Парк Гагарина

Власть и дольщики: есть ли повод для надежды?

Вчера, 16 августа, телерадиокомпания «Терра» сообщила в выпуске новостей: «В 2014 году может появиться микрорайон для обманутых дольщиков. 

По замыслу областного минстроя, жилой массив будет состоять из трех жилых домов. Всего предполагается построить 923 квартиры. Это позволит удовлетворить требования граждан, включенных в реестр обманутых дольщиков, по 8 объектам. Напомним, всего в областном списке 144 таких объекта... строительные работы планируется начать во 2-3 квартале 2012 года, и рассчитаны они на два года».

Казалось бы, дольщикам стоит порадоваться, но что-то мешает. Возможно, то, что уже неоднократно слышали они такие победные заявления в будущем времени: «проблема будет решена к 2010 году, к 2011... и т.д.». Или то, что в сообщении от 16 августа (середина третьего квартала 2012 года) говорится: «строительные работы планируется начать во 2-3 квартале 2012 года». Или то, что осчастливить к 2014 году собираются лишь 923 дольщиков из 14 127, которые на март нынешнего года числились в официальном реестре правительства области. О решении проблем «обманутых дольщиков» сейчас во власти не говорит только ленивый. Это понятно: тема-то удобна во всех отношениях. Там чиновнику и себя порекламировать вволю можно, и критерии для представителей вертикали более или менее понятные — запланированные квадратные метры, количество принятых нормативных актов и проведенных заседаний.

И даже, совместными усилиями чиновников и подконтрольных им СМИ, складывается впечатление, что проблема-то сдвинулась с мертвой точки. На совещаниях и заседаниях руководители делают выволочки подчиненным и ставят жесткие сроки. Принимаются законы, призванные, якобы, упорядочить ситуацию с долевым строительством и сопутствующими ему рисками. Целые комиссии и отдельные депутаты самой Государственной думы неустанно мотаются туда-сюда по стране, из региона в регион, встречаются с неудовлетворенными дольщиками, слушают отчеты органов власти про то, как «все как один... мы... на борьбу за права... наказать нерадивых застройщиков... посадить мошенников... и т.п.».

То есть, как у Жванецкого (написано, между прочим, про годы застоя): «Щелкает, гремит, делает вид дикой озабоченности, как все, которые никому не нужны». Для создания деловой суеты, написания отчетов и анализа показателей тема дольщиков — просто райская. Но что происходит с решением проблем обманутых дольщиков (инвесторов, кредиторов — существовали разные формулы привлечения строителями денег) в реальности? Ведь чем, по сути, должен измеряться успех чиновничьей борьбы за их права? Да тем, скольким из них дали, в конце концов, жилье или вернули вложенные средства с соответствующей индексацией. И оценивать успехи в решении проблемы дольщиков можно только исходя из этих показателей.

Так как же обстоят в этой сфере дела у нас, в области, как известно, занимающей первые места в России по количеству тех самых «обманутых дольщиков»? Заявления на эту тему ответственных товарищей из власти наполнены сдержанным оптимизмом. Депутат Госдумы Александр Хинштейн, несколько лет занимающийся проблемой дольщиков, в марте 2012 года так оценивал ситуацию в области: «На территории нашего региона насчитывается более 14 тысяч граждан обманутых дольщиков, а количество объектов превышает 140, мы рассчитываем, что выйдем на решение этой проблемы до 2014 года». Не совсем ясно, что значит «выйдем на решение» и «до 2014 года», но в целом звучит позитивно — всего-то пару лет подождать. Только вот для того, чтобы «выйти на решение», что бы это ни значило, нужно постепенно к этому решению продвигаться. В том числе — не только путем увеличения количества постановлений, совещаний и методичек, но и путем реального возмещения ущерба пострадавшим. А вот с этим в области, несмотря на постоянный информационный шум вокруг темы, все не слишком хорошо.

