Координация будет, еще бы бюрократии поменьше
- Подробности
- Создано 23.12.2013 14:28
На минувшей неделе в самарском Доме журналиста за прямоугольным «круглым столом» собрались специалисты в области инклюзивного образования
Что есть инклюзивное обрзование, о котором так много говорят в последние годы? Согласно научным определениям, это «процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети ― индивидуумы с различными потребностями в обучении».
Ну, а в более бытовом понимании инклюзивное образование ― это возможность для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) обучаться вместе со своими сверстниками, не испытывающими проблем со здоровьем, в одних и тех же классах и школах. Такое образование, и это общепризнано, положительно влияет на развитие, социализацию детей с ОВЗ, их адаптацию к полноценной взрослой жизни в обществе.
Вот об этом, о таком образовании и проблемах, имеющихся в его развитии и совершенствовании, шла речь во время круглого стола в Домжуре. Организовано мероприятие было по инициативе факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, которую многие по привычке по-прежнему зовут пединститутом.
Начали, естественно, высокие гости с приветственных слов. Ректор ПГСГА Олег Мочалов рассказал о работе факультета специального образования (ранее называвшегося дефектологическим). Президент ПГСГА, депутат губдумы Игорь Вершинин отметил, что сейчас губернская дума обсуждает региональный закон об образовании и вообще неустанно заботится о вопросах образования, трудоустройства молодых людей, в том числе с ОВЗ, и важность инклюзивного образования не подвергается депутатами сомнению.
Нина Буковцова, декан факультета специального образования, основываясь на материале недавно (13 декабря) прошедшей интернет-конференции по инклюзивному образованию с участием десяти регионов, описала в целом стоящие перед таким образованием проблемы. По ее словам, они везде одинаковы: отсутствие нормативно-правовой базы (ее нет касательно инклюзивного образования и на федеральном уровне), существенные материальные проблемы, недостаточное финансирование (а где оно у нас в образовании достаточное? - Авт.).
Уполномоченный по правам ребенка в области Татьяна Козлова сосредоточилась на том, что у нас вкладывают в понятие «инклюзивное образование». И с огорчением констатировала, что в основном под этим подразумевается обеспечение безбарьерной среды в образовательных учреждениях для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы (создание пандусов, подъемников, комнат гигиены и проч.), в то время как, согласно статистике, наибольшее количество детей с ОВЗ ― это ребята с различными психическими расстройствами различной степени тяжести. И только организацией безбарьерной среды здесь дело не ограничивается.
Остановилась Татьяна Козлова еще и на таком аспекте: восприятие детей с ОВЗ их здоровыми сверстниками, психологические проблемы равного отношения к ним со стороны одноклассников.
Вслед за детским омбудсманом слово взяла заместитель министра социально-демографической и социальной политики области Оксана Низовцева. Она говорила вещи вполне правильные. О том, что нельзя рассматривать детей с ОВЗ как единую категорию; расстройства и заболевания бывают очень разные; для каждой категории детей надо предусматривать свои подходы и т.п. Но вот мне лично неприятно резануло слух употребленное специалистом выражение «глубоко умственно отсталые дети». Все-таки в последние годы привилась несколько другая терминология в отношении людей с ограниченными возможностями, и замминистра не может этого не знать.
Дальше началось уже обсуждение между профессионалами, непосредственно участвующими в инклюзивном образовании. Интересные подробности поведали они и о нормативно-правовых актах, и о финансировании образования, и о создании безбарьерной среды в своих учреждениях.
И после услышанного сложилось стойкое ощущение, что при всех положительных моментах, при всём энтузиазме замечательных людей, работающих в сфере инклюзивного образования, эта отрасль, как и российское образование в целом, страдает от абсолютно безумной заорганизованности и бюрократизма. Когда директор школы рассказывает, что изыскав-таки средства для установки в учреждении подъемника для детей-инвалидов, она потом, после того, как подъемник был смонтирован, в течение полугода добивалась разрешения на его эксплуатацию у Ростехнадзора ― это выглядит полным абсурдом. Когда преподаватели, вместо того, чтобы делать свое важнейшее и доброе дело, помогать детям с ОВЗ адаптироваться к миру и обществу, вынуждены 80% своего времени тратить на идиотскую отчетность ― это тоже какая-то фантасмагория. Когда любая человеческая инициатива, не обложенная со всех сторон инструкциями, регламентами и нормативами, рассматривается органами власти как досадная помеха (а именно так и происходит, упомянутый на встрече новокуйбышевский Клуб молодых инвалидов «Опора» тому пример) ― это нонсенс.
Но все же самое главное, о чем говорили почти все участники, это отсутствие координации между различными ведомствами и специалистами, имеющими отношение к инклюзивному образованию. В области довольно много организаций и учреждений, работающих в сфере образования и социализации детей с ОВЗ. Но поскольку взаимодействие между ними отсутствует, эти ведомства и организации довольно часто дублируют функции и «изобретают велосипед». Для того, чтобы обмен опытом между ними шел на постоянной основе, в резолюции участники круглого стола предложили создать в губернской думе координационный совет по формированию программ развития и стратегии продвижения инклюзивного образования в области. Таким образом, все вовлеченные в сферу инклюзивного образования специалисты и учреждения смогут лучше понимать потребности друг друга: кадровые, материально-технические, научно-методические и т. д. И искать совместные решения.
Еще один важный аспект, который затронула в своем выступлении представитель Ассоциации «Десница» Наталья Барткова ― системная работа представителей СМИ по информированию общества о сути, содержании, задачах и проблемах инклюзивного образования. Желательно, чтобы к идее развития инклюзивного образования обращались не только журналисты, но и руководители СМИ, чтобы они также участвовали в координации общих усилий по развитию этого вида образования. Эти мысли тоже нашли свое отражение в резолюции круглого стола: профессиональному сообществу журналистов рекомендуется «способствовать продвижению идей инклюзивного образования, формированию принципов и приоритетов инклюзии как в среде специалистов образования, так и в представлениях массовой аудитории».
Что мы, не откладывая в долгий ящик, и делаем.
Роман Хахалин
Отстой, или «Самарские подснежники»
Журналист Андрей Федоров, который директор «Коммерсанта в Поволжье», поднял на своей странице в Фейсбуке тему брошенных машин
Опрос
Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:
Результаты: 322