В нынешнем году Самара впервые попала в орбиту уникальной музыкальной акции – Транссибирского Арт-Фестиваля, инициатором и художественным руководителем которого является всемирно известный скрипач Вадим Репин. Фестиваль родился в 2014 году и за короткое время своего существования успел завоевать огромный авторитет, обрести международный статус.
Новосибирский мальчик Вадим Репин начал играть на скрипке в пять лет, а уже в одиннадцать, будучи воспитанником выдающегося педагога Захара Брона, стал обладателем Золотой медали проходившего в польском городе Люблине Международного конкурса имени Венявского. Четырнадцатилетним подростком Вадим выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, в пятнадцать лет впервые сыграл в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле, а в семнадцать одержал победу в Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, став самым молодым победителем в истории этого престижного состязания.
По свидетельству современников великий музыкант двадцатого века Иегуди Менухин назвал молодого Вадима Репина самым совершенным из всех скрипачей, которых ему довелось слышать, и лучшим скрипачом из ныне здравствующих. Исполнительская карьера Репина феерична. Он выступает на лучших концертных мировых подмостках, играет с самыми знаменитыми дирижерами и оркестрами.
В самарском фестивальном концерте нынешнего, четвертого по счету Транссибирскиого Арт-Фестиваля, который прошел 16 апреля в зале областной филармонии, Вадим Репин выступил в сопровождении академического симфонического оркестра филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Михаила Щербакова.
В первом отделении в исполнении оркестра прозвучала Четвертая – «Итальянская» симфония Мендельсона. Программу второго отделения составили Первый скрипичный концерт Макса Бруха и Рапсодия «Цыганка» для скрипки с оркестром Мориса Равеля, в которых солировал Вадим Репин.
Игра замечательного музыканта произвела без преувеличения магическое впечатление. Репину присущи редкостное сочетание технического совершенства и виртуозного мастерства с исключительным благородством исполнительской манеры. Ее внешняя сдержанность и сосредоточенность – свидетельства глубочайшего погружения артиста в музыкальную ауру исполняемых произведений. Утонченная – сродни священнодействию, лишенная малейшего напряжения игра Вадима Репина то дарила слушателям ощущения гармонии и умиротворения, то увлекала их в вихри ярких эмоциональных переживаний.
Возвышенным, буквально проникающим в душу было звучание уникального репинского инструмента – одного из знаменитых созданий Антонио Страдивари, на котором играл современник мастера известный скрипач Пьер Роде, почитавшийся конкурентом самого Паганини.
По окончании концерта публика отблагодарила замечательного музыканта восторженной овацией.
Отвечая на вопросы самарских журналистов, в числе которых и пишущий эти строки, Вадим Репин рассказал о фестивале и немного о себе.
- Вадим Викторович, несколько слов о том, как родился Транссибирский Арт-Фестиваль.
- В течение многих лет друзья подталкивали меня к созданию какого-либо музыкального форума в Новосибирске – моем родном городе. Этому фестивалю предшествовали годы размышлений. Хотелось сделать что-то оригинальное, не похожее на то, что уже существует. Родившаяся в 2014 году идея Транссибирского фестиваля, на мой взгляд, великолепна прежде всего потому, что помогает выстраивать музыкальные мосты между разными городами и регионами. Акции фестиваля проходят не только в Новосибирске, но и в городах области. На второй год в фестивальной орбите оказались Красноярск, Омск и Екатеринбург, а на третий год география фестиваля перешагнула границы страны: мы побывали в Израиле, Южной Корее и Японии. В афише нынешнего, четвертого фестиваля концерты в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Тобольске, а также в Брюсселе.
- Как в географии вашего фестиваля появилась Самара?
- Я всегда подчеркиваю, что Транссибирский фестиваль – это своеобразное музыкальное путешествие. Оно чрезвычайно интересно для нас, артистов, так как дарит встречи с новыми музыкантами, оркестрами и, конечно, с новой публикой. Мы приехали в Самару прежде всего потому, что в городе проявили большой интерес к нашему фестивалю. К тому же находящаяся на историческом гастрольном маршруте Самара – город, в котором я никогда не был, так что выступление здесь для меня премьера. Это довольно редкая для меня ситуация: за последние десятилетия довелось выступать, кажется, везде.
- Каковы главные отличительные особенности Транссибирского фестиваля?