Число дольщиков, претензии которых за последние годы были урегулированы тем или иным образом, очень невелико. Чаще имеет место совсем иная картина: государственные органы самоустраняются, предлагая дольщикам обращаться в суд и самостоятельно добиваться от банкротящихся строительных компаний удовлетворения своих интересов (как это происходило с дольщиками коттеджного поселка «Дубрава», которых более 300 человек). Вообще, банкротство активно используется строительными фирмами для того, чтобы снять претензии к себе. Как правило, аффилированные фирмы, являющиеся кредиторами своей «мамы», инициируют банкротство. Из банкротящейся фирмы сначала выводятся дорогостоящие активы, а затем уже происходит расплата с другими кредиторами и дольщиками. Зачастую с фирмы-банкрота уже брать нечего. А власть наблюдает за этим процессом и ничего, кроме выражения озабоченности частым применением банкротства, поделать не может. Или не хочет. «Следует отметить крайне негативную практику, сложившуюся на территории области, по введению процедуры банкротства в отношении застройщиков по проблемным объектам. Так, по состоянию на 29 марта 2012 г. в области введена процедура банкротства в отношении 30 застройщиков (59 строительных площадок). А, например, в Кировской области процедура банкротства введена только по отношению к 2-м застройщикам», - говорится в материалах мартовского заседания межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства при губернаторе области.

Представитель общественного движения «Дольщики Самары» Александр Евдокимов скептически оценивает государственную «борьбу» за права обманутых дольщиков: разговоров много, результата практически нет. Сложнейшие, запутанные финансовые и юридические схемы, которые применялись при строительстве повсеместно, некачественное и «дырявое» российское законодательство предлагают чиновникам массу правовых лазеек для того, чтобы не пытаться решать проблемы дольщиков по существу. Всегда возможна ссылка на то, что вопрос лежит вне рамок компетенции чиновника, что законодательство не предусматривает тех или иных путей решения проблемы.

В то же время не во всех регионах России ситуация такая: кое-где проблемы обманутых дольщиков решаются успешно или даже уже решены почти полностью (Пермский край, Татарстан).

Все это дает основания Александру Евдокимову утверждать, что главное в решении проблемы — не юридическая или финансовая сторона, а наличие политической воли со стороны высшего руководства региона. Иначе говоря — в тех регионах, где руководители действительно хотят восстановить права обманутых дольщиков — это происходит вполне быстрыми темпами. В же области, несмотря на разнообразные комиссии, рабочие группы и проч., существующие уже годами, практически почти ничего не сделано. Возможно, новый губернатор Николай Меркушкин предпримет какое-то иные, более практические меры, надеется Александр Евдокимов.

Что же касается «показательных процессов» - уголовных дел в отношении застройщиков, которые не выполнили свои обязательства перед дольщиками, то их практическая, а не рекламная, польза сомнительна. Во-первых, посадить застройщика — не значит возместить ущерб дольщикам. Во-вторых, учитывая специфику строительной отрасли, уголовные дела формально можно заводить практически на любого застройщика. Но уголовное преследование касается, в первую очередь, тех застройщиков, кто привлекал средства дольщиков (соинвесторов) в середине первого десятилетия двухтысячных. Среди них были, конечно, и откровенные мошенники, изначально планировавшие обмануть дольщиков. Но были и те, кто честно начал строительство, а затем наступивший в 2008-2009 гг. экономический кризис сделал его невозможным (стоит ли напоминать читателю, что банки либо вообще отказывались кредитовать строительную отрасль, либо взвинчивали процентные ставки настолько, что, по сути, предлагали застройщикам работать себе в убыток).

В этом смысле показателен, например, ответ областного минстроя «Парку Гагарина» относительно проблемного объекта — ЖК «Ясная Поляна» (пересечение ул. Арцыбушевской и Одесского переулка). Сейчас в отношении директора одной из компаний-застройщиков (ООО «Дальстрой») этой площадки, Виталия Кузнецова, возбуждено уголовное дело. А вот что говорится в комментарии минстроя: «Первоначальным застройщиком (2005 г.) было ООО «Сантехстрой»... В 2006 году ООО «Сантехстрой» заключило договор... с ООО «Дальстрой» на проведение работ по строительству, инвестированию и проектированию данного объекта... Тем не менее, строительство объекта в 2006 году начато не было. … в июне 2009 г. функции заказчика-застройщика были переданы ООО «Авто-М». … Руководство ООО «Авто-М» предложило дольщикам заключить договоры с условием доплаты, мотивируя это тем, что цена 1 кв.м в договорах ООО «Дальстрой» необоснованно низкая и не покрывает даже себестоимости строительства... Однако строительство объекта так и не было начато». Добавим, что и нынешний застройщик, ООО «Донстрой», не лучшим образом повел себя с дольщиками, согласившись признать права на квартиры в строящемся комплексе лишь 166 человек из 245.

