Парк Гагарина

Позиция государства: лицом к деревне

 

Про АККОР, фермеров, рыночную мафию, мегаагрокомплексы и Россельхозбанк

Когда я узнал, что Владимир Стариков, известный самарский предприниматель и — до осени прошлого года — политик, стал президентом регионального отделения общественной организации АККОР, мне как-то захотелось выяснить, что же это за такая организация? Созвонился с Владимиром Николаевичем, стали назначать встречу. Выяснилось, что времени свободного у Старикова крайне мало, поэтому, когда он предложил встретиться и поговорить в офисе «Россельхозбанка», где он вел какие-то переговоры, я решил согласиться — иначе неизвестно, когда вообще состоялся бы наш разговор.

Поэтому беседа наша с Владимиром Стариковым протекала не с глазу на глаз, а в присутствии и с участием фермера из Ставропольского района Юрия Астраханцева и начальника отдела малого бизнеса Самарского филиала ОАО «Россельхозбанк» Айрата Галязова. Ну, и они, естественно, к беседе периодически подключались.

Но начал я мучить вопросами первым все равно Владимира Старикова. Первое, что меня интересовало, как же дошел он до жизни такой — возглавил общественную организацию фермеров, хотя ранее занимался строительством и речными перевозками?

- Когда я занимался общественно-политической работой и ездил по районам области, я слышал от всех сельских жителей одинаковые вопросы: как работать, где работать, что делать и как вообще на селе жить. И захотелось помочь этим людям. Я был избран полтора месяца назад президентом регионального отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (сокращенно АККОР). Это негосударственная некоммерческая организация, которая занимается поддержкой малых и средних форм сельхозпроизводства. 

- И с чего вы начали свою работу? 

- Первым делом мы объехали районы и восстановили первичные отделения АККОР. Кое-где они формально присутствовали, но абсолютно не работали, не исполняли свои обязанности по поддержке и консультированию фермеров и крестьянских хозяйств. Теперь будут работать. Причем мы, когда приезжаем в районы, собираем фермеров и объясняем им, какую помощь и в чём может оказать АККОР, как нас найти, к кому обратиться в районе.

Второе: мы сейчас вошли во все правительственные комиссии, где распределяются субсидии на поддержку сельхозпроизводителей, где решаются вопросы оказания финансовой помощи фермерам и т. д. Работаем с «Россельхозбанком», у которого множество кредитных программ по поддержке малых форм производства на селе. В любых ситуациях, где затрагиваются интересы частных малых и средних сельхозпроизводителей, я защищаю их интересы. 

- Все-таки АККОР — негосударственная организация. А массовая поддержка сельского хозяйства возможна только при интересе государства к этой теме. То есть вам необходимо очень тесно общаться с госорганами, что вы, очевидно, и делаете. Каково отношение власти к проблеме развития фермерства, частного мелкого и среднего сельхозбизнеса? 

- Сейчас государство очень большое внимание обратило именно на малые формы сельхозпроизводства. В связи с тем, что у них наиболее высокий КПД, у них растет производительность, у них есть прибыль. А громадные агропромышленные гиганты, в которые вкачиваются огромные государственные средства, — пройдет два-три года, выясняется, что ничего не получилось, да еще и долгов у предприятия столько же, сколько в него вложили инвестиций.

И эти идеи о создании нормальных условий для развития именно фермерства и небольших крестьянских хозяйств АККОР доносит и до правительства на федеральном уровне. Мы здесь, в регионе, общаемся с областным правительством напрямую. На съездах Ассоциации присутствуют и президент, и премьер, все основные министры. Владимир Путин на Всероссийском агрофоруме в Уфе (28 февраля 2012 г. - Ред.) внимательно выслушал порой весьма острые вопросы и претензии сельхозпроизводителей и прямо там же давал распоряжения министрам, связанные с решением этих проблем. 

- Но ведь село в последние годы просто умирало — отток населения в города, запустение, заброшенные поля... 

- Вот сейчас я вижу очень серьезный настрой премьер-министра на исправление такой ситуации. Одна из основных государственных программ сейчас — программа развития фермерства, целью которой является привлечение новых людей к сельскохозяйственному производству. Выдаются государственные гранты тем, кто намерен создавать фермерское хозяйство. Желающим, конечно, необходимо предоставить пакет документов, и, если грант одобрен, они имеют право на полученные средства либо купить необходимое оборудование, либо докупить земли, либо увеличить поголовье. Плюс еще некоторые средства в гранте можно использовать на улучшение социально-бытовых условий самого фермера. И вот если человек получает такой грант, то это — как ключик к следующей двери. В «Россельхозбанке» есть программы льготного кредитования фермерских хозяйств.

