Переход в «Древний мир»
- Подробности
- Создано 26.08.2013 14:24
Звон мечей, запах дыма, хижины обмазанные глиной, черепа животных на заборе
В прошедшую субботу обозреватель «Парка Гагарина» попал в прошлое, в древний мир, посмотрел несколько эпох, потрогал их руками и пообщался с жителями тех времен. В Красноармейском районе области в центре исторического моделирования «Древний мир» прошел IV международный фестиваль исторических боевых искусств.
Музей под открытым небом «Древний мир» работает круглый год. Создали его энтузиасты-историки из Самары Игорь и Валентина Субботины. Расположен их уникальный музей на поляне неподалеку от села Каменный Брод. Здесь можно посмотреть экспонаты-реконструкции жизни и быта людей, живших много сотен и тысяч лет назад. Самому музею больше десять лет, последние четыре года здесь проходит фестиваль древних поединщиков: рыцарей, богатырей, лучников, метателей ножей, топоров, копий и так далее.
Пока состязания не начались, я отправился в литейный дворик. Там плавили металл и ковали различные изделия. На краю дворика очень фактурный дедушка раздувал древний горн. Умные и немного ироничные глаза, бородка и необычная шапочка, делали его похожим на чародея или алхимика, все-таки разгадавшего секрет философского камня. Алхимиком оказался кандидат исторических наук, специалист по древней металлургии Сергей Александрович Агапов. «Это площадка, где изучают обработку металла с самых древнейших времен, с 5-8 тысячелетия до нашей эры и вплоть до 16-18 века», - говорил Сергей Александрович, продолжая подавать воздух в меха изобретенного во 2-3 тысячелетии до нашей эры африканского горна, чтобы нагреть металлический пруток до 600 градусов.
По его словам, во всем мире всего 5-6 групп занимаются реконструированием древней металлообработки. И только группа из «Древнего мира» занимается этим круглогодично. Но вот пруток нагрелся, Сергей Александрович вынул его щипцами из костра и опустил в горшочек с водой, раздался шипящий звук.
«Слышите, - спросил с улыбкой «алхимик», - у каждой температуры свое шипение. Так металл с нами разговаривает».
Рядом с литейным двориком - гончарный, где каждый мог слепить горшочек. Как заметила одна из создателей «Древнего мира» Валентина Субботина, таких музеев в мире много, но нигде нельзя трогать экспонаты своими руками. А здесь каждый, в том числе и школьники, может не только посмотреть и послушать, но и попробовать самостоятельно что-то сделать.
После сугубо мужского дела - плавки металла - я отправился к ткачихе из студии«Макошь» Елене Лапшиной.
Сидя за реконструкцией станка «Кросна», изобретенного в десятом веке и использовавшегося по всей Европе, она поведала удивительную историю возникновения российского герба. И пусть воинственные патриоты будут негодовать от возмущения, однако раньше вместо орлов древние славяне изображали на гербе двухголовую куру. Да, именно так она называлась, но никак не курица, а между головами у нее росло мировое дерево. Потом кура превратилась в петуха, а после - в орла, а дерево - в корону. А вообще птица у древних славян символизировала связь с потусторонним миром. Так что, куда смотрят наши орлы, неизвестно, может, вовсе и не на восток и запад, а куда-то еще дальше... Однако нашу беседу о перипетиях трансформации российских символов прервал пожилой мужчина с необычным амулетом на шее: на кожаном ремешке висел настоящий коготь медведя. А сверху на нем миниатюрный череп человека - брелок, конечно. «Амулет называется аюбаш, аю – медведь (татарское – ред.), баш – голова (татарское – ред.). Сам на медведя ходил!» - похвастался Константин, представитель исторического клуба «Кремень» из Ульяновска.
«С рогатиной?» - спросил я его. «Нееееет, с ружьишком гладкоствольным», - широко улыбаясь, ответил он, и мне показалось, что он еще и попробовал древней медовухи. Как выяснилось, славянский амулет немного недоделан, и Константин в ближайшем будущем добавит туда змею, которая кусает себя за хвост, и лапу медведя. Вот тогда композиция, которая символизирует жизнь и смерть, будет завершена. Я пожелал ему удачи в этом деле, попросил медведей все же больше не убивать и пошел смотреть начавшиеся рыцарские поединки.
Что говорить, бои воинов, закованных в железо, – это гвоздь фестиваля. Помимо впечатляющего внешнего вида, одни только грозные шлемы чего стоили, бойцы показывали великолепную технику. Удары мечами, блоки, защита щитами, уходы. Сколько же надо тренироваться, чтобы, навесив на себя по 25 кг, так хорошо двигаться! К тому же стояла жара в 30 градусов. Я зашел за сцену, где, скинув с себя латы, развалились, отдыхая, древние воины. Среди них выделялся высокий боец в рубахе и без лат. Им оказался президент саратовского клуба исторического фехтования «Стальное копье», старший тренер сборной ПФО по историческому фехтованию, чемпион Поволжья и призер России Сергей Уткин. Сам он на фестивале не дрался, привез своих воспитанников.
