Парк Гагарина

Борислав Гринблат. Хроники капитального «распила»-2

Борислав Гринблат. Хроники капитального «распила»-2

"Парк Гагарина" продолжает публиковать главы из книги известного тольяттинского политика Борислава Гринблата "Стыдно за власть". В этот раз мы выбрали главу "День опричника".  Полную версию книги читайте на сайте автора.

День опричника

Вряд ли хоть кто-то из тольяттинцев ничего не слышал о так называемом «земельном деле». Это многослойная и очень длинная история, ставшая во многом беспрецидентной в масштабах всей страны. Через какое-то время по нему, вероятно, можно будет изучать процессы смены региональных элит и технологии рейдерских захватов 2000-ых годов. Причем, в данном случае, объектом атаки стало даже не отдельное промышленное предприятие, а целый город! Уже в 2005-2006 годах многие примерно понимали суть этой истории, но тогда лишь на уровне «версий». Наверное лишь теперь, взглянуть на произошедшее с расстояния нескольких лет и суммировав все обстоятельства, мы можем сложить разрозненные факты в логическую цепочку. Что же произошло? Давайте разберемся.

Вот пишут, что в двухтысячные по России прошлась «новая опричнина». Страшня, на первый взгляд, метафора. Но если подумать, то столь жесткая историческая аналогия вполне уместна. Помню, несколько лет назад даже вышел шумный роман-антиутопия Владимира Сорокина «День опричника», в котором автор переносит читателя в 2027 год, и с присущей ему фантазией описывает трудовые будни государева человека Андрея Комяги. Опричник лихо колесит по провинциям, жестоко наказывает изменников родины, однако живет царский полицай совсем не как воин-аскет, но праздно и на широкую ногу, получая за свою работу все, что душа велит... А что мы видим в России современной? Десять лет назад наша новая власть решительно принялась за централизацию административных и финансово-промышленных ресурсов. Сначала эти процессы происходили на федеральном уровне, а через несколько лет Кремль активно взялся за регионы. Нашлись и люди, которые охотно взяли на себя роль новых опричников, получив за свою работу карт-бланш на всяческое варварство. Политический заказ сверху и бизнес-интересы исполнителей, таким образом, сходились в одной точке. Ну чем не опричнина наше «земельное дело»? Тут есть и «государев» заказ и «бизнес-интересы» «тайных полицаев».

Заложены были истоки всей этой истории еще в советские времена, когда не особенно заботились об установлении нормальных правоотношений между пользователями земли, ведь Тольятти, по сути, вырос на колхозных угодьях. Споры на тему, чья земля, стали все чаще возникать в девяностые, в период явного беззакония. Именно тогда пошел процесс захвата земель бывшего совхоза «Россия» в северном пригороде Тольятти с использованием сомнительных методов. «Захватчики» поначалу вряд ли ставили перед собой какие-то «высокие» цели, помимо чисто коммерческих. Но чуть позже, когда в регионе ударными темпами стала возводиться вертикаль власти и появился «заказ» на смену руководства Тольятти, эти люди стали действовать намного агрессивнее, а история приобрела ярко выраженную политическую окраску. Осенью 2004 года выяснилось странное обстоятельство – более трех тысяч гектаров земель в северной части Автозаводского района Тольятти (часть промкомзоны, «золотой треугольник» и 18, 19, 20, 21 кварталы) якобы не входят в черту города. СХ ЗАО «Россия», образованное на месте одноименного совхоза, принялось подавать иск за иском в арбитражный суд и отсуживать участок за участком, которые город рассматривал в качестве своих.