- Это многожанровый фестиваль. Проект оказался на редкость интересным и развивается даже быстрее, чем мы ожидали. В фестивале принимают участие мировые знаменитости, программы концертов чрезвычайно разнообразны – мы себя не ограничиваем ничем. Есть даже концерты-капустники с юмором и неожиданными гостями. Каждый год бывает мировая премьера произведения, специально написанного для нашего фестиваля, что позволяет расширить репертуар различных инструментов. Это всегда не только радостное, но и очень трепетное, волнительное событие, так как никогда не знаешь, что именно будет предложено композитором. На нынешнем фестивале были исполнены новые концерты для духовых инструментов – трубы и флюгенгорна. Не забываем мы и о работе с детьми и учащимися общеобразовательных школ и лицеев, где нет преподавания музыки. В этом году это направление получило замечательный, буквально взрывной отклик слушателей: за двенадцать дней в Новосибирске фестивальные мастер-классы посетили более четырех тысяч человек. Предмет нашей особой гордости – программа «Дети – детям» с участием талантливых юных музыкантов-исполнителей.
- Вы, Вадим Викторович, патриот своего родного города.
- Безусловно. Для меня важно, чтобы на время проведения фестиваля по значимости этого события и по уровню артистов, принимающих в нем участие, Новосибирск не уступал таким европейским музыкальным столицам, как, например, Париж, Лондон, Москва, Санкт-Петербург. И чтобы всемирно известные исполнители непременно выступали с местными музыкантами, выстраивая таким образом диалог культур. Меня радует, что все фестивальные концерты, программы которых никогда не повторяются, проходят с огромным успехом, а зарубежные гости неизменно отмечают оригинальность концепции фестиваля и его высочайший уровень.
- Чем вы руководствуетесь, формируя программы фестивальных концертов?
- Мой первый вопрос приглашаемому исполнителю: какой ваш «конек»? Исходя из этого мы выстраиваем остальную часть программы концерта, чтобы она получилась оригинальной, интересной и привлекла внимание публики. Поскольку приезжающие к нам артисты исполняют свои любимые сочинения, качество исполнения этих сочинений на порядок выше, чем чего-то другого, заказанного нами. Лично для меня таким «коньком» всегда является то, что предстоит исполнить в концерте. Было время, когда мне было все равно что играть: нравилось буквально все. Потом, повзрослев, стал выбирать. Очень трудно держать на высоком уровне все пятьдесят скрипичных концертов, находящихся в моем репертуаре. И все равно есть произведения, к которым душа лежит больше. Это гениальные концерты Брамса, Бетховена, Прокофьева, Шостаковича, Берга. В их числе и концерт Бруха, который я выбрал для Самары. В нем присутствует буквально все: и страсть, и чувственность, и праздничность, и виртуозность.
- Как сложились ваши взаимоотношения с музыкантами оркестра, какое впечатление произвела на вас Самара?
- Взаимоотношения с музыкантами оркестра сложились прекрасно. Уже к концу прошедшей перед концертом репетиции мы симпатизировали, улыбались друг другу. В Самаре замечательная, чуткая, умеющая слушать публика. Очень понравился город, хотя времени на знакомство с ним было в обрез. Если наши дружеские, человеческие и творческие отношения будут успешно развиваться, уверен, что концерты Транссибирского фестиваля можно организовать не только , но и в городах области. Хочется надеяться, что со временем в городе появится новый концертный зал, не уступающий по акустическим параметрам замечательным залам в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске. Наш фестиваль – ровесник построенного в Новосибирске концертного зала. Его появление, очевидно, и стало последней «каплей» для принятия решения о создании фестиваля.
- Можно ли рассчитывать на ваше участие в проводимом Валерием Гергиевым традиционном музыкальном фестивале «Мстиславу Ростроповичу»?
- Начинать мечтать об этом можно уже сегодня – ведь и Ростропович, и Гергиев сыграли огромную роль в моем музыкальном становлении. Но сейчас для меня приоритетом номер один даже по сравнению с выступлениями за рубежом является Транссибирский фестиваль, в зависимости от которого я строю свой гастрольный график. В будущем году фестиваль будет пятым по счету, а это уже юбилей. Программа этого фестиваля будет самой насыщенной, в нем примут участие мировые звезды первой величины. Игра на скрипке дарит мне вдохновение. Музыка настолько всеобъемлюща, что если заниматься ею серьезно, отдавая душу, она никогда себя не исчерпает и будет источником подлинного счастья.
Валерий Иванов
Фото Михаила Пузанкова