4 января рыболовецкое судно «Олег Найденов», принадлежащее компании «Феникс» (Мурманск) было задержано сенегальскими военными за то, что, предположительно, вело незаконный рыбный промысел в водах Сенегала.
И это при том, что судно вело лицензионный промысел в водах Гвинеи-Бисау, а не Сенегала.
Наш МИД немедленно занялся своим обычным делом. Сейчас он «делает все необходимое для того, чтобы были соблюдены все права российских граждан».
То есть война, господа. Война за ресурсы в самом разгаре, а у нас ей противопоставить в общем-то нечего.
То, что сегодня в России называется «надводный военно-морской флот» – это в основном флот прибрежный, и есть даже поздравление от американцев, полученное нашими военными моряками на Дальнем Востоке: «Поздравляем с прибрежным флотом».
А то, что может выйти в океан, – это «разнородные силы».
Пришли и встали возле Сирии и продемонстрировали всему миру, что у нас есть еще кое-что – отдельные корабли.
Атомный военно-морской надводный флот у нас представлен «отдельными кораблями», не атомный и суда обеспечения – это все тоже отдельные корабли и суда. И все. А действовать в условиях тропиков у нас может только то, что делается на экспорт. Остальное за поход к экватору может неожиданно сгнить.
Есть еще отдельные проблемы с гидроакустическими станциями на отдельных современных кораблях, с артиллерией, с ракетным вооружением, с двигателями и так далее – можно до ночи перечислять. А на заложенные ныне фрегаты нет грамотных экипажей. То есть налицо аккурат та самая «дыра Сердюкова» с набором курсантов и прекращением обучения.
Так что теперь, при существующей «бригадной системе обороны», когда у командующего округом есть целый зам по ВМФ - начальник военно-морского управления (и командующему округом в полный кайф послать главкома ВМФ и делается это с большим удовольствием), когда флот, чуть чего, выполняет отдельные поручения командующих военными округами, командующим округам до глубокой звезды, что там происходит в Мировом океане.
А мечтать об океанском военно-морском флоте нас могут теперь заставить даже сенегальские военные. Браво. Вот это удар.
И это не последний удар по нашему престижу на море. Ведь в нашей военно-морской доктрине черным по белому записано, что «освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии».
Наверное, сенегальцы это уже прочитали. Или им гринписовцы подсказали, что и где читать, а потом – как читать и что потом делать после прочтения.
Нечем у нас защищать свои суда – рыболовецкие, торговые, любые.
Нет кораблей. А то, что есть, недостаточно для демонстрации флага.
И за эту демонстрацию у нас никто не отвечает, потому что боевыми походами кораблей у нас занимается кто угодно, но только не главком ВМФ.
Нет, конечно, все не совсем так, и он занимается, но не совсем тем – у него почти все отобрали.
Но, наверное, выход есть, надо срочно принимать федеральный закон «О частно-государственном военном партнёрстве».
То есть, проще говоря, создавать сеть частных военных компаний и в первую очередь – военно-морских.
И международный опыт на всё это уже имеется и именно, в Африке, но, как мне кажется, ничего не создадут, опасно это. Люди туда пойдут весьма грамотные – командиры кораблей, АПЛ и диверсанты старой выучки, и когда их станет под десяток тысяч, то они смогут, чуть чего, обратить свой взор и на Родину. Так что все это просто размышления вслух.
Возвращаясь же к теме: а вот я не припомню, чтоб даже во времена развала СССР нам угрожал бы Сенегал.
Это мы всем угрожали, демонстрировали и воевали в некоторых африканских странах.
Кстати, был такой случай, как сейчас: задержали наших рыбаков африканские товарищи. Подошли тогда на крейсере проекта 68, встали на рейде и периодически выходили на стрельбы главным калибром в нейтральные воды – на один кабельтов от территориальных вод. Причём всё чин по чину - утверждали учебные планы и так далее.
И через три дня, когда главный порт страны стал терпеть полный крах, отпустили наших рыбаков, да ещё и приплатили.
Так что в 80-е годы одного тральщика "Машинист" хватало, чтобы в районах рыболовства у Африки нашим никто и никогда не мешал.
Но теперь, видимо, все это кончилось.
Теперь мы будем слушать то, что нам скажет Сенегал.
Александр Покровский