Как Гридасов без Гридасова с профсоюзами встречался
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 12.07.2013 12:13
Приглашение областного департамента информационной политики заманивало «11 июля в 11.00 состоится встреча заместителя Председателя Правительства области - министра здравоохранения Геннадия Гридасова с представителями профсоюзных организаций области»
Проигнорировать такое событие было невозможно. Даже несмотря на то, что министр Гридасов не пришел. Он был занят на совещании с федеральным вице-премьером Ольгой Голодец. И вместо Гридасова за все перед профсоюзами отвечал его заместитель Сергей Кузнецов, а также директор территориального фонда обязательного медицинского страхования области Виктор Мокшин. Радушным хозяином встречи, состоявшейся в здании Федерации профсоюзов области, был руководитель Федерации профсоюзов Павел Ожередов.
Он на правах ведущего сразу же добродушно отметил, что сейчас вся страна обсуждает вопросы медицины, у собравшихся, конечно, множество острых вопросов к чиновникам, но стоит все же соблюдать корректность и не забывать, сколь чудовищен груз ответственности за все медицину области, лежащий на плечах приглашенных административных персон.
И сразу же передал слово первой и главной из таковых персон — замминистра Сергею Кузнецову. Тот в своей краткой вступительной речи рассказал об основных тенденциях, которыми живет сейчас медицина России и нашего региона в частности. А тенденции таковы: это укрупнение социально-значимых медицинских учреждений (таких как туберкулезные, онкологические наркологические, кардиологические) путем их слияния и поглощения. Связано это с тем, по словам замминистра, что при наличии большого числа специализированных учреждений или даже отделений и без того достаточно тонкий технический и кадровый ресурс, имеющийся в специализированных областях медицины, «размазывается», не позволяя оказывать качественную специализированную помощь. Особенно это касается сельской медицины. Ведь часто в сельских больницах находится закупленное по медицинскому нацпроекту новейшее оборудование, но при этом нет специалистов и кадров, которые могли бы его обслуживать, да и поток пациентов на это оборудование ничтожно мал. Путем же организации межмуниципальных больниц будет решаться сразу и вопрос оснащения их необходимым оборудованием, и кадровые вопросы, и вопросы востребованности их услуг. Работа в этом направлении уже ведется, отметил замминистра.
Еще одно направление — желание министерства внедрить в регионе больницы восстановительного лечения. Согласно современным медицинским стандартам, утверждает Сергей Кузнецов, даже тяжелейшие операции требуют пребывания больного в стационаре на интенсивной терапии в течение всего нескольких дней. А далее — либо выписка домой с амбулаторным лечением, либо переход в учреждение восстановительного лечения. А таких у нас нет. А наш больной, как выразился замминистра, «любит полежать в стационаре» и считает, что если его продержали лишь несколько дней, значит — недолечили. Действительно, могут быть восстановительные стационары для выздоравливающих больных, но у нас их пока нет. Отсюда — перегруженность стационарных учреждений, оказывающих помощь в острых ситуациях, где задерживаются любыми правдами и неправдами и те, кому пора бы уже переходить к восстановительному лечению.
Кузнецов рассказал о трехуровневой системе специализированных больниц на примере кардиологии. В регионе должно быть 4-5 крупных кардиологических центров, где делают операции особой сложности — аорто-коронарное шунтирование, стентирование. В несколько раз больше кардиобольниц, где оказывают помощь в случае невозможности срочной доставки больного с инфарктом, например, в ближайший из кардиоцентров — таких, где закупоривший сосуд тромб будут пытаться срочно растворить, чтобы купировать острое состояние. И, наконец, «третье сословие» больниц — где будут проходить восстановительно-укрепительное лечение сердечные больные после операций. «Вот таков в целом, широкими мазками, наш план действий», - заключил Сергей Кузнецов.
Хотя затем сразу же, в ответ на дополнительные вопросы, рассказал еще и о том, что, хочешь не хочешь, а новый СПИД-центр будет построен, и согласовано, что будет он располагаться на базе МСЧ №4. Так же как будет построен и новый туберкулезный диспансер в районе поселка Управленческого (в ответ на вопрос председателя профкома СНТК Виктора Чернышева): «Давайте их (туберкулезных больных — Ред.) отвезем в лес и закопаем. Нет вопросов — закопаем. Но ведь туда надо ежедневно доставлять больных, возить врачей, организовывать транспорт. Ну можем построить тубдиспансер в лесу, но ведь тогда для области эти больные станут золотыми», - заявил замминистра здравоохранения. А в области — высочайшая заболеваемость туберкулезом. Особенно в Красноглинском районе, где и запланировано логично строительство тубдиспансера с соблюдением всех санитарных норм.
