Парк Гагарина

От кризиса веры народ спасет глубинка?

 

Сегодня пошел седьмой день слушаний по делу участниц группы Pussy Riot в Хамовническом суде Москвы

 За те полгода, что миновало с нашумевшего панк-молебна в Храме Христа Спасителя, немало копий поломали как оскорбленные в своих чувствах верующие, так и заступники обвиняемых. Не хочу здесь углубляться в размышления о нравственной оценке поступка девушек – в конце концов и без меня на эту тему высказались многие, и эти высказывания - явно не предел. Да и мнение на сей счет, пожалуй, каждый должен формулировать индивидуально, сам для себя. Куда интереснее для меня этот процесс в качестве очередной демонстрации политики РПЦ, которой официальные представители Русской православной церкви придерживаются в последнее время.

Свечи, дареные за деньги

Одним из ярких примеров этой политики, на мой взгляд, является история с иском Общества защиты прав потребителей к Храму Христа Спасителя. Если вкратце, жалоба общественников сводилась к тому, что на территории  этого религиозного сооружения действует, по сути, бизнес-центр. При этом торговля всевозможными свечами, иконами и прочей атрибутикой якобы производится с множеством нарушений. В числе последних были названы, в частности, отсутствие кассовых аппаратов и оформленных ценников.

Все тот же Хамовнический суд тогда принял решение в пользу ответчиков, что, наверное, правильно – религиозные организации официально освобождены государством от уплаты большинства налогов, так что о нелегальном предпринимательстве здесь говорить вряд ли уместно. Но что в этой истории удивительно, так это официальная позиция церковнослужителей, которые вовсе не апеллировали к имеющимся льготам, но зачем-то стали отрицать сам факт торговли. «Посетители не приобретают товар, а получают его на основе дарения, после чего могут пожертвовать денежные средства на нужды подворья», - заявили представители ответчика. Мол, на ценниках (бумажках, приклеенных к реализуемым предметам культа) указана вовсе не цена, а лишь приблизительная сумма пожертвований, которую прихожанин имеет право изменить в ту или иную сторону по своему усмотрению.

Результат ждать себя не заставил. В последующие дни в Храм Христа Спасителя началось паломничество журналистов, жаждущих приобрести религиозный товар со скидкой, а то и вовсе на халяву. К тому моменту в храме появилась табличка, поясняющая, что цифры на ценниках – это действительно лишь примерная цена, в объеме которой от «покупателей» ожидают пожертвований. Да и на ценниках остались лишь цифры – слова «рублей», равно как и сокращений от него, стали избегать. Тем не менее, скидку получить удалось не всем. Некоторых журналистов ожидало фиаско: в главном храме страны служители, опустив глаза, скромно настаивали жертвовать согласно написанному, а не по желанию и возможностям.

Батюшка на дом - бесценно

Решив узнать, насколько порядки Храма Христа Спасителя распространились за МКАД, я прошелся по ближайшим самарским храмам с четкой целью: «получить на основе дарения», скажем, свечку. Первым в моем списке оказался Храм во имя апостолов Петра и Павла. И вот я уже пробираюсь к его воротам сквозь блошиный рынок, раскинутый неподалеку прямо на тротуаре. «Витрины» в виде брошенного на асфальт тряпья демонстрируют нехитрый ассортимент: какая-то одежда, ложки, бусы, кусок утюга и тому подобное. «Возьми платье за 280, я тебе в придачу майку подарю!» - заманивает отходящую от «прилавка» девушку одна из торгующих старушек. Прибавляю шагу и сворачиваю на территорию храма, пока меня самого не начали уговаривать стать обладателем бесценного хлама.

На входе вижу ящик, заполненный свитерами и майками. Возле ящика расставлена обувь. Поначалу решаю, что здесь положено разуться и переодеться, но тут же догадываюсь - это оставленная прихожанами помощь нуждающимся. В голову лезут низкие догадки о происхождении товаров с давешнего «рынка». Немедленно гоню их прочь и захожу внутрь.

