хор пронзительно вопрошает: «чего добились, поглядите», а щемящая нота, на которой истаивает завершающая спектакль едва слышная мелодия-плач воспринимается как обращение к человеческому благоразумию, дарящее надежду на то, что подобное, может быть, никогда больше не повторится...
Слово о спектакле
Эдуард Терехов, заслуженный артист России, первый исполнитель роли Бумбараша в самартовском спектакле:
«Роль Бумбараша стала для меня революционной. Это был мощный импульс, который во многом изменил и меня как артиста, и мое отношение к актерской профессии, к работе с режиссером. Эта роль подарила мне много открытий, она стоит особняком в моей творческой биографии. Конечно, нынешний исполнитель роли Бумбараша – другой, у него другая, отличающаяся от моей природа. И герой его не похож на того, которого играл я. Несмотря на это, у меня нет неприятия того, что происходит на сцене. Бумбараш все равно остается Бумбарашем. Не перестаю удивляться, насколько добротно сделан спектакль: спустя два десятилетия он не только ничего не растерял, прекрасно сохранился, но и обрел новое звучание. Некоторые сцены просто потрясают. Это без преувеличения великий спектакль, великая режиссура».
Олег Белов, заслуженный артист России, народный артист области, актер первого премьерного состава самартовского «Бумбараша»:
«Получив из «СамАрта» предложение принять участие в постановке «Бумбараша», мы с Сергеем Меркушевым, конечно, сразу согласились встретиться с режиссером-постановщиком спектакля Адольфом Яковлевичем Шапиро. Мы ему понравились. Меня брали на роль Яшки, Меркушева – на роль Левки. Пришли на поклон к Гвоздкову, он тут же согласился и отпустил нас. Не перестаю говорить спасибо «СамАрту». Тогда, в 1996 году, этот театр протянул мне руку помощи, потому что в драме у меня ничего не было. «Бумбараш» стал моим первым спектаклем в «СамАрте». Это музыкальный спектакль. Мне и в драме приходилось много петь, но здесь – другое дело: нужно было привыкнуть к необычному залу «СамАрта». Шапиро сделал для меня открытие в актерской профессии – играть биографию персонажа, что сразу открывает объем роли. Он говорил, что зритель не должен скучать, а, находясь внутри действия, должен быть сопричастным к происходящему на сцене. Во всем этом было много хорошего, полезного для моего профессионального роста. В «Бумбараше» я играл с большим удовольствием до 2004 года.
Впечатления о сегодняшнем спектакле самые замечательные. «Бумбараш» стал еще современнее. Жаль, что мы редко заглядываем в свою историю, а могли бы избежать многих роковых ошибок. Здорово, что актеры относятся к спектаклю с такой любовью, сохраняют его. Он согрет их душой».
Анатолий Майоров, профессор Самарского института культуры, руководитель оркестра, принимавшего участие в премьере «Бумбараша»:
«Не могу поверить, что со дня выпуска «Бумбараша» прошло двадцать лет. Для Самары это была, конечно же, постановка, новаторская во всех отношениях: отсутствовала традиционная сцена, необычным было размещение зрителей, спектакль шел под аккомпанемент живого оркестра. Вспоминаю необычную ситуацию: перед самой премьерой выяснилось, что забыли предусмотреть место для оркестра. Музыкантов посадили за зеркальной панелью, откуда не было видно происходящее на сцене, что затрудняло контакт с поющими актерами. Все эти трудности вскоре удалось преодолеть. Для меня это был первый театральный опыт, первое знакомство с театральной «кухней». Приятно поразила творческая атмосфера, царившая в «СамАрте», энтузиазм и даже фанатизм, с которыми актеры относились к своей работе. Все это дало прекрасный результат: публика принимала спектакль «на ура».
Адольф Шапиро, народный артист Латвии, режиссер-постановщик самартовского «Бумбараша»:
«Я очень боялся ехать в Самару смотреть этот спектакль. Но мои опасения оказались напрасными. Все удивительно. В финале не смог удержаться и просто расплакался. Что сказать, «СамАрт» – замечательный театр. Ведь спектакли рождаются, живут и умирают, и представить через двадцать лет после премьеры абсолютно живой спектакль – огромная заслуга коллектива театра и его директора Сергея Филипповича Соколова, который не только живет театром, но по существу в нем и живет. Я несколько раз предлагал ему снять «Бумбараша» из репертуара, но он сделал все, чтобы спектакль продолжал жить – и не формально, а по-настоящему волнуя зрителей. Артисты играют хорошо, декорации – как новые. Такого сегодня не увидишь нигде. Это действительно праздник. И еще. Время «монтирует» спектакль, делает его еще более актуальным. Режиссерская работа эфемерна, ее руками не потрогаешь. Но когда ты находишься в зале «СамАрта», к созданию которого имеешь непосредственное отношение, и смотришь поставленный тобой давным давно спектакль, ощущаешь особую гордость. Пожалуй, все это не самое плохое из того, что мне довелось сделать в этой жизни».
Валерий Иванов
Фото Евгении Смирновой и Антона Сенько
Фото Евгении Смирновой и Антона Сенько