Пока умные люди с надутыми щеками обсуждают «бинарность семантических кодов менталитета Самары», пытаясь придать видимость приличия совершенно идиотской истории с логотипом нашего города, юродивые наподобие меня зрят в корень.
Пожалуйста, представьте себе, что речь идёт вовсе не об организации с фонетически убойным названием «Севзапинжтехнологии» (нелепее этой аббревиатуры разве что «Пинскдрев», похожий на взвизг поросёнка), а лично о вас. Вас зовут как угодно, например, Петя – это сейчас самое модное имя в соцсетях: там то и дело фигурирует абстрактный и неприятно правильный Петя, который не делает селфи, не пишет о первых шагах своего ребёнка, моет руки перед едой, не фиксируя этот процесс постом в фейсбуке, одним словом, страшно отталкивающая личность. Так вот, представьте себе, что вы – Петя, и вам позвонили из города Парижа и говорят: «Петя! Ты самый умный! За лёгкое шевеление твоих гениальных извилин мы готовы заплатить тебе хорошие, очень хорошие деньги. Придумай нам логотип Парижа!»
Петя не дурак. Он сначала настораживается – они там что, совсем ополоумели в этом своём Париже? Какой им ещё логотип, кроме сами знаете чего? Или хорошо, пусть не сами-знаете-что, не Эйфелева башня, хотя у любого в голове при упоминании слова «Париж» тут же всполыхнёт именно она, но разве и кроме неё мало в Париже пиктограммоёмких пунктов, от Нотр-Дама до Монмартра?
Спустя минуту, немножко покумекав, умный, а главное – необычайно меркантильный Петя спохватывается и покуда трепетные французы не опомнились, говорит: а давайте, пусть, я вам сейчас придумаю такой логотипище, что вы просто взвоете от восторга. После чего, прибрав к рукам аппетитный аванс, ляпает в пейнтбраше одной левой бирюзовые полосочки, а над полосочками – ещё одни полосочки, только жёлтые, а над жёлтыми – домик в условно провансальском стиле.
Хм, с некоторым сомнением, тут же, впрочем, единодушно отметаемым (потому что «уплочено»), говорит высокое жюри, классно. Это прямо то, что нам надо, спасибо большое, Петя, не зря нам сказали, что ты большой молодец.
Довольный Петя идёт кутить к Полю Бокюзу, а логотип с провансальской избой тем временем штампуется на майках и кофейных чашечках. И тут в простых парижанах начинает сонно ворочаться гражданское самосознание. Это вообще что, спрашивают они тем самым тоном, каким общались на «стрелках» малиновые пиджаки в России 90-х. Это как вообще понимать? Где тут у нас в Париже столько Прованса и почему он должен болтаться на логотипе города, который уже Бог весть сколько времени ассоциируется с Эйфелевой башней? Что за Петя, откуда он взялся?
Всё это парижане произносят не вслух и не на площади перед Дворцом Правосудия, а строчат у себя в фейсбуках и в своих французских «Одноклассниках», поскольку времена на дворе тяжёлые, а клавиши – лёгкие, тыкать их просто, быстро и приятно. Возникает некоторое замешательство, высокое жюри с тревогой наблюдает, как копятся подписи под виртуальной петицией против Петиной избушки, а потом миролюбиво говорит: хорошо, чёрт с вами, давайте будем вместе обсуждать логотип.
Тут начинается самое интересное. Нормальные парижане настаивают на Эйфелевой башне, но есть же ещё и ненормальные. Эти владеют демагогией в стиле «дуалистический подход к ойкуменической ментальности нарративного Парижа», и им палец в рот не положишь – откусят руку по локоть и даже не поперхнутся. Мягко, но твёрдо эти ненормальные протаскивают взамен Петиного плохого логотипа с избушкой свой – столь же плохой, потому что на нём нет никакой башни, на нём другие избушки, другие волны других цветов, но суть та же: заволокло людям небушко большими деньгами, и ради них они готовы на что угодно, даже на этическое предательство нетленной исторической ценности. И я хочу сказать, что ровно то же самое непременно произойдёт с логотипом Самары, если мы забудем, что как Эйфелева башня является символом Парижа, так и символом Самары является самарская кошка. Нет, я не отсыплю вам травы, дорогие читатели, я не шучу и я давно перестала пить коньяк по утрам. Я предельно серьёзна.
По сложившейся у меня в последние года два привычке, когда я окончательно осознала тот печальный факт, что подавляющая часть читателей не любит особо затрудняться проникновением в смысл прочитанного, а просто слизывает стилистические сливки, объясняю, о чём написано выше. Там написано, какое же это издевательство – логотип Самары, предложенный «Севзапинжтехнологиями». Слово «разработанный» по отношению к этой халтуре никак не могу применить, простите, – малолетние дети моих друзей проявляют куда больше вкуса и фантазии в своих рисунках на заданную тему, чем дизайнеры из этих самых «Технологий», а главное, что никакой разработкой тут, естественно, не пахнет, и я уверена, что это прекрасно понимают все настоящие дизайнеры. А ещё выше написано о моём сожалении – я, к несчастью, лишена спорщицкого азарта, а то бы заключила с кем-нибудь пари, что итогом сбора подписей против этого логотипа станет другой, не менее унылый. Например, схематичный теремок а ля драмтеатр – всё бы ничего, домик красивый и куда достовернее этой избы с чердаком, отчего-то гордо названным «мезонином», но положа руку на сердце – вы действительно считаете театр (любой, не обязательно драмы) символом нашего города? А Паниковского, которого любая патриотическая кисть так и тянется нарисовать на гербе города вместо приевшейся козы, – унылого и морально устаревшего Паниковского кто-то всерьёз считает символом города СЕГОДНЯ, в начале 21 века?
Будь этот памятник в самом деле Паниковским, а не его ироническим симулякром, можно было бы мечтать о том, чтобы вытянуть из этого образа городскую символику, но в сегодняшнем варианте этот пан Спортсмен, опасно восставший над перекопанной горой, смешон и нелеп, и лучше уж, в самом деле, малевать на футболках пивную кружку Тёмы Лебедева, хоть я его и не люблю (нет, не за привычку материться с непринуждённостью гиббона, а за трагическую, мало кем фиксируемую – опять же, кроме полудобровольно изъятых из реальности людей типа меня – пустоту, которую он исправно генерирует в окружающее пространство).
Довольно бухтеть, оскорблённо скажет фанатично преданная Тёме и Паниковскому аудитория, давай нам конструктив. Даю. Есть вечные ценности, как справедливо было замечено в одной старинной рекламе. Кошки – главная самарская ценность, талисман, родовой признак. И раз никто всерьёз не желает обсуждать геральдических самарских кошек в качестве натуры для логотипа, то дальше живите сами. Потому что без кошки я не вижу никакой разницы между ныне действующими избушкой с крепостью и гипотетическими драмтеатром-Паниковским-ракетой-пивзаводом и прочей высокопарной скукотой.
Екатерина Спиваковская
Фото автора. Коты её же.