Похоронное мародерство-2, или Как мы «хоронили тетю» на сельском погосте
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 19.09.2012 00:00
Материал о «похоронных мародерах», занимающихся погребением умерших жителей Самары на окрестных сельских кладбищах, вызвал бурное обсуждение читателей «Парка Гагарина» и побудил к дальнейшему изучению этой непростой темы
Панические слухи не развеяли
Напомним, как показали статистические данные, практически 30 процентов (!) умерших горожан за первое полугодие текущего года были погребены не на муниципальных кладбищах губернского центра, а в примыкающих к нему районах - на небольших погостах, находящихся в ведении поселковых администраций. Цифра, безусловно, ужасающая. При этом волю самих покойников, высказанную при жизни, или желание их близких никто не учитывал. Невозможность погребения на кладбищах Самары частные похоронные агенты мотивировали исключительно дефицитом земли и якобы вытекающей отсюда дороговизной могилы. Что, к слову, нисколько не сказывалось на удешевлении похорон на сельских кладбищах — они выливались в значительные суммы.
О том, что тема поднята чрезвычайно злободневная, свидетельствуют не только эмоциональные комментарии наших читателей. Вскоре после публикации «Парка Гагарина» по этому же поводу высказалось весьма уважаемое федеральное печатное издание, которое на страницах своего регионального приложения разместило статью, по сути, подтверждающую панические слухи о дефиците земли на муниципальных кладбищах, вольно или невольно подыграв коммерческим похоронным агентствам и подтвердив таким образом немалые лоббистские возможности последних. Щекотливость момента заключалась и в позиции департамента мэрии, курирующем, в частности, похоронное дело . В рамках той статьи она была высказана не очень внятно, оставив возможности для двоякого толкования. Хотя на самом деле в департаменте потребительского рынка и услуг ситуацию с землей на муниципальных кладбищах отслеживают скрупулезно и принимают превентивные меры по недопущению коллапса в похоронном деле. Можно, конечно, предположить, что точку зрения департамента привели не полностью, вырвав из контекста не самую конструктивную часть. Из каких соображений пошло на «секвестирование» уважаемое СМИ, остается лишь догадываться.
Прокуратуру сигнал не заинтересовал?
О том, что на самом-то деле муниципальная власть Самары крепко держит руку на пульсе и ее весьма тревожит проблема захоронения горожан на сельских погостах, принявшего массовый характер, свидетельствуют и запросы в правоохранительные органы. Правда, безмятежная ответная реакция служителей закона нас, прямо скажем, удивила. «Парку Гагарина» стала известна позиция облпрокуратуры на сей счет, которой надзорное ведомство поделилось с департаментом потребительского рынка и услуг Самары. В своем ответе мэрии прокуратура области указала на необходимость представления в обращениях конкретных фактов нарушения законодательства. Кроме того, «государево око» очень к месту упомянуло Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. Однако, сославшись на законодательный акт, вывод прокурорские работники сделали парадоксальный. «Данный нормативный акт не содержит положений, обязывающих производить захоронения умерших на территории населенного пункта, где они проживали», - мило отмежевались они от проблемы.
Получается, надзорное ведомство считает абсолютно нормальной ситуацию, когда треть (!) умерших граждан Самары вывозят для захоронения бог весть куда? Причем это не десяток-другой человек и даже не пара-тройка сотен (хотя последнее, на наш взгляд, уже могло вызвать недоумение). Счет идет на тысячи! Полагает ли ведомство, что происходит это исключительно по желанию родных и близких покойного? И если подобное положение вещей у прокурорских работников вызывает хотя бы вопросы, почему не провести проверку «в интересах неопределенного круга лиц» - такое в практике случается нередко. Почему-то не в этом конкретном случае.
Ответы, вызвавшие новые вопросы
Изучая похоронную проблему , «Парк Гагарина» заинтересовался не только и не столько даже алчными агентами-коммерсантами, которые в погоне за наживой могут нарушить все этические нормы, дезинформируя убитых горем людей. Гораздо в большей степени была любопытна позиция поселковых администраций, позволяющих производить захоронения иногородних граждан на вверенной им территории. Чем они руководствуются и не нарушают ли при этом права и интересы местного населения? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, редакция отправила письма главам нескольких сельских поселений Волжского и Красноярского районов, где, по нашим сведениям, производились захоронения жителей Самары. В частности, «Парк Гагарина» интересовало:
«1. Производятся ли на территории Вашего населенного пункта захоронения умерших людей г.о. Самара. Сколько таких захоронений произведено за 1-е полугодие 2012 года?