Затем вставили свое веское слово главврачи двух городских больниц — 6-й и 7-й (Анатолий Улунов и Анна Дубасова соответственно). И если у Анатолия Улунова, несмотря на отдельные недостатки, все к лучшему, обеспеченность кадрами и оборудованием растет, и внутренние резервы успешно изыскиваются, то вот Анне Дубасовой приходится значительно труднее. К ее больнице №7 относятся городские и «загородные» самарские поселки: Мехзавод, Управленческий, Красная Глинка, Прибрежный, Береза, Царевщина. ГБ №7 включает более 30 зданий, разбросанных по огромной территории. Большая их часть — в ужасном состоянии, требуют срочного ремонта, в поселковых медицинских и акушерских пунктах — нехватка кадров и оборудования. На все эти жалобы Сергей Кузнецов ответил парой ничего не значащих реплик типа: «министерство в курсе ваших проблем», но никаких конкретных обещаний или сроков не называл.
Ну, а затем начались «вопросы общественности» - то есть присутствовавшего на встрече во множестве профсоюзного актива.
Особенно активны были представители профсоюзов медиков (что естественно), образования и почему-то работников связи. «Почему, - прозвучал вопрос к директору ТФОМС Мокшину, - по законодательству медицинские учреждения имеют право у нас оказывать только 30% платных услуг, а остальные бесплатно, на деле же выходит — наоборот?»
Ничего подобного, не растерялся Мокшин. По его словам, у нас граждане не совсем хорошо разделяют виды услуг. Если говорить об услугах общемедицинского характера (осмотры, перевязки, лечение травм, инфекционных и иных заболеваний — то они почти полностью бесплатны и оказываются в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). А вот когда речь идет о диагностических услугах с использованием дорогостоящего современного оборудования, да еще и срочных (а часто больные настаивают на срочности, не желая ждать очереди на бесплатную МРТ несколько недель или месяцев) — тогда чаще всего эти услуги оказываются платно. «А вообще, - добавил замминистра Кузнецов, - сто процентов денег на медицину выделяет государство, а дополнительно, за счет платных услуг, она получает лишь еще 8,5%».
«Бывший министр здравоохранения Куличенко благополучно ушел на повышение в Москву, а вы теперь расхлебываете то, что он натворил. Будет ли с него какой-то спрос? Что за позор — медработники на пенсии вынуждены выбивать полагающиеся им льготы исключительно через суды?» - возмущался председатель профсоюза работников связи.
Что касается ответственности Куличенко, этот вопрос спикеры обошли молчанием, а о полагающихся льготах к пенсии, которые приходится бывшим медработникам получать судебным порядком, сослались на несовершенство законодательства и неразбериху в кадровых записях еще с советских времен. «Раньше партия контролировала кадровые вопросы, никакой неразберихи в кадрах не было, а сейчас бардак и воровство кругом», - услышал я краем уха реплики двух сидящих рядом пожилых дам профсоюзного вида.
После раунда вопросов и ответов чиновников директор ТФОМС Виктор Мокшин рассказал о том, как постоянно повышается у нас доступность и качество медицинских услуг для населения, и о том, что организация бесплатной медицинской помощи находится на контроле.
И более того: «У нас позитивные подвижки в «скорой помощи». Становится лучше, поэтому (обращаясь ко всем представителям профсоюзов — Авт.) хотел бы просить вас сдерживать в своих коллективах эмоции по этому поводу».
И под конец Мокшин добавил от лица ТФОМС действительно важную вещь: все действующие ныне медицинские полисы ОМС будут продолжать действовать, все разговоры о замене их с января 2014 года на новые — чепуха, а многочисленные объявления в поликлиниках «Срочно меняйте полисы ОМС старого образца!» - не более, чем коммерческая уловка хитрых страховых компаний.
У профсоюзников было еще много вопросов, но Павел Ожередов решительно положил конец их потоку, подытожив: «Давайте наши вопросы смелее поднимать наверх, обращаться напрямую. Мерседес — очень хорошая машина, но если не нажимать на акселератор, он не поедет», - подразумевая этим, видимо, что система организации медицины и управления ею у нас хорошая, вот только мы, граждане, ею не хотим правильно пользоваться.
Тут же в голове возник противоположный афоризм: «Мерседес — машина очень хорошая, но если за рулем сидит человек, не умеющий водить, то она никуда не поедет».
Роман Хахалин
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664