Поэтому сейчас видно осознание правительством важности этой проблемы, и начали действовать много разных поддерживающих программ для фермеров и крестьянских хозяйств: это и уже упомянутые льготные кредиты «Россельхозбанка», и деятельность «Росагролизинга», о котором — чуть подробнее. «Росагролизниг» предоставляет возможность мелким и средним хозяйствам взять в лизинг и оборудование, и скот, и еще что-то, что может понадобиться для сельхозпроизводства. При этом сам производитель оплачивает лишь 10% стоимости приобретаемого, остальное оплачивает «Росагролизинг». А еще областной бюджет субсидирует им 35% затрат на покупку того оборудования или поголовья, которое для них приобретает «Росагролизинг». Действуют областные дотации для сельхозпроизводителей — например, на каждый литр молока это 4 рубля. Областным правительством создан фонд «Велес», который выдает товарные кредиты — привозят отборных финских коров и отдают сельхозпроизводителям.

Так что настрой на то, чтобы поднять сельское хозяйство, виден серьезный — и у федерального правительства, и у регионального.

В этом месте, раз уж, сидя в офисе «Россельхозбанка» мы заговорили о «Россельхозбанке», кое-что решил пояснить начальник отдела того же банка Айрат Галязов. Он рассказал, что РСХБ — банк стопроцентно государственный, созданный специально для того, чтобы оказывать помощь сельскому хозяйству. Что Самарским филиалом РСХБ выдано в первом квартале 2012 года кредитов по малым формам хозяйствования на 300 млн рублей, что вообще для банка приоритетом деятельности является развитие этих самых малых форм хозяйствования на селе, что банк оказывает кредитную поддержку индивидуальным предпринимателям, крестьянско-фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Что «в настоящее время в банке существует более тридцати кредитных продуктов для малых форм хозяйствования, которые охватывают все аспекты малого агробизнеса». И что за первый квартал года у филиала появилось более пятидесяти новых заемщиков — то есть, тех, кто решил начать заниматься фермерством в этом году. И что это говорит об интересе граждан к фермерству и о правильности выбранной государством политики по поддержке малых сельхозпроизводителей.

Впечатленный передовыми позициями «Россельхозбанка» (кстати, председателем правления этого финансового учреждения является 34-летний Дмитрий Патрушев, сын Николая Патрушева, экс-директора ФСБ и секретаря Совета Безопасности РФ. Я всегда радовался от осознания того, насколько талантливы почти все поголовно дети наших высших руководителей), я все-таки продолжил задавать вопросы Владимиру Старикову. Было любопытно, что можно успеть сделать на посту руководителя общественной организации, тем более такой серьезной, как АККОР, всего за полтора месяца? И на какие болевые точки он считает необходимым обратить внимание в ближайшее время?

?Позиция государства: лицом к деревне

- Есть такая очень важная проблема. Фермеры производят продукцию, но ведь ее необходимо еще и продать. А это значит — либо продавай перекупщикам по бросовым ценам, либо пытайся сам продавать в розницу на рынке. А на рынке тоже своя мафия, это всем известно, и она диктует цены. Даже те ярмарки, которые проводились на площади Куйбышева, не были лишены этого недостатка — машины из районов с продукцией останавливали прямо на въезде в город, отдавали производителям деньги, через несколько дней возвращали машину — уже пустую. Так что вопрос с реализацией произведенного для фермеров стоит очень остро. Поэтому мы сейчас открыли первый магазин «Самарский фермер» (около речного вокзала на ул. Венцека,1), куда фермеры могут сдать свою продукцию по нормальной цене, без посредников. Там всегда свежие продукты от крестьянских хозяйств. Через несколько дней, 1 мая, откроем уже второй — на углу улиц Советской Армии и Антонова-Овсеенко. До конца года планируем открыть десять таких магазинов . ?

- А в других городах области, в районах? 