В храме немноголюдно, всего несколько человек. Похоже, в основном здесь религиозные служители. Осматриваюсь и сразу же обнаруживаю первый прейскурант. На листе формата А4 напечатаны расценки на молебен. «Простой о здравии (одно имя одному святому) – 2 руб.» - самая доступная строчка. По пять рублей просят за благодарственную и просительную молитвы (опять же за каждое имя и каждому святому). С теми же ограничениями по численности можно заказать молитву о путешествующих, но уже за десять рублей. А еще за червонец – прошения «о болящих», зато в скобках уже ничего не указано. Стоимость освящения жилья наглухо зачеркнута шариковой ручкой. Там же приписка от руки: «Вызывать батюшку на дом».

Вспомнив, зачем я сюда явился, подхожу к столу со свечами. Разброс цен от пяти и до 150 рублей, в зависимости от состава, размера и родословной. Маленькие парафиновые дешевле, большие восковые и иерусалимские – дороже.

- А бесплатные свечи есть? – спрашиваю.

 - Бесплатных нет, – коротко отвечает ответственная за свечи женщина, - поставить хотели?

- Бабушке отвезти.

На этом диалог заканчивается. Что ж, протягиваю десять рублей, покупаю простенькую парафиновую свечку, дабы проверить, не выдают ли тут, случаем, чеков. Чека не получил. Сама свеча пообещала добраться до бабушки отнюдь не в первозданном виде – уже по дороге к машине палящее солнце изогнуло ее в крайне причудливую фигуру.

«Бесплатно только благодать Божия»

Следующая моя остановка у Кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери. Недалеко от входа застаю свадебное авто и молодоженов рядом с ним. «Венчания идут», - догадываюсь и ступаю за ворота собора. Вижу церковную лавку, но решаю пройти мимо и попытать счастья в самом храме.

Внутри в этот самый момент венчалась очередная пара. Чтобы не мешать процессу, сразу направляюсь к стойке со свечками.

- Сколько стоят? – сходу задаю вопрос

- Разные есть, по пять, по десять, по тридцать, – обводит товар рукой служительница собора.

- А бесплатные есть?

- Бесплатные? – улыбается по-доброму. – Дам я тебе бесплатно. Двух хватит?

- Вполне, – радостно киваю я и получаю две свечи размером чуть меньше той, что приобрел недавно. Видно, пятирублевые.

Подбодренный успехом еду в сторону дома. В планах последнее место – церковная лавка на станции метро «Московская», действующая от какого-то поселкового храма. На витрине несколько крестиков, колец, иконок, разнообразная литература, молитвенники. Свечей нет.

- Есть свечки? –интересуюсь.

- Да, вам какие нужны, восковые, парафиновые? – уточняет продавщица.

- Мне бесплатные надо.

- Бесплатно только благодать Божия, – получаю вместо свечи напутствие, с которым, несколько опешив, и удаляюсь восвояси.

Церковь как отражение власти

В целом экспериментом я остался доволен. Уверен, что у нас найдутся и другие храмы, где хотя бы за поставленную там же свечку не обязательно будет платить (хотя сомневаюсь, что, скажем, серебряную цепочку удастся купить по дешевке). Но тем, кто действительно не в силах отдать даже пять рублей, наверняка пойдут навстречу. Более того, думаю, что действительно малоимущим вряд ли отказали бы и в том же Храме Христа Спасителя.

Другой вопрос – подача информации. Почему бы не сказать как есть: «Мы берем деньги с тех, кто может их дать, потому что на эти средства существует церковь. А нищие пусть ограничатся молитвой и свечой, но обойдутся без золотых икон». Пусть звучит несколько цинично, но справедливо - действительно обойдутся. Ведь вера заключается все же именно в вере, а не в обладании религиозной символикой.