23 октября того же года прокуратура Ставропольского района, по инициативе этого самого СХ ЗАО, неожиданно возбудила уголовное дело, которое позже и стало известно как «земельное». Обвиняемыми по нему стали два чиновника мэрии – начальник управления земельных ресурсов Наталья Немых, ее заместитель Сергей Чижов, а затем и сам мэр Тольятти Николай Уткин. Их обвинили в том, что в период с 1992 по 2003 год они, превысив свои должностные полномочия, незаконно выдавали разрешения на застройку участков, на самом деле принадлежавших не городу, а СХ ЗАО «Россия», и нанесли тем самым многомиллионный ущерб вышеупомянутому сельхозпредприятию. Дело тянулось много лет, то прекращаясь, то начинаясь снова, и завершилось только в апреле 2011 года. Суд вынес обвинительный вердикт. Для Уткина и Немых это стало уже вторым тюремным сроком.

В Тольятти до поры до времени никого особо не интересовало, что там происходит с этими бывшими колхозами, ржавые вывески которых мы и поныне видим вдоль пригородных трасс. Казалось бы, нас это совершенно не касается. Никто и подумать не мог, что однажды дело примет такой вот оборот.

Что же это за такой «колхоз», решивший выставить претензии большому городу на тысячи гектаров и упрятать за решетку его мэра? Ясно ведь, что не доярки и комбайнеры, наняв адвокатов, убедили прокуратуру открыть, пожалуй, самое громкое в истории Тольятти уголовное дело! Что за люди стоят за этим СХ ЗАО «Россия»?

Возникло оно в 1992 году, когда многие колхозы и совхозы реорганизовывались в акционерные общества. Земли бывшего совхоза тогда были разделены поровну между бывшими работниками, коих насчитывалось около полутысячи человек. Они-то и стали пайщиками, то есть совладельцами, образованного ЗАО. Точнее должны были стать. Таким образом, ЗАО, территория которого располагалась частично внутри быстрорастущего города, получило ощутимый капитал – земля здесь дорожала не по дням, а по часам. Достаточно сказать, что в докризисное время рыночная стоимость этих трех с лишним тысяч гектаров достигала 15 миллиардов рублей!

Естественно, что нашлись желающие прибрать эту территорию, поэтому акционирование закончилось довольно печально для самих сельских жителей – кто-то попросту воспользовался их низкой грамотностью (большинство составляли люди довольно преклонного возраста). Оформить в собственность паи им так и не удалось. Вскоре горе- пайщики с удивлением обнаружили, что якобы давали расписки о том, что отказываются от своих участков в пользу ЗАО… Одним словом, «кидалово».

Руководство ЗАО «Россия» во главе с Вячеславом Дубровиным тем временем уже вовсю торговало этими гектарами. Позже ЗАО «Россия» было реорганизовано и переименовано в «Ниву», в состав акционеров которого колхозники, разумеется, не попали. От старой «России» ничего не осталось. Имена новых владельцев вообще не раскрывались – кроме Дубровина о хозяевах тысяч гектаров ничего не известно. Сельчане обращались во все инстанции, жаловались президенту, однажды даже устроили голодовку перед офисом «Нивы» в селе Борковка. Но все без толку. Более того, с них попытались взимать арендную плату за право пользования, по сути, их же земельными участками. То есть представьте себе, что вы захотели приватизировать полученную еще в советское время дачу и вдруг обнаружили, что при неясных обстоятельствах подарили ее садовому товариществу, которое теперь заставляет вас платить за пользование вашим же участком. Такая вот приватизация по-русски. Увидел понравившийся участок, оформил документы, поставил липовую подпись, заверил у какого-то нотариуса, получил решение неподкупного суда – и все! Получай, разделяй, властвуй.

И вот ЗАО «Россия» начинает выставлять городу Тольятти в лице его мэрии один иск за другим. Аргументация претензий примерно такова: мы вообще-то тут хотели заниматься сельским хозяйством, спохватились – а в наших полях, откуда ни возьмись, выросли многоэтажки. Не уследили, блин! Стали звучать намеки, что сельхозпредприятие, в конце концов, вправе истребовать из городской казны грандиозные неустойки за пользование чужим добром, компенсацию за невыращенную кукурузу и, подумать только, добиваться сноса жилых кварталов нового города! Последнее Дубровиным усиленно опровергалось через СМИ, но сути исков это не меняло.