- Тоже есть такие планы — в Тольятти, в Новокуйбышевске. В районах тоже важно — странно, но у нас сельские жители даже молоко пьют «Самаралакто», хлеб им возят из города, хотя под боком производятся все натуральные, экологически чистые продукты. Я же еще по-прежнему занимаюсь паромными перевозками в Рождествено — так что мы и там обязательно откроем такой магазин, тем более что там не только сельские жители, но и дачники, гости из города. Со временем и в районах появятся магазины «Самарский фермер».

А дальше у нас есть проект, и областное правительство нас в этом поддерживает — строительства новых крытых рынков. Все существующие рынки уже давно приватизированы, там существуют свои неписаные правила игры, туда затруднен доступ сельхозпроизводителям. Поэтому сейчас подбираем площадки для строительства новых рынков, где будут закреплены места для производителей из районов, чтобы они могли приезжать и спокойно продавать свою продукцию по своим ценам. И губернатор, и министр сельского хозяйства области Виктор Альтергот (а он очень хорошо знаком со всеми аспектами сельхозпроизводства) одобряют такую идею. И мы можем оказаться первыми в России с этим проектом, такого нигде еще нет.

Еще за эти полтора месяца мы заключили договор с «Росагролизингом», и теперь АККОР может предоставлять желающим технику, оборудование, поголовье скота. Сейчас у нас уже есть пять оформленных и одобренных заявок от производителей на сумму свыше 100 млн рублей. 

- А каков механизм получения такой помощи? 

- Человек обращается к нам, в АККОР. Мы объясняем, какой пакет документов он должен предоставить. И 10% от стоимости потребного оборудования сам производитель должен положить на свой счет. В течение пяти лет он должен выплатить остальную стоимость. А если речь идет о строительстве, то срок выплаты увеличивается до 10 или 15 лет. Например, фермеру нужен оборудованный по последнему слову техники коровник. Мы помогаем собрать документы, затем обосновываем перед «Росагролизингом» необходимость этой заявки, после ее одобрения «Росагролизинг» находит подрядчика, строится коровник, фермер его принимает в пользование. И только с отсрочкой на полгода начинаются выплаты по лизингу. Почему? Чтобы за эти полгода фермер мог начать получать прибыль от оборудования и имел средства для выплат. Это очень удобная схема для малых и средних сельхозпроизводителей. 

- А фермеры-то в области знают вообще, что есть такая полезная организация АККОР, которая готова им помогать? 

- Раньше практически не знали. Но за полтора месяца мы проехали по всем районам, как я уже сказал, создали первичные организации, провели собрания для фермеров, где мы как раз рассказали обо всех существующих программах поддержки. Так что теперь фермеры уже знают, к кому им обратиться за помощью и консультацией в районах. И если наш представитель может сам помочь — он помогает, если нет — выходит на меня, и мы уже вместе стараемся решить проблему и помочь фермерским хозяйствам в получении кредитов, товарных или денежных, в оформлении оборудования в лизинг, в правильном написании заявок на гранты и т. п. Ну и, конечно, сельские труженики — они люди осторожные, им нужно видеть результат. И сейчас они его уже видят — открываются магазины, куда они могут выгодно сдавать свою продукцию, пошли первые кредиты «Россельхозбанка», первые договоры с «Росагролизингом». 

- Давайте перейдем от радужных перспектив к суровой реальности. Вы объехали районы, познакомились с развитием фермерских хозяйств. Какие трудности у фермеров есть сегодня? 

- Основная проблема, как и везде — дефицит кадров. Люди не желают заниматься сельскохозяйственным трудом, не слишком верят в искренность усилий государства, в то, что программы помощи фермерам — это всерьез и надолго, а не очередная кампанейщина. Поэтому и нам выбирать приходится не самых лучших из большого количества, а дай бог, вообще найти тех, кто готов заняться сельхозпроизводством. Но сейчас люди увидят, что государственная поддержка этого направления есть, и, я думаю, ситуация улучшится. Уже видно, что молодежь опять начинает интересоваться сельхозтрудом, начинают из города возвращаться в село, обращаются к нам с заявками на гранты. А гранты как раз и рассчитаны на людей от 19 лет, то есть целенаправленно для того, чтобы привлекать молодежь. Причем гранты выдаются именно новооткрытым предприятиям, а не тем, кто уже благополучно работает годы и годы. 

- А много вообще в нашей области фермерских хозяйств? 

- Около пяти тысяч, но я думаю, что за нынешний год это число возрастет в разы. 