Но руководство РПЦ все больше начинает напоминать не столько служителей Божьих, сколько чиновников от действующей власти, в не самых симпатичных проявлениях последней. Торговля в храме без кассы? Что вы, это все бесплатно, люди жертвуют, сколько хотят. Часы дорогие с руки патриарха на фотографии стерли? Не было никаких часов. Квартиру его пылью испачкали? Нет у патриарха этой квартиры.

«Закон о защите прав потребителей не распространяется на Подворье патриарха», - еще одна чудная реплика церковных юристов по поводу иска общества защиты прав потребителей. Не ровен час и другие «мирские» законы РПЦ признает ниже собственного достоинства. Зато пока она пользуется ими охотно и умело. И процесс над Pussy Riot – яркое тому подтверждение. Причем свидетельствует  этот процесс о полном взаимопонимании между властью церковной и светской. Взять хотя бы то, что на протяжении всей недели суд не допускает на заседания свидетелей защиты, а 70% ее вопросов к свидетелям обвинения снимают, не заслушав ответа.

В заботе об имидже руководство православной церкви призывает проверить на экстремизм организаторов премии «Серебряная калоша», присудивших одноименную «награду» патриарху, а также правозащитника, критиковавшего РПЦ, и журналистов, освещающих суд над Pussy Riot. Однако, перенимая стратегию партии власти, к примеру, стоит помнить, что подобные действия имиджу этой самой партии на пользу никак не пошли, и похожая участь может ожидать и церковь благодаря ее же руководству.

Во всех этих невеселых делах, пожалуй, радует лишь одно: в то время, как страсти кипят «на верхах», простые прихожане, не сильно интересующиеся российскими событиями, хотя бы в провинции могут найти церковь, где пока сохранились истинные человечность и духовность, а «политика партии» и пиар у местных священнослужителей все-таки уступают религии. Поэтому остается надежда, что от кризиса веры спасет глубинка...

Дмитрий Караулов

От редакции

Тем временем вполне мирские чиновники не гнушаются прикрывать собственные темные дела служением Богу. Например, вчера, 6 августа, в Подмосковье задержаны глава Луховицкого района и его заместитель по подозрению в получении взятки в три миллиона рублей. При этом деньги нужно было передать посреднику якобы на возведение православного храма.

Комментарий

Алексей Солоницын, самарский писатель:

- Конечно, отношения между прихожанами и церковью в глубинке чище, чем в той же Москве. В столице сейчас очень много «накипи», случайных людей и людей, которые всеми силами пытаются к себе привлечь внимание. Так называемый пиар. И ради этого люди на что только не идут. Те же взбесившиеся девчонки – вроде грамотные, одна даже студентка литинститута. Но таковы их моральные устои и критерии оценки жизни, что ради пиара и известности они готовы проявлять свой протест подобным образом. Меня потрясло, когда муж одной из участниц Pussy Riot во время очередной протестной акции прикрывался от полиции трех-четырехлетним ребенком.

Политика нашей церкви очень глубоко и серьезно изложена в концепции Русской православной церкви в современном мире. Это мудрый документ. В деревне православные основы не подтачиваются так сильно, как в крупных городах. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». И это не примитивизм, а именно мудрая простота. Простой народ понимает эти истины стихийно. Человек может жить хоть в Нью-Йорке, хоть в Москве, и если он чувствует сердцем, то ему ничто не повредит. А вообще человек, родившийся в деревне, богаче рожденного в городе. Он живет среди природы с детских лет, и его это облагораживает. Такой человек тоньше, глубже и правильнее чувствует, что происходит в мире. Ощущая основы семьи и нравственности, которые более живы в деревне, люди, конечно, чище. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ГИБДД разъясняет

ГИБДД разъясняет

             

Опрос

К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?

Все бросят курить - 8.9%
Курильщики организуют акции протеста - 7.7%
Запрет ничего не изменит - 83.4%

Результаты: 664
Голосование на этот опрос закончилось в: 01 Июль 2013 - 10:49
<< < Август 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Популярное

08:Авг - 07.08.12
153893
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
124410
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
531822
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42