Борислав Гринблат. Хроники капитального «распила»-2 Чтобы проиллюстрировать всю серьезность намерений новоявленных претендентов на «спорные» территории, упомяну в качестве примера исковое заявление ЗАО «Россия» за подписью директора оного от 1 марта 2007 года. В гражданском иске долго перечисляются прегрешения Уткина, Немых и Чижова, повествуется аж о 37 эпизодах незаконного распоряжения землями, а резюмируется все просьбой взыскать из городской казны в пользу «России» ни много ни мало 171,4 миллиона рублей. Неслабо!

И это только один из эпизодов. В целом же притязания достигли астрономических четырех миллиардов (!) рублей. Эта сумма сопоставима с годовым бюджетом Тольятти того времени. Иными словами, продуманная тактика истцов грозила бюджетной катастрофой всему городу и, более того, история могла вылиться в прецедент, превращающий захват территорий российских городов в легальный бизнес. Разумеется, городское сообщество было тогда крайне встревожено. Но федеральный центр отчего-то предпочитал не замечать происходящего, хотя отправлялись депутатские обращения в адрес президента Владимира Путина, а затем Дмитрия Медведева. Вот выдержка из такого письма:

«…Глава города, пытавшийся оказать противодействие недобросовестным дельцам, в настоящий момент дискредитирован возбужденным в отношении него и иных сотрудников мэрии так называемым «земельным делом». Спор между двумя хозяйствующими субъектами, разрешавшийся сугубо в рамках гражданско-правовых отношений, был переведен усилиями прокуратуры в плоскость уголовного законодательства, что привело к вышеуказанной передаче земель из собственности государства частным лицам. При этом отстаивание сотрудниками мэрии городских и государственных интересов, по мнению прокуратуры, стало называться должностным преступлением, а сами сотрудники, действовавшие в интересах развития города, названы преступниками».

Реакции, увы, не последовало. Обращения всякий раз спускались для разбирательств в областную прокуратуру (на которую авторы писем и жаловались), а та, естественно, оснований для реагирования не усматривала. Почему так получалось? Идем дальше.

Когда «земельное дело» приобрело столь угрожающие масштабы, все стали гадать, кто же контролирует бывший совхоз с непомерными аппетитами? Версий высказано было несколько. Назывались и могущественные финансово-промышленные группы, и организованные преступные группировки. Но чаще всего звучало словосочетание «высокопоставленные силовики»…

Кстати, совсем недавно эта версия получила новое подтверждение. 25 апреля на пересечении улиц Советской и Мира двое киллеров на мотоцикле расстреляли «мерседес» полковника ФСБ в отставке Владимира Манышкина. Пресса потом писала, что, по некоторым данным, Манышкин имел в Тольятти обширное влияние и всевозможные бизнес-интересы. В числе прочего, по данным газеты «Самарское обозрение», Манышкин «разруливал» споры мэрии с ЗАО «Россия», и, вполне вероятно, именно он был инициатором «земельного дела».

Пожалуй, только люди, имеющие отношение к силовым структурам, могли так беззастенчиво угрожать и выставлять многомиллионные претензии целому городу. Но вряд ли они решились бы без отмашки сверху перевести «спор хозяйствующих субъектов» в грандиозный уголовно-политический скандал. И в какой-то момент они, видимо, получили на это высочайшую санкцию. Санкцию или даже заказ! Как мы уже говорили, в то время в стране была настоящая истерия по поводу «проштрафившихся» мэров ряда городов: за несколько лет десятки градоначальников отправились отбывать наказание в места не столь отдаленные. И вот дело дошло до Тольятти. Судя по всему, наверху было принято решение использовать против Николая Уткина, который перестал устраивать центральную власть, именно этот земельный спор.