«Каждый воин, кроме боевой одежды, должен иметь еще и гражданскую. На мне сейчас скандинавский костюм 10-го века», - объяснял Сергей Уткин. Также на нем красовался амулет «Молот Тора» - бога войны у викингов, браслет ручной работы, пояс с серебряными пряжками. Вкупе с другими украшениями названые атрибуты говорили о его достаточно высоком социальном статусе воинского вождя.
Среди участвовавших в поединке воинов не было древнерусских богатырей. Все в основном одевались, как западноевропейские рыцари. Как объяснил Сергей Уткин, экипировка славянских воинов не особо пользуется популярностью, так как их доспехи не отличаются высокой защищенностью. «В основном все выбирают Европу, 14 век, тогда были самые надежные пехотные доспехи. Славянская кольчуга не особо держит мощный удар, недаром у русских воинов позднее на кольчугах появились металлические пластины», - просвещал Сергей Уткин, а мне стало как-то обидно за державу. Однако обида прошла быстро. Президент «Стального копья» рассказал об участии в мировых чемпионатах наших бойцов. «Три года подряд ездили в Словакию, сначала я своих воспитанников возил, а потом и сам поехал, и все три года мы становились первыми. Они нас там уже боятся. Герб «Стального копья» известен на всю Европу», - скрывая довольную улыбку, сказал Сергей Уткин. Я искренне пожелал им удачи и сфотографировал двухметрового богатыря.
Гордый успехами отечественных мастеров щита и меча, со своими вопросами я пристал к самураю. Он уже давно ходил вокруг ристалища кругами, в кимоно и с огромным мечом, чем привлекал внимание всех гостей. Японским воином оказался руководитель клуба «Росич» из Самары Сергей Седых.
Он изучает и восточные единоборства, и европейское боевое искусство - палочное фехтование. По-другому оно еще называется «увечный бой». Драка на палках, окованных железом. Раньше оно было распространено так же широко, как и кулачный бой, в России артели из палочных воинов существовали аж до 30-х годов прошлого века. На вопрос, как же можно совмещать боевые искусства разных сторон света, Сергей Седых сделал неожиданное для меня открытие: «В 12-м веке один из мастеров китайского ушу писал, что смотреть выступления японских бойцов на мечах страшно, так как они замирают в стойке и выжидают момент, когда можно нанести удар, в большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы закончить поединок. То же самое мы читаем и в византийских источниках про славян. Меченосцы застывали в одной позе или долго ходили по кругу в ожидании подходящего момента для разящего удара».
Однако различия между востоком и западом все равно были, рассказал Сергей Седых, но только в мировоззрении. Например, у самураев проповедовался культ смерти. Японский воин всегда должен был помнить о ней и делать все, как в последний раз. Также они верили в реинкарнацию. У славян такого культа не было, и концепции перерождения - тоже.
Свое искусство самурай позже продемонстрировал на сцене сразу после конкурса на лучший костюм старины. Одна из участниц по одному только найденному на раскопках воротничку восстановила все платье.
Это был наряд знатной дамы того времени одного из княжеств Руси. Этим просмотром я завершил свою экскурсию по музею и решил, что пора садиться в «машину времени» и возвращаться в наши дни.
По дороге к выходу из «Древнего мира» мне встретился Анатолий Андриянов, помощник депутата губернской думы и председатель совета местного отделения партии «Справедливая Россия» в Красноармейском районе.
Выяснилось, что он тоже большой любитель истории и уже три года подряд привозит сюда свою дочку.
«Очень интересный музей и нужный. Детям трудно объяснить в классе, что было, например, в бронзовом веке. А здесь они все лучше поймут, так как не только смотрят и слушают, но еще и пробуют сами что-то сделать. Все жители рады, что такая достопримечательность, как «Древний мир», находится в наших краях. Когда глава района Павел Елин на сходе в Каменном Броде предложил сдать в аренду организаторам музея дорогу к нему, мягко скажем, жители села его не поддержали, и правильно сделали». Сами организаторы признаются, что местные власти им не помогают, но и не надо, главное, чтобы не мешали. «Мы сами все делаем, - говорит Валентина Субботина, - я здесь знаю тяжесть каждого бревна. Мы постоянно по мере возможности стремимся расширять экспозицию. Сейчас хотим провести электричество, чтобы легче было поддерживать экспонаты в хорошем состоянии, однако никак не можем найти собственника проходящих рядом электролиний. Они переходили из рук в руки от одной организации к другой, и сейчас концов не найдешь. Нам бы только разрешение дали, мы бы сами все провели».
Анатолий Андриянов пообещал помочь музейщикам в решении этого вопроса. В свою очередь «Парк Гагарина» обращается к районным чиновникам и министерству культуры области с просьбой обратить внимание на уникальный музей и способствовать его развитию.
Руслан Шарипов
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии