Так не достанься же ты никому!
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 20.02.2013 15:56
1 февраля местные СМИ облетела хлесткая новость: судебные приставы сносят на набережной очередное незаконное строение
Медиа-народ на информационный повод откликнулся активно — были фото- и телекамеры. В сюжетах с подачи пресс-службы регионального УФССП РФ, разославшей релиз, речь шла о «восстановлении в первоначальном состоянии здания кафе «12 стульев». Мол, судебные решения на сей счет приняты, но ответчик Роман Сорокин их игнорировал. Вот и пустили против ослушника «тяжелую строительную технику».
Немного удивила народная реакция на «освободительную акцию» (пресс-релиз назывался «Судебные приставы освобождают самарскую набережную от незаконного строения»). На этот раз обыватель, который торжество справедливости воспринимает, как правило, с энтузиазмом, изменил себе. Некоторые зрители даже пели «Вставай, страна огромная» и пытались преградить дорогу тяжелой технике. Но были силами правопорядка оттеснены. В тот же день с разной степенью оперативности о пиар-сносе сообщили теле- и интернет-ресурсы.
Жертва сноса
Второй информационный повод, связанный с этой историей, остался, увы, невостребованным представителями прессы: нарушителя Сорокина, не пожелавшего добровольно разрушить дело своей жизни, на скорой увезли в кардиологию «Пироговки». Выписали его только в минувшую пятницу с открытым больничным листом.
С Романом Александровичем мы встретились в вестибюле «Пироговки». Не по его инициативе, к слову. Позвонил старый знакомый, долгое время проработавший в СМИ. «Там все не так однозначно, - сказал. - Сорокина недавно мэр Азаров благодарственным письмом наградил за работу с детьми, и моржам он помогает. Теперь ему самому помощь нужна».
Стало любопытно: как департамент строительства и архитектуры, взявший на себя снос незаконного строения, посмел обидеть человека, обласканного мэром. Да и коммерсант, помогающий детям не от случая к случаю, а на постоянной основе - явление нынче нечастое.
...На запястье Сорокина была лейкопластырем прикреплена «бабочка» - иголка для капельницы, чтобы всякий раз вену не искать. В руках — солидная кипа документов. В них крылся ответ на мой первый и главный вопрос: что мешало ему вовремя узаконить свое строение? Вопрос этот не из воздуха возник. Его риторически задавал депутат госдумы Александр Хинштейн во время недавнего марш-броска по Пугачевскому тракту в Куйбышевском районе, где тоже сносились незаконные торговые киоски. «Что мешало их узаконить?!» - гневно вопрошал Александр Евсеевич, но не получал ответа. Ну, и показалось тогда, что если коммерсант паче чаяния захочет быть законопослушным, власть немедленно распахнет ему объятия навстречу и ответит взаимностью.
Оказалось, враки это. И невеселая история с «незаконным строением» Сорокина — тому пример. Несколько бумажек из кипы документов, к слову, даже напрямую с фамилией Хинштейна связаны. Роман Александрович взывал к Александру Евсеевичу о помощи в создании Дома выходного дня для детей-сирот на базе Института творчества, а тот со ссылкой на областной минкульт, который в свою очередь апеллировал к мнению мэрии, в этой помощи ему твердо отказывал. Переписка на сей счет шла все лето и осень прошлого года — известно, бюрократический цикл документооборота по времени затратный. Впрочем, сама история началась гораздо раньше, когда Александр Хинштейн о политическом олимпе и не мечтал. И являет эта история собой, во-первых, редкий образец чудесного превращения человека корыстолюбивого в доброхота-бессребреника (иначе откуда взяться мыслям о детях-сиротах), а во-вторых, пример неизменной страсти к стяжательству вкупе с недоверием к чужому благородству со стороны чиновничье-бюрократической оравы. Но обо всем по порядку.
Проект и «дальнейшие работы»
На набережной Роман Александрович из числа старожилов — больше двух десятков лет там работает. На выходное пособие офицера приобрел четыре небольших торговых объекта. Предпринимательская жилка у бывшего бойца спецназа «Витязь» оказалась в наличии, дела пошли в гору. Захотел расширяться. Тем более, один из павильонов, расположенный между улицами Льва Толстого и Некрасовской, еще 1957 года постройки, сотрудники МЧС настоятельно требовали его капитального ремонта.
Начал хлопотать по инстанциям. Было это еще во времена, когда мэром Самары служил Виктор Тархов. В администрации города от бизнесмена не отмахнулись, даже напротив — слушали с интересом. А потом вдруг предложили: давай, мол, проект реконструкции готовь. Да не мелочись, чтоб не только на свои четыре торговые точки планировка была, но на всю первую очередь набережной. За собственный, понятно, счет. Сорокин, до сей поры с чиновниками накоротке не сталкивавшийся, повелся.
Решение поставленной задачи заняло немало времени и обошлось ему в 887 тысяч рублей: 387 тысяч стоил сам проект, еще полмиллиона ушли на некие «дальнейшие работы», как обтекаемо пояснили коммерсанту. Проект набережной получился — загляденье просто. И кафешка Сорокина на том фоне смотрелась замечательно. Правда, вместо прежних 57 квадратных метров помещение на бумаге занимало гораздо большую площадь — за двести с лишним квадратов. Но сей факт никого не смутил, проект был согласован, градостроительный совет его одобрил. На бумагах все печати и росписи до сих пор стоят. Дело оставалось за малым — решить земельный вопрос и получить разрешение главы города на строительство.
О переориентации
Тут произошло два, на первый взгляд, не связанных друг с другом события. С одной стороны, у Романа Сорокина произошла переоценка жизненных ценностей. Он понял, что деньги — не главное, и зарабатывать их стоит для того лишь, чтобы помогать самым обездоленным — детям-сиротам, ребятне из неблагополучных семей, пожилым. Чем и начал заниматься. Сошелся с другими энтузиастами, к примеру, с поборником теории решения изобретательских задач Рашидом Шариповым, а также Рудольфом Шейниным, который не только сам ведет здоровый образ жизни, но и ребятишек к этому приучает, и активистами из ТОС «Струковский» во главе с его бессменным председателем Надеждой Кураповой. Общение с единомышленниками вылилось в преобразование чисто коммерческой структуры в некоммерческую организацию «Институт творчества», где Роман Александрович стал директором.
С другой стороны, аккурат когда Сорокин менял жизненные ориентиры в сторону гуманистических, прямо противоположные чувства, видимо, начали испытывать чиновники мэрии. Их переориентацию Роман Александрович описал в письме прокурору области Мурату Кабалоеву в сентябре прошлого года. Вот лишь небольшой эпизод, как развивались события после оплаты 887 тысяч рублей за проектную документацию набережной. «Через некоторое время Устинов (архитектор, разработавший проект — Ред.) сказал, что «надо подготовить дополнительно техническую документацию, которая будет стоить еще около миллиона рублей»! Я был удивлен: «Об этом мы не договаривались». «Не все зависит от Смирнова (А. Смирнов в то время был главным архитектором города — Ред.), - ответил Устинов. Вскоре мне поступило предложение от доверенного лица С. Арсентьева (занимал должность заместителя главы города — Ред.) - продать бизнес. Сначала предложили 6 000 000 рублей, потом десять миллионов. Я понимал, что мой отказ может иметь нежелательные последствия, и все же сказал - «нет», потому что понял, почему Смирнов не дает разрешения».
Тем не менее начальственную отмашку бизнесмен получил. Как именно, он делится с облпрокурором: «Со Смирновым я встретился перед выборами Д. Азарова, напомнил о нашем договоре. Он с внутренним раздражением сказал: «А что ты ходишь — просишь. У тебя свидетельство на некапитальный объект, земля отведена, на руках — генплан, АПЗ на реконструкцию ты получил, поэтому, согласно Градостроительного кодекса — можешь проводить работы без разрешения на строительство». Сорокин так и поступил — начал пристраивать веранды, где дети творчеством занимались и пили травяной чай пожилые поборники здорового образа жизни, возводить второй этаж, стены кирпичом обкладывать ...
Нет контакта!
Тогда он сильно ждал выборов — вот, мечтал, станет Азаров мэром, и все его проблемы решатся. Он даже Дмитрию Игоревичу восторженные письма писал, в которых были и такие строки: «Коллектив «Белой школы» (позже этот центр духовного развития и творчества был преобразован в «Институт творчества» - Ред.) всесторонне поддерживает вашу кандидатуру на должность главы города. Ваша программа по созданию на набережной реки Волги детских зон отдыха является и концепцией нашего развития. Мы, со своей стороны, совместно с Вами готовы не на словах, а на деле превратить наш родной город в «сердце» России, в жемчужину Поволжья. Сделать набережную действительно социально значимым проектом, центром духовного развития и творчества, Самарским «Монмартром». Ну, и всякие подробности приводил: как можно социализацией детей-сирот заниматься, а также поддержать талантливую молодежь и что для этого нужно сделать.
Но, похоже, программа реконструкции набережной, предлагаемая кандидатом в мэры, не во всем стыковалась с концепцией общественников, а может, у него вообще виды на этот объект были иные. Одним словом, горячие призывы к сотрудничеству Дмитрий Игоревич тогда проигнорировал. Да и после своего избрания на контакт не пошел, хотя Сорокин и сам много раз к нему обращался, пытаясь узаконить свой объект, и ТОС «Струковский» к этому делу подключался.
Скажем, первую годовщину правления Азарова общественники отметили открытым письмом в его адрес. Подводя итоги этого года, Совет ТОС №5 «Струковский» и коллектив Института творчества с удовлетворением доложили, что они и сами «провели большую работу, очень большую». И добросовестно перечислили мероприятия, которые проведены с детьми микрорайона и с его ветеранами (детские праздники, чаепития, дни памяти...) Про построенный клуб «моржей» тоже не забыли, уточнив, что «об этом многочисленные любители зимнего купания Самары мечтали 60 лет, и этому сейчас завидуют многие любители зимнего купания из других городов». Подробно описали и Центр когнитивных технологий, включающий школу здоровья и закаливания, студию мастеров художественного творчества, исполнительского и вокального искусства. Особо отметили начинание губернских изобретателей. Их «проект по развитию творческих способностей у детей получил воплощение в этих стенах» (имеется в виду переоборудованное кафе «12 стульев» - Ред.) Дальше авторы открытого письма, заверив градоначальника, что «готовы и дальше продолжить работу по развитию микрорайона», предложили вниманию чиновника новый проект. Он включал, в частности, строительство здания Института творчества на базе уже упомянутого кафе, где можно будет организовать Дом выходного дня для детей-сирот; организацию постоянно действующей выставки художников под открытым небом «Самарский Монмартр»; восстановление спортсооружений - «современных спортивных площадок в Струковском парке и на набережной для развития детско-юношеского спорта, взамен тех, что пришли в ветхое состояние, в том числе бассейна «Чайка»; мост-переход через улицу Горького, соединяющий набережную и Струковский парк, чтобы инвалиды смогли «свободно совершать прогулки по старой набережной и без проблем переезжать в Струковский сад; реконструкцию летней эстрады и создание круглогодичного культурно-спортивного центра. Пообещав мэру помощь в реализации этого проекта, общественники предложили «до начала реконструкции старой набережной обсудить выработанную концепцию по развитию находящихся в микрорайоне Струковского парка и набережной в назначенное вами время». Конец письма был очень пафосный: «Надеемся, что в вашем лице мы опять же увидим соратника, готового, как и мы, прилагать максимум сил для того, чтобы Струковский парк и набережная стали душой города, где аура Волги, детства и творчества соединятся для раскрытия новых талантов»
Спустя еще год, 26 ноября 2012 года, в обращении граждан Ленинского района к главе города эта фраза прозвучала дословно — и про душу, и про ауру, и про таланты. Видимо, смекнув, что чиновники далеки от сантиментов, обращение дополнили пассажем на тему, что «наше предложение послужит укреплению развития принципов самоуправления, демократизации, усилению роли местного Совета в развитии и управлении нашим любимым городом».
Знай, сверчок, свой шесток!
На этот эпистолярный изыск мэрия откликнулась и тоже письменно. Ответ пришел, конечно же, не от имени самого Дмитрия Игоревича, а на бланке заместителя главы городского округа — руководителя аппарата администрации городского округа Самара. Похоже, чиновников больно задели слова о том, что предлагаемые ими «концепции не в полной мере отражают потребности горожан», что «в них не решены многие насущные проблемы жителей города и микрорайона: отсутствует зона спортивного отдыха, в парке нет места для творческой деятельности как для детей, так и пенсионеров». Докучливым активистам ответили вежливо, но холодно, отказав по всем статьям. Часть отповеди была посвящена некоммерческой организации Институт творчества, силами которой и на чьей территории общественники предлагали проводить многие мероприятия. Мол, НКО «не имеет зданий, сооружений, помещений, земельных участков» на территории набережной. А ООО «Роса», директором которого является Сорокин («указанный в письме как руководитель НКО», - уличили в самозванстве Романа Александровича чиновники), судя по ответу, принадлежит на праве собственности лишь «летний одноэтажный кирпичный павильон площадью 24,2 кв. м», который нарушитель перестроил «без получения разрешения на строительство». В праве еще на два павильончика ему, по сути, тоже отказали, мстительно припомнив, земля под ними — муниципальная.
Как известно, лучше всего запоминается последняя фраза. Поэтому общественники к финалу приберегли красивости про ауру Волги и напоминание про принципы местного самоуправления. Чиновники в долгу не остались и поставили выскочек на место. Иначе как издевкой заключительный абзац их ответа не назовешь: «Предлагаем Совету ТОС №5 «Струковский» Ленинского района и активистам из числа жителей принимать постоянное участие в организации и проведении совместно с администрацией Ленинского района городского округа Самара плановых мероприятий по физическому, культурному, нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения и оздоровлению пенсионеров». Сверчкам показали, где их шесток!
Параллельно шли суды, которые неизменно предписывали: незаконное строение снести.
