Будни подвига
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 16.01.2012 13:22
В Самаре вышла книга о ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Проект «Издание книги памяти «Чернобыль в судьбах наших земляков»» реализован при поддержке губернатора области
В книгу вошли воспоминания около сорока участников чернобыльских событий - немного, из двух с половиной тысяч, что были посланы от области на ликви-дацию. Нельзя сказать, что это еще один взгляд на события, произошедшие 25 лет назад, и это не попытка разобраться в причинах трагедии, причины давно объявлены, виновные наказаны (правда, виноватых, как оказалось впоследствии, гораздо больше, но, тем не ме-нее, книга эту сторону затрагивает лишь вскользь).
«Чернобыль в судьбах наших земляков». Так получилось, что ликвидаторы, отклик-нувшиеся на призыв организации «Союз-Чернобыль» (председатель Г. Т. Фадеев), пре-доставили фотографии из личного архива и рассказали каждый свою историю, большин-ство из которых, как это ни странно не о катастрофе, не о страхе и боли, а о буднях Чер-нобыля. Обычные истории о том, как были призваны военкоматом или направлены в ко-мандировку от предприятия, в большинстве командировочных удостоверений слово «Чернобыль» не значилось… Обычные истории, в которых люди просто рассказывают о том, какую работу выполняли в «зоне», сколько времени находились вблизи разрушенно-го реактора, чем питались, во что были одеты. И кажется, что уже можно сказать баналь-ную фразу о том, что ко всему человек привыкает, как за всей этой обыденностью или обычностью бытия вдруг возникает ощущение, что границы реальности начинают размы-ваться. «Это время в Чернобыле я вспоминаю как некий перевернутый мир», - произносит один из героев книги. «Мы словно находились в каком-то фантастическом фильме», - задумавшись на секунду, говорит другой. А впрочем, это была тоже жизнь, жизнь в тридцатикилометровой зоне отчуждения, границы которой, очертив на карте циркулем, определили чиновники. На самом деле выселять население необходимо было с территории радиусом в шестьдесят километров, но когда выяснили, что цифра получается громаднейшая, решили ограничиться тридцатью километрами. Тридцать первый километр считался уже чистой землей, пригодной для жизни. Да, вот и такой факт можно прочесть в книге, никаких догадок и домыслов, каждый из героев рассказывает только то, что видел, только то, что сам знал, в итоге из обрывков воспоминаний, фактов вырисовывается картина произошедшей трагедии и трагедии отдельных людей, чьи судьбы навсегда останутся связанными с Чернобылем.
И еще одна сторона медали, ведь, как известно их всегда две. Как рассказывает ре-дактор книги, доцент филологического факультета СамГУ Елена Сергеева, ни у кого из ликвидаторов во время встреч и разговоров ни разу не прозвучали такие слова, как «под-виг», «героизм» или «герои». «Мы просто делали свою работу», - говорят люди. И на во-прос, совершенно естественный: «Было ли желание отказаться?», практически все отвеча-ли с недоумением: «Мы обязаны были защищать Родину, которая оказалась в опасно-сти...», и в этих словах никакой патетики, никакой бравады. Все очень просто, можно сказать обычно - так они мыслят, те, кому в 86-м было около сорока, чуть больше тридцати. Как все это воспринимать через призму сегодняшнего дня, как понять? Ведь также известно, что отказаться было невозможно, нельзя было лечь в больницу, нельзя было уехать в деревню, если «кто-то» решил, что ты поедешь, то ты поедешь. Но, повторюсь, жертвой обстоятельств себя никто не считает, более того, для кого-то жизнь в Чернобыле на ликвидации вызывает одни из самых светлых воспоминаний. Это может показаться странным, но для многих Чернобыль стал примером того, как надо работать и жить. «Все было четко и слаженно, работа шла без проволочек», «Это была война, а на войне нельзя было врать», - звучат такие фразы. И можно уже прийти к мысли, что как это по-русски - объединяться в сложных ситуациях, жертвовать собой ради других, но нельзя забывать, что на ликвидацию последствий аварии были посланы люди со всех уголков Советского Союза: из Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины, Грузии, из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана… и понимаешь, что это чувство скорее общечеловеческое...
В книге собраны воспоминания гражданских специалистов, командированных в Чернобыль, самарских ученых, профессиональных военных и тех, кого призвали через военкоматы — резервистов; воспоминания вдов и матерей погибших ликвидаторов, а также списки участников ликвидации, списки награжденных правительственными наградами (более тысячи имен!). Книга собиралась по крупицам. «Когда в прошлом году на факультет пришли представители организации чернобыльцев и поделились своей мечтой – сделать книгу о тех, кто участвовал в ликвидации последствий, - говорит Елена Сергеева, - эта идея поначалу показалась мне трудно выполнимой. И, скорее, всего, она бы и не была воплощена в жизнь, если бы не помощь многих людей. Это и студенты-филологи, которые брали интервью у ликвидаторов, затем расшифровывали магнитофонные записи, сканировали фотографии; это и сами сотрудники организации «Союз-Чернобыль», проделавшие огромную работу по сбору информации; это и руководство и коллектив издательства «Учебная литература», где был подготовлен к печати оригинал-макет издания. Ну и, конечно, если бы не грант губернатора области, книга не вышла бы…».
Татьяна Богомолова
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664