«Приуготавливать будущее - значит всерьез заниматься настоящим»
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 09.01.2013 00:00
Но эта простая максима Антуана де Сент-Экзюпери недоступна тем, кто сейчас определяет жизнь в России
«Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества. Молодежь, я напомню, — это 38 млн человек, или треть населения страны, точнее, 27% — люди от 14 до 37 лет. Это наиболее динамичные и в то же время, я думаю, вы со мной согласитесь, наиболее уязвимая часть общества.
С одной стороны, она способна на многое. Может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует, как вы знаете, поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий.Сейчас практически у каждого молодого человека на повестке дня стоят острые вопросы: ~ получение образования, ~ трудоустройство, ~ социальная адаптация, ~ жилищное обеспечение. К сожалению, на волне кризиса остается актуальным ряд проблем, которые мы не смогли решить раньше, — имею в виду и агрессивность, и преступность, и экстремизм, и национальную нетерпимость в молодежной среде. Все это, к сожалению, есть, и нельзя не обращать на это внимания.
Всеми этими темами мы должны постоянно предметно заниматься, необходимо снять все барьеры для роста, карьерного продвижения молодежи в бизнесе, системе госуправления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации».
В. Путин, 20.02.2009
С тех пор, как Владимир Владимирович произнес эти эпохальные слова, прошло четыре года. Казалось бы, после появления столь беспощадного анализа, столь ясного и четкого плана действий, да еще из уст такого человека, все должно было кардинально измениться. Тем более, за четыре-то года.
Но как узнаешь, изменилось ли? Нам, зрелым людям, не часто удается настолько вкрасться в доверие к молодым, чтобы те начали делиться сокровенным. Как они видят мир вокруг? Как они видят себя в мире? Что будет с ними дальше? Что не устраивает их сейчас? На все эти вопросы так запросто ответ не получишь. Мне посчастливилось достаточно неформально пообщаться со студентами одного из вузов и даже постепенно завоевать кое-какое расположение с их стороны. И вот тогда-то и получить их ответы на некоторые вопросы. Теперь предлагаю читателям ознакомиться. По-моему, это интересно. Возраст отвечающих — 18-20 лет.
Софья:
- Что можно сказать о нашей стране? Богатейшая многовековая история. И между тем, летопись современных лет вряд ли станет поводом для гордости у следующего поколения. На экранах телевизоров мы видим красивую картинку — прилежный ученик сельской школы получил грамоту из рук президента, а в московском зоопарке родила рысь. Да, здорово, что есть до сих пор вещи, которые могут создать впечатление стабильности и покоя. Но, на мой взгляд, вера в это так же нелепа, как и радость первым снежинкам во время бомбардировки.
В стране, в которой я живу, очень много «не». Не до конца отремонтированные дороги, НЕвысокие зарплаты, НЕсовершенная законодательная система, НЕчестные представители власти. В стране, в которой я живу, нет ничего, сделанного для спокойной и размеренной жизни. В стране, в которой я живу, жить по-настоящему страшно. Потому что не видишь перспектив, потому что не уверен даже в настоящем.
Виктор:
- С одной стороны, если посмотреть на жизнь в нашей стране, на первый взгляд, все хорошо. Люди работают, создают семьи, занимаются повседневными делами. Россия занимает отнюдь не последнее место на политической арене, с ее мнением считаются, уважают. В нашем государстве царит демократия, разделение властей, президент и органы власти являются гарантами прав человека и гражданина.
Но если присмотреться ближе, то можно найти явные, требующие безотлагательного решения проблемы, которые почему-то не решаются уже в течение долгого времени.
Например, коррупция. От всего можно откупиться и все купить. Административные и уголовные дела возбуждаются на пустом месте, потому что так захотел влиятельный человек. А другой не менее влиятельный человек может вполне откупиться от возбужденного на него дела. И такие примеры можно найти каждый день... А те законы, которые принимаются сейчас, вызывают лишь смех.
И тут встает вопрос: сколько это может продолжаться? Сколько люди, живущие в нашей стране, будут терпеть то, что их права не соблюдаются и не чтятся государством? На мой взгляд, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Когда-нибудь терпение закончится. Но я не могу представить, что может из этого получиться. Русский бунт всегда, как показывает история, бессмысленный и беспощадный. Кстати, за подобные рассуждения сейчас можно попасть в тюрьму, поэтому выше написанным я, пожалуй, ограничусь.
