Гласности и так не было, а тут еще и открытость рухнула
- Подробности
- Создано 11.01.2012 14:02
Некоторые итоги 2011 года для журналистов, СМИ и правительства области
В итоговом годовом отчете Фонда Защиты Гласности, посвященном проблемам журналистов и СМИ в распространении информации и осуществлении профессиональной деятельности Самарская область упоминается неоднократно: 1) в связи с судебным преследованием бывшего главреда «Новой газеты» , а ныне — главного редактора «Парка Гагарина» Сергея Курт-Аджиева (напомним, лишь в 2011 году ему были принесены официальные извинения государственных органов за незаконное уголовное преследование и возмещен моральный ущерб); 2) в связи с ограничением распространения летом 2011 года номеров газеты «Самарское обозрение» и журнала «Дело», посвященных деятельности видного единороса, а по совместительству — владельца сети алкогольных магазинов «Горилка» Олега Дергилева; 3) в связи с судебным преследованием редактора интернет-портала tltgorod.ru Сергея Давыдова (об этом «Парк Гагарина» писал подробно): 4) упоминается выход перед выборами 4 декабря подложных номеров газеты «Трудовая Самара»; 5) упомянут конфликт между трудовым коллективом и учредителем еженедельника «Тольяттинское обозрение»; 6) увольнение редактора газеты «Степные известия» (Большеглушицкий района) Ольги Дубровиной.
Интересно, что в разделе «Попытки цензуры» за 2011 год, среди конкретных случаев, происходивших в разных регионах России, о нашей губернии сказано коротко - «СМИ области». Формулировка исчерпывающая и, следует признать, очень недалекая от истины. Следует отметить, что кроме области, такой сомнительной чести быть упомянутыми «в целом» удостоились еще только два региона. Так что успехи регионального правительства в выхолащивании независимой журналистики в нашем регионе можно признать несомненными.
В связи с этим представляется любопытной еще одна новость, появившаяся сегодня. Согласно исследованиям, проведенным «Национальной службой мониторинга» совместно с «Институтом независимых политических исследований», «коэффициент информационной открытости» губернатора Артякова в декабре составил 0, 3819, что позволило ему занять 49-е место в рейтинге открытости глав субъектов федерации.
Забавно, что в ноябре наш губернтор занял в таком же рейтинге почетное второе место. Конечно, уже тогда методика вычисления информационной открытости глав регионов вызвала вопросы у тех, кто не понаслышке знает о высоких принципах гласности и честности, внедряемых в отношениях со СМИ областным правительством. В частности, по мнению некоторых экспертов, наличие в каждом информационном материале прямой речи первого лица не является критерием его информационной открытости, если учитывать, что десятки статей и сюжетов в СМИ просто дублируют комментарий губернатора, заботливо подготовленный и разосланный «веером» его пресс-службой. Ответы на те вопросы, которых ему не задавали, вряд ли могут служить показателем доброжелательного настроя первого лица региона по отношению к журналистам.
Тем интереснее неожиданный «провал» Владимира Артякова на 47 мест в рейтинге буквально за один месяц. Впрочем, этому тоже есть свое вполне логическое объяснение. Рейтинг составляется на основе количественных критериев, таких как число публикаций с упоминанием губернатора, процент публикаций, в которых встречается его «прямая» речь. Естественно, в ноябре, перед выборами, СМИ региона не могли не уделять повышенного внимания (даже если предположить, что делали они это совершенно добровольно, без малейшего понуждения) плодотворной деятельности видного государственного чиновника и, по совместительству, первого номера в списке «Единой России» на выборах Владимира Владимировича Артякова. Спокойный, уверенный в себе, в победе своей партии и в будущем вверенного региона, он был везде — в полях, лесах, на стройках и бизнес-форумах, в трудовых коллективах и на важных совещаниях.
4 декабря «Единая Россия» показала свой явно не лучший результат, да и тот, как считают очень многие, был сильно подтасован. И информационная открытость главного представителя единоросской «вертикали» в регионе тут же резко рухнула. Хотя в такой ситуации поговорить было о чем. Тем не менее, весь декабрь Владимир Артяков был вообще мало заметен в СМИ, «прямой» речи почти не произносил, а по результатам выборов высказаться вообще так и не нашел в себе моральных сил. Что вполне закономерно и привело к резкому падению оценки его информационной открытости.
Роман Хахалин
Фото - podrobnosti.ua
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664