На Уткина началась атака. Сначала мэру дали некий сигнал, возбудив дела в отношении его подчиненных Натальи Немых и Сергея Чижова, а потом в качестве обвиняемого привлекли его самого. В этот момент у градоначальника пошатнулось здоровье, и он угодил на операционный стол. Уже позже, в заключительном слове на суде, Уткин рассказывал, что тогда к нему в кардиоцентр приезжали и бывший в то время губернатором Константин Титов, и сменивший Титова в 2007 году Владимир Артяков – оба они настойчиво предлагали уйти на пенсию или на инвалидность. Но Уткин отказался.

В итоге прокуратура продолжала усердствовать, правда, подвести под статью опального градоначальника оказалось не так просто. В апреле 2007 года Верховный суд РФ неожиданно для многих отменил решение Самарского областного суда о привлечении Уткина к ответственности. Позиция Верховного суда, на который, видимо, инициаторам дела было сложно повлиять, была абсолютно логичной: спор за эти территории лежит исключительно в плоскости гражданско-правовых отношений и ни о какой «уголовщине», разумеется, речи идти не может!

Честно сказать, я не специалист во всех вопросах регулирования земельных споров, да и не всякий профи мог бы уверенно разобраться во всех деталях. Но ясно одно – этот конфликт, конечно же, должен был решаться в арбитражах. И, кстати, многие претензии ЗАО «Россия» к мэрии по отдельным участкам спорной территории рассматривались именно в таком порядке. Причем далеко не все судебные вердикты выносились в пользу истца. Здесь весьма показательна позиция прокуратуры – органа, который вроде бы должен демонстрировать полную непредвзятость, - явно вставшей на сторону новоявленных латифундистов. Тем не менее, после решения Верховного суда позиция обвинения ослабла. Казалось, «земельное дело» рассыпается. И вот в этот самый момент нарисовались господа Кожухов и Бузюков: в качестве своеобразного ответа возникло еще одно дело – о якобы имевшем место вымогательстве Уткиным и Немых взятки у компании «СтройФинанс»!

Красноречивая хронология: 17 апреля Верховный суд выносит решение в пользу Уткина, а уже 2 мая его задерживают по совершенно другому делу. Иными словами, кому-то не терпелось «закрыть» Уткина как можно быстрее. Не получается через «земельное дело», тогда придумаем что-нибудь другое! Ясно же, что на месте Уткина надо было быть полным идиотом, чтобы, проходя по «земельному делу», будучи под наблюдением и прослушкой, вымогать у кого-то взятку!

Зачем понадобилось в срочном порядке арестовывать Уткина – тоже вполне понятно. Во-первых, будучи на свободе он, безусловно, мог бы эффективнее защищать интересы города, публично оппонировать прокуратуре, отстаивать свою правоту. Во-вторых, и это, наверное, главное, дело шло к очередным выборам мэра, и видеть Уткина в качестве кандидата «силовики» явно не желали. Хотя прокуратура и суды сделали за те несколько лет все, чтобы уничтожить его как политика, опросы показывали, что жители города на его стороне. Я ничуть не сомневаюсь, что он избрался бы еще на один, третий, срок. Но ему не позволили. Сначала дали семь лет строгого режима по делу о взятке, а потом довели до конца и «земельное дело», накинув еще шесть месяцев.

Эта история, она не только о рейдерстве и политических разборках. Это история о людях. Это история предательства, жестокости и трусости. Это проверка на порядочность и наличие достоинства.

Я вспоминаю, как ходил на судебные слушания по этим делам: по так называемой «взятке» и по «земельному». В обоих случаях я выступал на стороне защиты. И не потому, что считаю Уткина блестящим управленцем или святым человеком. А потому, что оба процесса, на мой взгляд, носили политический характер. Они оба абсурдны, несправедливы и бесчеловечны. Если Уткин манипулировал, злоупотреблял или воровал, то приведите нечто более убедительное, чем историю о том, как мэр выдал под застройку пяти новых жилых кварталов Автограда землю, на которой крестьяне из пригородов планировали выращивать кукурузу и свеклу.