...Последнее безответное послание мэру от Сорокина датировано 4 декабря 2012 года. В нем Роман Александрович напоминал о встрече Азарова с жителями Ленинского района 14 ноября. Во время той встречи градоначальник при всем честном народе пообещал приостановить снос здания НКО и даже назначил время встречи с Сорокиным, чтобы разобраться в обстоятельствах дела. «Но по непонятной причине встреча была перенесена на неопределенный срок», - деликатно писал автор. Кстати, на память о той встрече у него осталось чудное благодарственное письмо, адресованное директору НКО «Институт творчества» Сорокину Роману Александровичу. Письмо подписано главой города и гласит: «Администрация городского округа Самара благодарит Вас за активное участие в общественной жизни Ленинского района и личный вклад в развитие территориального общественного самоуправления. От всей души желаю Вам доброго здоровья, счастья и благополучия». Еще одна издевка напоследок?..
Лидия Караулова
Комментарий
Надежда Курапова, руководитель ТОС №5 «Струковский»:
– Роман Александрович грамотный, умный человек с активной гражданской позицией. Был предпринимателем, занимался торговлей, у него появилась недвижимость. Но проникнувшись детскими проблемами, он готов отдать свой бизнес. В нашем микрорайоне есть всякие семьи, в том числе неблагополучные и где мамы в одиночку воспитывают своих ребят. И эти дети привыкли, что летом могут в любой момент прийти в это кафе, где их покормят, займутся с ними спортом и развивающими играми. У нас были далеко идущие планы, которыми мы делились с мэрией. Не раз участвовали в публичных обсуждениях развития территории — конкретно по развитию Струковского парка и набережной. Была идея в летний период организовать лагерь дневного пребывания на базе кафе. Женщины с удовольствием согласились там дежурить, готовить ту же гречневую кашу для детей, которым некуда приткнуться. Потому что не секрет, летом на набережной очень много беглецов из детдомов. И мы хотели их адаптировать.
Но отношения с чиновниками — это просто безобразие. Когда в ноябре был отчет мэра перед жителями, мы подняли вопрос об этом кафе. Потому что есть там юридические вопросы, которые необходимо урегулировать. И Азаров сказал, что имеется у них такой прецедент, когда в парке им. Гагарина бизнесмены построили кафе незаконно, не оформив землю. Но поскольку они занимаются различными социальными программами и проектами - там водкой не торгуют, там дети отдыхают - им помогли все узаконить. А Сорокин вообще готов отдать помещение безвозмездно или заключив частно-государственное партнерство. Помещение, на его взгляд, должно работать с 7 утра до 10 вечера. Если у Института творчества нет мероприятий, на этой площадке департаменты профильные могут с детьми заниматься. Да и вообще миллион всяких организаций существует — и вот есть для них помещение, отапливаемое, с кухней — можно чай попить, можно любого специалиста пригласить. На что мэр поручил одному из замов организовать встречу, но она так и не состоялась. И после этого начался прессинг — с судебными приставами и тяжелой техникой
Еще один пример, как на самом деле чиновники относятся к идее общественного самоуправления. Неделю назад в Октябрьской райадминистрации прошла встреча, посвященная обсуждению и реализации послания губернатора жителям области. От лица общественности туда пригласили все ТОСы города. Но сообщили буквально накануне, я даже не знала, о чем пойдет разговор. Зная же тему, я бы выступила, потому что очень важные направления деятельности были указаны, но не все. Зато выступил Сергей Симак — член Общественной палаты России, эколог и активист. И он, в частности, сказал, что не указано очень важное направление — работа с общественностью, то есть развитие местного самоуправления, когда город, власть, должны передавать часть полномочий именно общественным организациям. На что была реплика Азарова: «Вы вообще о чем? О каких полномочиях вы говорите?» Потом, правда, мэр предложил встретиться, переговорить об этом. Пока встреча не состоялась. И не известно, состоится ли. К примеру, когда в прошлом году проходила коллегия отчетная, которую чиновники обещали сделать ежегодной и к очередной из них, насколько мне известно, подготовка уже идет, так вот тогда они тоже предлагали общественности принять в ее подготовке активное участие. И я им написала записку, что в качестве общественного эксперта готова вместе с приглашенными специалистами провести общественную экспертизу нескольких городских программ. Таких, как установка приборов учета, например. Счетчики устанавливают, затрачивая огромные бюджетные средства, а они до сих пор не везде введены в эксплуатацию. Если же прибор год не работает, его можно выкидывать и ставить новый. Еще есть программы «Светлый город», «Дети Самары», да миллион программ, которые в принципе должны быть под контролем общественности. Наши записки на той коллегии не были озвучены, но Дмитрий Игоревич сказал, что все поступившие предложения очень важные, мы, мол, их учтем в своей дальнейшей работе. И на этом – тишина!
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии
СЛАВА ЕДИНОЙ РОССИИ!!!
тьфу.
А все красивые слова мЭра на бумаге останутся - ничего.Бумага все стерпит