«Селигер» 2.0
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 25.06.2013 12:35
О форуме «iВолга» многие говорили задолго и до его начала, и до определения места, в котором он пройдет, и даже задолго до того, как вообще стало известно, что точкой его проведения выберут область
Все дело в том, что «iВолга» — это региональный «Селигер» (не озеро, а одноименный форум), который было решено проводить после соответствующего распоряжения Владимира Путина, побывавшего, в свою очередь, в 2012 году на «Селигере» федерального масштаба, проходящем ежегодно в Тверской области. Именно под таким названием — «Поволжский Селигер» — «iВолга» изначально и стала известна в СМИ. В области форум решили проводить потому, что губерния имеет опыт в организации массовых мероприятий: взять хотя бы «Рок над Волгой» или Грушинский фестиваль.
Но от противоречивого «Селигера» пиар-технологи, очевидно, захотели уйти. Форум впервые был организован в 2005 году движением «Наши», то есть под непосредственным руководством Василия Якеменко, до 2012 года занимавшего должность главы Росмолодежи, и под покровительством Владислава Суркова, считавшегося «кукловодом» российской политики нулевых годов и идейным вдохновителем Росмолодежи тех лет. Эти «вожди» уже ушли в отставку, а люди, пришедшие на их должности, последовательно уничтожают их наследие. Да и их экс-подопечные вместо предотвращения «оранжевой революции», топтания портретов оппозиционеров и борьбы с современной прозой после заступления на пост главы Росмолодежи Сергея Белоконева занимаются куда более полезными вещами: так называемой теорией малых дел — борются с незаконными парковками, например, или изымают из магазинов просроченные продукты.
Название «iВолга», очевидно, является данью курсу модернизации, объявленному в свое время Дмитрием Медведевым. Курс, правда, уже вовсю сворачивается, что видно как на примере Суркова, выступавшего его автором, так и на ситуации вокруг форпоста курса — фонда «Сколково», в котором следственный комитет так старательно ищет следы хищений. Тем не менее о модернизации до сих пор говорят, но скорее по инерции. Название форума в такой ситуации носит вполне нейтральный характер и, видимо, соответствует представлениям молодежи о так когда-то полюбившихся им детских лагерях, только теперь в новой ипостаси — высокотехнологичной.
В других регионах, кстати, названия завуалированного «Селигера» менее замысловаты: «Машук» в Ставропольском районе, «БалтАртек» в Калининградской области, «СелиСах» на Сахалине.
На «Иволге» — так форум называют вслух — работают восемь смен: «Ты — предприниматель», «Инновации и техническое творчество», «Политика», «Информационный поток», «Строительство и ЖКХ», «Беги за мной» (фитнесс-смена), «Арт-Квадрат» и «Технология добра» (волонтерская деятельность). Все они функционируют одновременно в разной части Мастрюковских озер, где и проходит форум. Через несколько дней молодых инноваторов на данной площадке сменят поклонники бардовской песни, приехавшие на фестиваль «Платформа им. Валерия Грушина».
Попасть на форум не так просто. Частные автомобили или такси охрана останавливает задолго до подъездов к площадке, на которой проводится мероприятие. Электричка, следующая до станции «Платформа им. Валерия Грушина», останавливается намного выше Мастрюковских озер и ходит всего дважды в день. Если спускаться от нее вниз по лестнице, то открывается неплохой вид на «Иволгу»: в основном его составляют верхушки надувных шатров.
Уехать с форума — тоже интересная задача. Просто так участников не отпускают, приходится писать обращения нескольким организаторам, и только тогда «иволжанина» официально отпускают из лагеря. Именно поэтому подавляющее большинство участников на форум приехало организованно — на автобусах — и, скорее всего, так же организованно уедет.
На своеобразном КПП, лаконично завершающем ту самую лестницу от станции «Платформа», сидят два охранника. Без соответствующего удостоверения, на котором написаны имя, фамилия, «должность» (участник, гость, эксперт, организатор) посетителя форума и прикреплена его фотография, внутрь не пускают, причем с недавних пор проверяют особенно строго. Причина — участившиеся визиты бардов, заранее прибывающих на место, где проходит их любимый фестиваль. По слухам, которые ходят в палаточном лагере, кто-то из поклонников авторской песни будто бы даже успел украсть вещи у участников форума.