Александра:
- Что нас ожидает: «завинчивание гаек» или выход на путь цивилизованного развития? Будучи оптимисткой, я все-таки надеюсь на второй вариант. Хотя одной надежды мало, нужны действия. Попытки что-то изменить властями предпринимаются. Но характер этих усилий заставляет задуматься о том самом «закручивании». ...Потуги усовершенствовать законодательство вызывают огромное количество споров и не только не проясняют, но и все больше запутывают ситуацию... Нужно действовать иначе: перенимать полезный опыт других стран, вести диалог с людьми, учитывать их мнение. Но это же долго и нудно. А ужесточение законодательства — работа, хотя и топорная, но относительно быстрая. Таким способом нас скоро не только «закрутят», но и «забьют» сверху молотком, чтобы уж наверняка.
Я люблю свою страну и все-таки надеюсь на иной исход.
Виктор:
- Я неоднократно задумывался о том, что меня ждет впереди... Были планы о переезде в другую страну, где устойчивая система, где все работает, как механизм часов, где можно быть уверенным в завтрашнем дне. Но для подобного шага нужно быть либо очень умным и уверенным, либо очень глупым и легкомысленным. Поэтому данный вариант я не отвергаю, но и не ставлю в приоритет.
… Первая часть плана моих действий уже готова: после окончания вуза я буду получать второе высшее образование, буду продолжать развиваться в духовном и культурном плане, постараюсь найти именно ту работу, которая бы устроила меня. Затем, поднакопив некоторый стартовый капитал, можно будет подумать и о переезде.
Ксения:
- Имея под собой устойчивый фундамент в виде материальных благ и интересного занятия можно и уехать уже наконец из России, потому что Россия для грустных... Счастливое будущее, возможно, где-то и есть, но, кажется, оно не в России или не в такой России.
Карина:
- Я не знаю, кем я буду работать, не знаю, где я буду жить. Но я знаю, что четко буду следовать за своим сердцем, буду стараться остаться в гармонии с собой. А если человек находится в гармонии с собой — не это ли счастье?
Александра:
- Сложно предугадать, что со мной будет, кем я стану через 2-3 года, когда понятия не имеешь, что произойдет с тобой завтра или даже через пару часов. Я абсолютно убеждена: судьба — самое непредсказуемое, что может быть. Поэтому мне остается только надеяться и верить в свой здравый разум.
Полученные от других студентов ответы, может быть, несколько менее яркие по форме, но близки по содержанию. В чем-то ответы еще, как видите, наивны. Но, в общем-то, наличие серьезных проблем в нашей жизни зафиксировано верно. Симптоматично, что студенты, со свойственным молодости еще не утраченным оптимизмом, стараются увидеть что-то положительное в окружающей действительности. И даже в действиях власти, которая почти весь 2012 год не переставала нас удивлять абсурдными и скоропалительными решениями, превосходящими фантазии Кафки и сатиры Салтыкова-Щедрина.
И вот что характерно — студенты ищут свое будущее, жаждут его, но оно расплывчато и нестабильно, как расплывчата и нестабильна окружающая действительность. Многие видят свое желаемое будущее вне России. Хотя упрекать их в этом не поворачивается язык. Очень немногие говорят о семье, детях. Чаще девушки. Но и те, что говорят, не видят в нашей стране условий для совмещения счастливого материнства и любимой работы. Юноши не задумываются о семье вообще, понимая, что придется потратить уйму усилий, чтобы найти свое место в жизни, — в такой ситуации здравый человек не будет спешить брать на себя ответственность за жену и детей. А ведь стартовые возможности людям, выходящим в большую жизнь, все-таки должно бы создать государство. Иначе для чего оно вообще? Предложить именно не халяву, не подачки в виде каких-то пособий, не государственный пенсион, а стартовые возможности — достойного заработка, карьерного роста, обеспечения жильем, нормальной медициной, приличным образованием, просто уважительного отношения со стороны расплодившихся чиновников и контролеров. Человеку (а молодому человеку с высшим образованием в особенности!) важно не только наличие кормушки и хлева для сна. Ему бы хотелось, чтобы его, как образно выразился Остап Бендер, «не линчевали без крайней необходимости». Чтобы видели в нем человека, а не винтик, не безмолвный статистический показатель. Вот этого в России как не было, так и нет.
Ну-ка, вернемся к тому, что четыре года назад говорил нацлидер. «Сейчас практически у каждого молодого человека на повестке дня стоят острые вопросы: ~ получение образования, ~ трудоустройство, ~ социальная адаптация, ~ жилищное обеспечение... Всеми этими темами мы должны постоянно предметно заниматься, необходимо снять все барьеры для роста, карьерного продвижения молодежи в бизнесе, системе госуправления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации».
Четыре года утекли в песок. Что дальше? Может быть, повторить те же заклинания еще раз — авось станет слаще?
Роман Хахалин
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664