В Самаре будут строить трансформеры
- Подробности
- Создано 11.07.2012 17:09
«Парк Гагарина» заглянул внутрь создаваемого аэрокосмического кластера
В начале июня министерство экономического развития РФ отобрало 25 проектов отечественных кластеров, которые должны получить федеральное бюджетное финансирование. Среди них есть и предложения аэрокосмического кластера.
На состоявшемся в первых числах июля международном симпозиуме «Самолетостроение России. Проблемы и перспективы», который прошел , губернатор Николай Меркушкин говорил приветственное слово участникам и при этом демонстрировал завидную уверенность в том, что постановление правительства скоро обретет подпись Дмитрия Медведева и в губернский аэрокосмический кластер вольются немалые федеральные деньги. В этом случае областные предприятия соответствующего профиля, по его словам, получат порядка 3 млрд рублей. Некоторые руководители предприятий, которые должны войти в новое экономическое образование, и вовсе замахнулись на сумму в 3,5 млрд. Обозреватель «Парка Гагарина» отправился на симпозиум, чтобы побеседовать с отраслевыми экспертами и приоткрыть завесу тайны над теми проектами, которые будут реализовываться в рамках кластера.
Прорыв подкрепят деньгами
Идеологически кластер должен принять участие в модернизационном прорыве России, о котором твердят последние несколько лет. Технологически же, как рассказал ректор СГАУ Евгений Шахматов, это выразится в реализации 17 проектов. Впрочем, «Парк Гагарина», обратившись к сайту министерства экономического развития, инвестиций и торговли области, насчитал всего 10 проектов. Да и сам господин Шахматов оговорился, что если постановление о создании нового экономического образования будет подписано, то количество программ придется сократить. Возможно, областное минэкономразвития просто заранее определилось, каким из них быть, а каким ждать до лучших инвестиционных времен.
Итак, вот эта самарская «золотая» десятка, которая в случае осуществления задуманного позволит нашей стране совершить революционный технологический рывок.
1. «Создание многоуровневой системы дистанционного зондирования Земли».
2. «Возобновление серийного производства ракетного двигателя для первой ступени ракетоносителей (двигателя НК-33А и его модификаций)».
3. «Расширение области использования третьей ступени ракеты-носителя «Союз» для выведения наноспутников».
4. «Разработка и серийное производство газотурбинных двигателей мощностью от 10 до 36 МВТ с экологически чистой малоэмиссионной камерой сгорания для ГПА и электрогенераторов».
5. «Доводка и освоение серийного производства приводов мини-электростанций мощностью от 2 до 6МВт (НК-127)».
6. «Разработка и освоение серийного производства транспортного комплекса на сжиженном природном газе» (НК-361, совместно с ОАО «РЖД»)».
7. «Техническое перевооружение аэродрома «Безымянка».
8. «Самолет специального назначения на базе Ан-140-100».
9. «Разработка и внедрение на предприятиях кластера модели «Завод будущего» (включая проекты организационного проектирования, реинжиниринга процессов внедрения PLM/FLM концепций)».
10. «Развитие персонала (в т.ч. создание и развитие демонстрационно-образовательного центра высокотехнологичного современного оборудования)».
Основные предприятия, которые войдут в кластер и будут внедрять в жизнь амбициозные задачи, определены: ФГУП «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Авиакор-авиационный завод», ОАО «Агрегат», ОАО «Авиаагрегат», ФГУП НИИ «Экран», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Кузнецов».
Для них это означает хорошее финансирование, а вместе с ним - повышение зарплат, совершенствование производственно-технической базы и прочие приятные преференции.
Что важно, рынки сбыта той продукции, что родится в недрах кластера, уже определены. Среди потенциальных покупателей есть как российские компании и организации, так и зарубежные, в том числе и NASA. Американское агентство помимо того, что использует наши «Союзы» в качестве такси для своих астронавтов, собирается ставить двигатели, разработанные на ОАО «Кузнецов», на свои ракеты Atlas 5. Если же говорить, к примеру, о системе дистанционного зондировании Земли, то данный рынок, согласно исследованиям американской компании Forecast International, к 2019 году должен достигнуть $16 млрд. И конечно, очень неплохо, если «ЦСКБ-Прогресс» (производит спутники ДЗЗ) получит в этом объеме свою долю.
3 или даже 3,5 млрд рублей, которые должен получить из федеральной казны аэрокосмический кластер, не обрушатся на счастливчиков одномоментно — деньги будут выделяться порциями в течение 5 лет. Финансирование получат проекты, разработка и запуск производства которых уже запланированы в текущих бюджетах: это федеральные целевые программы, средства предприятий и другие источники. Например, на восстановление серийного производства двигателя НК-33 соответствующим предприятиям заложили аж 6,5 млрд руб.
Кластерные «изюминки»
Пока неизвестно, какая сумма и когда будет выделена на внедрение одного из самых важных проектов, который очень хотят реализовать участники кластера. Это создание структуры информационных порталов. «Предприятия и организации кластера должны быть в единой компьютерной сети, чтобы мы могли обладать новыми знаниями не в одном отдельном месте, но и в распределенной структуре. У нас должны появиться так называемые облачные технологии, которые позволяют обращаться к знаниями там, где они есть, и черпать их для развития своего производства» - объяснил задумку ректор СГАУ Евгений Шахматов.