Я помню лицо Уткина на этих процессах – лицо уставшего, больного, но не сломавшегося человека. Это вызывало уважение, хотя, повторю, мне часто приходилось довольно жестко оппонировать ему, когда он был мэром. В коротких перерывах слушаний мы перекинулись всего несколькими фразами через решетку. Он спрашивал, что происходит в городе, что нового в думе... А мне по-человечески хотелось спросить, каково ему видеть в зале суда своих политических оппонентов и не видеть никого, кто называл его своим соратником и даже другом, никого из чиновников мэрии, которые обязаны своему бывшему начальнику своими карьерами. Где они все? Почему не пришли поддержать? Испугались.

Уткин конечно едва ли подходит на роль героя-одиночки. Но он вел себя как мужчина. Это факт. Он не взял на себя то, в чем не виноват, и не сваливал вину на других. Выпавшее ему Николай Дмитриевич разделил разве что с близкими.

На меня произвела большое впечатление и его супруга. Столько лет Нина Павловна находилась в статусе первой леди города и, казалось бы, должна была приобрести определенную манерность, как многие высокопоставленные дамы. Но нет - это простая русская женщина с открытыми, искренними и добрыми глазами.

И, наконец, последнее, что меня поражает – это маниакальная жестокость тех, кто инициировал кампанию против Уткина. О’кей, политические игры. Хорошо, драки за землю. Но к чему, зачем, скажите, всеми силами добиваться второго срока для явно немолодого человека с больным сердцем? В чем смысл? Он уже не претендует ни на какие посты. Или он чем-то опасен для общества? Ответ только один – страх! Садизмом обычно страдают трусы. Что мы имеем в итоге? Пришли крутые парни, отобрали у крестьян землю, выставили счет Тольятти и посадили его мэра. Чтобы развиваться, город теперь должен идти с поклоном к временщикам, засевшим в кабинетах ЗАО «Нива»...

Кое-кто оправдывает опричнину двухтысячных благими целями, драматической необходимостью. Дескать, только такими жесткими методами можно собрать разваливавшуюся страну воедино. Выстроить вертикаль власти, разогнать одиозную региональную олигархию, приструнить местных царьков, красных директоров, криминализированный бизнес. А некоторые вольности силовиков в этом процессе – это так, небольшие издержки. Что ж, возможно. Но не погорячились ли авторы такой методологии, не переборщили ли они с размерами гонорара «силовикам» за эту работу? Кому на деле от случившегося стало лучше? Жителям Тольятти, для которых нормальное жилье по-прежнему недоступно , в том числе ввиду нехватки земли у города? Или может быть бизнесменам, построевшим на этих просторах магазины и предприятия? Они выкупали землю у города, а теперь им предлагают заплатить еще разок – теперь уже нынешним хозяевам бывшего колхоза. Может быть колхозникам, которые так и остались ни с чем? Или все-таки группе «государевых людей» в погонах, которые теперь живут на широкую ногу, как тот самый Андрей Комяга из романа Сорокина?

Ответ, как говорится, очевиден.

Продолжение следует...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ГИБДД разъясняет

ГИБДД разъясняет

             

Опрос

К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?

Все бросят курить - 8.9%
Курильщики организуют акции протеста - 7.7%
Запрет ничего не изменит - 83.4%

Результаты: 664
Голосование на этот опрос закончилось в: 01 Июль 2013 - 10:49
<< < Декабрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нас прочитали -

00906160
За сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
1076
0
1076
0
1076
0
906160

Ваш IP: 207.241.237.220
Время: 2013-08-28 19:50:10

Популярное

08:Авг - 07.08.12
153923
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
124430
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
531922
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42