2. Оформлены ли правоустанавливающие документы на земельный участок, занимаемый кладбищем в Вашем населенном пункте?
3. Соблюдаются ли на территории кладбища в Вашем населенном пункте санитарные правила и нормы (в т.ч. соблюдена ли санитарно-защитная зона)?
4. Кто на территории Вашего населенного пункта отвечает за содержание кладбища, за содержание неучтенных захоронений?
5. Имеются ли письменные волеизъявления умерших жителей г.о. Самара или их родственников на захоронение за пределами общественных муниципальных кладбищ г.о. Самара на территории кладбища в Вашем населенном пункте?
6. Регистрируются ли произведенные на территории кладбища в Вашем населенном пункте захоронения? Ведется ли на кладбище в Вашем населенном пункте Журнал произведенных захоронений и кто отвечает за его ведение?
7. Выдаются ли родственникам умерших граждан какие-либо документы, подтверждающие факт произведенного захоронения на территории кладбища в Вашем населенном пункте с указанием номера участка захоронения, могилы, а также лица, ответственного за захоронение?
8. Нарушают ли массовые захоронения умерших жителей г.о. Самара на территории кладбища Вашего населенного пункта права местных жителей?
9. Каково Ваше отношение к сложившейся проблеме? Какие меры Вы предпринимаете для ее решения?»
Запросы мы отправили как по электронной почте, так и заказным письмом. Сразу скажем, несмотря на то, что прошли все отведенные законом сроки, откликнулись пока не все. Но нашлись сельские руководители, которые уважают закон о СМИ. От них вскоре пришли первые ответы. Увы, развернутостью и информационной насыщенностью они не отличались. Так, глава поселения Воскресенка Волжского района г-н Рейн избирательно вычленил из девяти наших вопросов четыре, на которые и ответил — скупо, без подробностей. Признав, что «проблемы захоронения имеют место» (в связи с чем даже возникла необходимость оформления земельного участка под новое кладбище с. Воскресенка), он подтвердил, что погребение жителей Самары проводятся, но якобы исключительно в родственные могилы при предъявлении документов, подтверждающих родство.
Бесхитростным и прямолинейным оказался ответ из Петра Дубравы, подписанный главой городского поселения В.А. Крашенинниковым. Сославшись, подобно прокурорским работникам, на Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», глава поведал, что на петрадубравском кладбище «по письменным заявлениям граждан БЕСПЛАТНО производятся захоронения умерших жителей (в том числе и жителей г.о.Самара)». При этом, уточнил г-н Крашенинников, все документы исправно родным выдаются, а с проблемой массового захоронения горожан лично он не сталкивался.
Тут напрашиваются вопросы. Как в предыдущем материале рассказала «Парку Гагарина» читательница Регина Николаевна, лично с нее за погребение отца именно на кладбище Петра Дубравы агент взяла 34,5 тысячи рублей. Причем никаких документов взамен женщина не получила. Да и три похоронные процессии из Самары, встретившиеся в один день на этом сельском погосте —если вдуматься, не очень стыкуются со словами господина Крашенинникова об отсутствии массовых захоронений. Одним словом, ответ вызвал стойкое ощущение: либо кто-то держит в неведении поселковую власть относительно порядка погребения на вверенной ей территории, либо сама власть не была искренней, комментируя редакционные вопросы.
Глава сельского поселения Дубовый Умет В.Н. Парамзин своим ответом, если честно, напомнил нам гоголевскую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Подобно коллегам клятвенно заверив, что на дубовоуметских сельских кладбищах умерших горожан из Самары не хоронят, а если да, то только в родственные могилы, г-н Парамзин сделал неожиданное признание: «До недавнего времени сельскими кладбищами никто не занимался. Как следствие — кладбища находятся далеко не в идеальном состоянии. НИКОГДА НЕ ВЕЛСЯ УЧЕТ ЗАХОРОНЕНИЙ. В связи с отсутствием градостроительного плана и зонирования территории не были предусмотрены территории под расширение, что вызывает в настоящее время СЕРЬЕЗНУЮ ОЗАБОЧЕННОСТЬ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ». Вот и спрашивается, если на погостах царила неразбериха и учет не велся, откуда главе поселения знать, хоронили там горожан или нет?