- Помнится, когда появлялись первые фермеры, сельские жители, колхозники принимали их в штыки, считали врагами и «буржуями», готовы были вредить всячески, воровали урожай с фермерских полей и т.д. Потом частную собственность все-таки научились уважать, фермеры стали привычным явлением, но появилась другая напасть — рейдерство распоясавшихся представителей «вертикали власти». Когда милиция или какие-то бывшие бандиты, удачно вписавшиеся в эту самую вертикаль, с использованием административного и силового ресурса просто отбирали успешные бизнесы. Есть такая проблема?

На этот вопрос ответил фермер Юрий Астраханцев, представитель АККОР в Ставропольском районе: 

- Такие случаи, конечно, встречаются. Но сейчас отношение к ним изменилось. В первую очередь — отношение самих фермеров. Они перестали бояться любого представителя власти. Не боятся предавать гласности случаи каких-то «наездов», вымогательства. Сейчас все стало прозрачнее, все на глазах общественности — попробуй сунься. А раньше, конечно, народ побаивался высказываться.

Продолжаю выяснять подробности у Владимира Старикова: насколько велики сейчас бюрократические препоны в организации фермерского хозяйства? Долго ли приходится ждать оформления земельного надела, например? 

- А вот это уже и наша задача, ускорить все эти процессы, убрать бюрократические проволочки. Когда я приезжаю в район, я фермерам задаю на собраниях вопрос — какие трудности есть? И если выясняется, например, что администрация района тянет с межеванием участков земли для фермеров, я беру это на заметку, АККОР начинает помогать в ускорении процесса, при необходимости мы можем напрямую обратиться и к министру сельского хозяйства области Виктору Альтерготу, который со своей стороны спросит с глав районов. И, как правило, все сразу начинает вертеться и шевелиться. 

- Что, неужели никаких проблем вообще нет?  

- Почему? Вот мы сейчас разговариваем в офисе «Россельхозбанка». Я сюда приехал, чтобы решить вопрос со сроками оформления кредитов для фермеров. Это ж никуда не годится — счет, необходимый для кредитования, открывают месяц. Хотя это — дело одного дня. Причем об этом говорил и Владимир Путин на агрофоруме: государство выделяет бюджетные средства «Россельхозбанку», чтобы он передавал их фермерам, индивидуальным предпринимателям на селе, чтобы они были стимулом развития сельхозпроизводства, а не лежали на счетах банка. Поэтому возможность сокращения сроков оформления и выдачи кредита мы сейчас и обсуждали. Но это мы решим. 

- Вы говорили, что многие сельские жители не верят в серьезность намерений государства по поддержке фермерства. А вы сами уверены, что это не очередная кампания, которая через годик тихо забудется? 

- Судя по тому отношению, которое я увидел у первых лиц государства к этой теме, это серьезно, и никакой кампанейщины здесь нет. Просто без этого уже никак — нужно самим себя кормить, нужно сохранять свое сельское хозяйство. Иначе на смену нашим производителям сейчас, после вступления в ВТО, на 100% придут зарубежные конкуренты, и это будет катастрофа. А фермерство сейчас — самая эффективная форма сельскохозяйственного производства, более эффективная, чем всякие гигантские комплексы, которые требуют огромных вложений, а отдачу дают (если дают) лишь через годы.

Обнадеженный приятными новостями и таким вниманием родного государства к частникам-фермерам (в памяти всплыло даже название канцелярского прибора из «Золотого теленка» - «Лицом к деревне»), я начал подумывать о написании бизнес-плана по выращиванию каких-нибудь приятных овощей-фруктов-грибов-карпиков-кроликов, чтобы получить фермерский грант и уехать на простор. На волю, так сказать, в пампасы — к экологически чистым продуктам, к физическому труду на свежем воздухе, к колосящимся хлебам, к прозрачной ключевой воде... Но по здравому размышлению решил, что лучше оставить гранты другим, более одаренным в фермерском деле согражданам. И пожелать им удачи.

Роман Хахалин

 

Добавить комментарий



Обновить

ГИБДД разъясняет

ГИБДД разъясняет

             

Опрос

К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?

Все бросят курить - 8.9%
Курильщики организуют акции протеста - 7.7%
Запрет ничего не изменит - 83.4%

Результаты: 664
Голосование на этот опрос закончилось в: 01 Июль 2013 - 10:49
<< < Апрель 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 26 27 28 29
30            

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Популярное

08:Авг - 07.08.12
153883
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
124410
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
531822
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42