Мимо двух охранников проходит уставший после долгого спуска молодой парень, показывает стражам пакет, чтобы те удостоверились, что он не несет ничего противозаконного (алкоголь, например, на «Иволге» строго запрещен, но насколько строго исполняется это правило, проверить не удалось). В пакете у парня — два блока сигарет. При этом курящих на форуме найти сложно — курить запрещено практически везде, единственные разрешенные места — площадки около мусорок и костры (хотя кто-то умудряется и за шатрами). Костры, в свою очередь, разводить также проблематично: нужно заранее позвать сотрудников МЧС, получить у них разрешение, а ночью, перед отбоем, они должны еще прийти и удостовериться, что огонь потушен.
У участников форума сильно развита региональная самоидентификация: оформление некоторых шатров целиком посвящено тем или иным субъектам федерации; посреди площадки стоит стенд «Пермяк — соленые уши»; на многих посетителях надеты майки, надписи на которых уведомляют окружающих, откуда их владелец: «Пермский край», «Татарстан», «Мы — башкиры», «Я — оренбуржец», «А мы из Пензы!» и прочие. Не обошлось и без одежды с партийной символикой «Единой России» или «Молодой гвардии». Некоторые решили особо не раздумывать и носили футболки со своими (или, может быть, чужими) именами, написанными на спине большими буквами («ЛЕНА»).
Подъем у участников форума назначен на 7.30. В 10.00, после построения, зарядки и завтрака, начинается образовательная программа. В 13.00 небольшой перерыв на час и продолжение программы, теперь уже с гостями. В одном шатре «иволжане» слушают про ораторское искусство; в другом — про создание своего бизнеса; в третьем — рассказывает про продвижение своих проектов в социальных сетях медиа-эксперт Александр Зимарин, в свое время засветившийся во многих околокремлевских инициативах. Днем ранее участники форума, вдохновившись семинаром о том, как устроить шествие или митинг, даже принялись за организацию акции против высоких цен в буфетах.
«Не голосовать за «Единую Россию» — значит, бросить страну на растерзание демагогам», — рассказывает в шатре «Политика» депутат государственной думы Франц Клинцевич. Обращаясь к собравшимся не иначе как «коллеги», парламентарий говорит про свой личный опыт в политике; про то, что «другого инструмента, кроме «Единой России», чтобы сохранить стабильность, — нет»; про то, что власть, в первую очередь, дискредитируют чиновники на местах. Клинцевичу задали вопрос о недавно разработанном Татьяной Москальковой законопроекте о службе женщин в армии. «Понятно, что его не примут. Для того чтобы его принять, у нас просто нет денег», — ответил депутат. Его выступление ненадолго прервал самолет, исполняющий трюки в воздухе. «Это чтобы вы знали, какой подарок Клинцевич вам привез!» — хвастался, говоря о себе в третьем лице, парламентарий.
На 18.00 была назначена лекция Дмитрия Азарова, мэра Самары. Специально опоздав на час, «чтобы не конкурировать с ужином», градоначальник областной столицы сначала записал видеообращение к участникам форума, после чего направился на осмотр лагеря в сопровождении организаторов, старательно рассказывающих ему о местных порядках.
Лекцию глава Самары по плану должен был посвятить роли новых медиа в управлении городом. Но, быстро уйдя от заданной темы, Азаров посвятил свое выступление работе мэра, которую назвал «собачьей». С первых слов его речи становилось понятно, что мэр Самары — один из тех бесчисленных управленцев, которые взяли себе на вооружение придуманную в свое время Юрием Лужковым технологию, согласно которой глава города — не политик, а хозяйственник. Хозяйственником себя назвал и Дмитрий Азаров, а позже уточнил, что не пользовался услугами политологов и политтехнологов.
Тем самым Азаров поддержал общий тренд форума: Росмолодежи, какой ее многие запомнили, — «нашистов», «путинюгенда», пресловутой Светы из Иванова, бездумно бьющей в барабаны в колонне боевого, как его принято называть, движения «Сталь», — такой Росмолодежи больше нет. Ей на смену пришли те самые социальные проекты, те самые общественные дела, под эгидой которых — но лишь под эгидой, формально — проходил «Селигер» времен Якеменко. И теперь, вместо того чтобы приделывать фотографии Касьянова, Каспарова и Лимонова к «полуголым телам продажных женщин», активисты скорее разработают новый проект в сфере ЖКХ. И не будут в нем агитировать за нынешнего президента.
Антон Фейнберг
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664