На новосемейкинском нельзя, а на водинском - можно
А отклик из Новосемейкинской администрации Красноярского района и вовсе поставил нас в тупик. Буквально в день отправления наших вопросов по интернету по нему же пришел ответ. Был он на удивление краток. Не вдаваясь в детали и подробности, поселковая администрация в лице главы В.И. Лопатина сухо сообщила: «В нашем населенном пункте проблем с захоронением нет. Жителей г. Самара не хороним».
Категоричность слога удручила и, признаться, не рассеяла сомнения до конца. Напротив, электронное письмо-отписка, как говаривали прежде, позвало в дорогу и побудило провести собственное журналистское расследование. Но для начала мы должны извиниться за маскарад как перед сотрудниками новосемейкинской администрации, так и перед кладбищенскими работниками. Объясним: не желая и не будучи уполномоченными никого хватать за руку и нарушать закон, мы, естественно, не вели скрытую запись разговоров и не собирали «вещдоки». Наша цель была гораздо скромнее — проверить, можно ли при большом желании уговорить поселковое руководство проявить гуманность и разрешить-таки захоронить мифическую «тетю из Самары» на новосемейкинском погосте.
Сразу скажем — нам это удалось частично. Когда мы дошли до главы администрации господина Лопатина, Владимир Ильич отказался предоставить последнее пристанище нашей «тете» на кладбище в Новосемейкино, сославшись на некий весенний сход граждан, категорически высказавшихся против захоронений жителей Самары. Однако он предложил альтернативный вариант: в обмен на 20 тысяч рублей, которые должны быть уплачены в кассу, просителям предлагалось погребение на водинском поселковом кладбище. На робкие наши возражения, что оно наверняка старое и заброшенное, г-н Лопатин заверил: погост этот будет расчищаться и расширяться. Возможно, планы эти связаны с грядущим потоком покойников, ожидающихся из Самары, но напрямую задать этот вопрос мы не решились.
К слову, прежде чем попасть к главе, под видом «родственников только что усопшей тети» мы побывали на новосемейкинском кладбище. Большое и ухоженное, с некоторым запасом земли, оно понравилось нам. Служители подсказали, где находятся захоронения текущего года. Пройдясь вдоль длинной линии с крестами и памятниками, мы насчитали 68 могильных холмиков. Согласитесь, почти семь десятков покойников за полугодие - немало даже для поселка городского типа. Поговорив с посетителями, узнали, что процессии из Самары здесь случаются. Потом — для чистоты эксперимента — произвольно начитали на диктофон данные с нескольких надгробий: фамилия, имя и отчество покойного, а также даты жизни и смерти. Пробив эти сведения по электронной базе данных, которых немало в Сети, практически сразу наткнулись на жителей Самары. Причем двое «иногородних» покойников были похоронены 10 и 29 июня нынешнего года. Что породило серьезные сомнения в правдивости слов главы новосемейкинской администрации. Либо он не был с нами искренним, либо оказался просто не в курсе того, что на самом деле творится на опекаемых им кладбищенских территориях.
Вместо эпилога
Итак, что мы выяснили на сегодняшний день? Муниципальная власть Самары знает, что почти треть умерших горожан вывозят для погребения на сельские кладбища. Подобная ситуация не кажется ей нормальной. Хочется верить, что с приходом нового руководителя в департамент потребительского рынка и услуг, попытки разрешения этой проблемы получат новый импульс.
Знают о массовой похоронной «миграции» и правоохранительные органы. Но до сих пор в защиту интересов горожан силовики не выступили. Главы сельских поселений, зачастую признавая, что многих деревенских жителей подобная «интервенция» на их погосты волнует, по непонятной причине к проблеме относятся достаточно индифферентно.
А крайними, как у нас часто бывает, остаются простые граждане, причем не только жители Самары, но и сельских поселений. Одни с тревогой смотрят, как стремительно разрастается тихое деревенское кладбище и всерьез опасаются, что для коренных жителей места скоро не хватит. Другие вынуждены против своей воли и воли усопшего поступать по указке недобросовестных коммерческих агентов, которые и взялись осваивать сельские кладбища.
Но агенты и их осведомители — следующая тема нашего исследования...
Лидия Караулова
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664