Как видно, в этом случае есть несколько компаний, ответственных за строительство и собиравших деньги с инвесторов (дольщиков). Понять, почему в качестве объекта уголовного преследования выбран бывший директор «Дальстроя», в то время, как к руководству ООО «Сантехстрой» или ООО «Авто-М» претензий нет, достаточно трудно. И это отнюдь не единичный случай. 

Конечно, уголовные дела очень хороши для того, чтобы снять вполне обоснованные претензии к государственным органам относительно их роли в создании проблемы обманутых дольщиков. Козлы отпущения в виде строителей найдены — вот они, единственные виновники ваших бед, радуйтесь, дольщики, государство их наказало! А то, что при этом, кроме морального удовлетворения, дольщики не получают ничего, неважно.

Между тем ответственность государственных органов, чиновников в этой ситуации очень велика. Не считая того, что в свое время многие «проблемные» ныне долевые проекты напрямую пиарились чиновниками, были якобы включены в национальный проект «Доступное жилье» (тот же коттеджный поселок «Дубрава» компании «Волга-Групп», где осталось 347 обманутых дольщиков), следует помнить, что строительство в России относится к лицензируемым видам деятельности. И что разрешение на строительство, отвод земли под строительство, технический, финансовый, экологический и т.д. надзор за строительством осуществляют государственные органы. «Какие возможности у потенциального дольщика узнать, что строительная фирма собралась мошенничать? Какие у него инструменты контроля? Никаких. А у государства — все инструменты. Так почему дольщикам говорят: это ваши риски, вы неудачно вложили деньги, идите и сами разбирайтесь с теми, кто вас обманул?» - недоумевает Александр Евдокимов. И то, что вместо реальной помощи госорганы сейчас объясняют, насколько сложная или запутанная ситуация с тем или иным проблемным объектом — неправильно. На то они и госорганы со своими объемными полномочиями, чтобы оказывать людям реальную помощь, решать проблемы, а не доказывать, что их решить невозможно, не топить суть в терминах и словесах. Потому что, возвращаясь к незабвенному Михал Михалычу Жванецкому, «непереводимая игра слов есть непереводимая игра дел». Это мы уже проходили многажды.

«Парк Гагарина» продолжит следить за тем, как реально, а не на словах решаются проблемы обманутых дольщиков в области.

Роман Хахалин

Комментарий

Александр Евдокимов, координатор общественного движения «Дольщики Самары»:

- Бывший замминистра строительства Березовский так заявлял дольщикам: «Вы сами отнесли деньги мошенникам, сами и разбирайтесь». Это то же самое, что если меня вечером на темной улице ограбят, я приду в полицию, а мне там заявят: «Ты сам виноват, ты вышел на улицу в темное время суток». Это же не государственная позиция.

Я всегда говорю, что нам нужно вмешать в отношения между дольщиком и застройщиком государство. Тем более, что именно государственные органы обязаны были контролировать добросовестность застройщиков. Потому что очень трудно сравнивать возможности застройщика и наши возможности — в любом плане: в финансовом, в лоббировании, в юридическом и т. д.

Но пока — только совещания, суды, переписка... На деньги, которые потрачены за последние годы на все эти комиссии и рабочие группы, уж точно несколько домов можно было построить.

 

Добавить комментарий



Обновить

ГИБДД разъясняет

ГИБДД разъясняет

             

Опрос

К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?

Все бросят курить - 8.9%
Курильщики организуют акции протеста - 7.7%
Запрет ничего не изменит - 83.4%

Результаты: 664
Голосование на этот опрос закончилось в: 01 Июль 2013 - 10:49
<< < Август 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нас прочитали -

00905702
За сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
618
0
618
0
618
0
905702

Ваш IP: 207.241.237.220
Время: 2013-08-28 17:41:40

Популярное

08:Авг - 07.08.12
153923
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
124430
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
531922
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42