Актуальность такого проекта отмечает и ведущий научный сотрудник ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского Виктор Фомин: «Это очень актуально. Когда мы участвовали в международном проекте NACRE (в 2006-2011 годах этот проект был направлен на исследование трех концепций перспективных авиалайнеров: дешевого в изготовлении среднемагистрального самолета; экологичного по выбросу и шуму регионального самолета; дальнемагистрального самолета большой пассажировместимости — ред.), я имел свободный доступ на сайт NACRE и очень много узнал из того, что не входило в мои прямые обязанности. Это помогло в работе, так как не было необходимости искать нужные статьи и книги». Однако единое информационное поле - это не просто тематическая электронная библиотека. «Информационные технологии стоят сегодня во главе угла, без них мы не сможем выйти на международный рынок. Вся документация должна быть в «цифре», если этого нет, с нами никто и разговаривать не будет» - уточнил ректор СГАУ.
ОАО «Авиакор», судьба которого до недавнего времени была не совсем понятна, в кластере представлен двумя проектами. «Первый - это создание самолета-трансформера на базе платформы Ан-140 для решения задач и в интересах силовых ведомств, а также в интересах гражданских структур. Второй проект посвящен модернизации аэродрома «Безымянка» с тем, чтобы там появилась перспектива, которая замыкается не только на производственных планах завода. Речь о цифровой логистической структуре, возможности приема иностранных воздушных судов и многом другом», - поделился интересными подробностями руководитель «Авиакора» Алексей Гусев. Под «многим другим» господин Гусев имел в виду возможность наладить отверточную сборку самолетов иностранного производства, у которых достаточно жесткие требования к взлетно-посадочной полосе. Также не исключено, что этот аэродром будет использоваться в коммерческих целях, так как он стоит в границах Самары. Что касается самолетов-трансформеров, то, по словам Алексея Гусева, уже есть заказ на 40 машин.
К слову, для реализации своих проектов «Авиакору» вовсе не обязательно входить в Объединенную Авиастроительную корпорацию (ОАК). Если раньше предприятие рассматривало себя исключительно в ее составе и активно форсировало переговоры по вхождению в корпорацию, теперь, благодаря возросшим заказам, «Авиакор» вполне может развиваться самостоятельно. «В 2013 год мы планируем войти с увеличенным объемом заказов и видим загрузку ими на горизонте до трех лет. Основная загрузка завода - производство самолетов Ан-140. Это заказы по линии минобороны, а также других министерств, призванные решать специальные задачи, которые много лет не решались: скажем, сканирование земли и картография», - излучал оптимизм глава предприятия. По его словам, после 2015 года «Авиакор» рассматривает для себя перспективу освоения нового воздушного судна для замены Ту-154, который в этом году выводится из производства. К тому же менеджмент завода не теряет надежды на получение заказа на производство самолета Ан-70.
Доля здорового скепсиса
Планы, безусловно, масштабные, однако насколько они осуществимы, сегодня прогнозировать сложно. «Любые попытки организовать научно-исследовательскую и производственную работу, создать что-то, что направляет конструкторские и управленческие стремления в одну сторону - это классический способ проведения любых работ. Если это будет кластер, то ради Бога. Но в нашей стране прогнозы - дело неблагодарное вдвойне. Поэтому сказать, насколько он хорош или плох, можно будет, только посмотрев на результаты. Сколько было в России проектов с благими целями и где они? А самое главное, где деньги, направленные на благородные цели?» - не без иронии оценил «текущий момент» Виктор Фомин. Он же привел в пример США, где наибольшей результативности добиваются малые предприятия, которые подвижны, очень оперативно решают все вопросы и могут быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям. «Аэрокосмический же кластер - очень большое образование, а потому менее мобильное. И количество заявленных проектов — 17, это многовато, даже если их сократят до десятка, все равно много. Два-три проекта - оптимальный вариант», - предложил свое видение решения проблемы господин Фомин.
Евгений Шахматов вообще затруднился сказать, какие новые особенности управления или производства привнесет кластер, и пустился в пространные рассуждения: «Сейчас государственная политика направлена на создание кластеров. Основная их задача - выпускать конкурентоспособную продукцию мирового уровня. Для этого должны быть разработаны современные технологии, а значит, необходимы соответствующего уровня специалисты. И все это завязывается в единый механизм взаимодействия, который называется модным словом кластер. В свое время можно было моторостроительным кластером называть то, что создал Николай Дмитриевич Кузнецов».
Руслан Шарипов
Комментарий
Глава Объединенной Авиационной корпорации Михаил Погосян:
- Для реализации проектов величина кластера — не помеха. Я думаю, это будут какие-то малые предприятия, «заточенные» под решение конкретных задач. Имею в виду не работу по договорам, когда большой завод привлекает большой вуз. Просто из этих коллективов выделятся конкретные группы специалистов, которые будут работать в рамках самостоятельного хозрасчетного юрлица и зарабатывать деньги своим умом и трудом. Я считаю, что такие интегрированные структуры или «центры компетенции» как раз и должны давать развитие. Если мы посмотрим на западные страны, то там головные предприятия выполняют только функцию интеграторов.
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664