Доктрине продовольственной безопасности РФ исполнилось четыре года. Импортозамещение, провозглашенное в 2010 году, не успело состояться, как грянуло эмбарго Владимира Путина на ввоз продовольствия из-за рубежа
Следом новое потрясение: 11 августа правительство приняло новую Продовольственную программу. Помимо того, что упоминание о ней усилило перманентное уже в последние дни ощущение дежа вю, оно еще и вызвало страх. За участь той самой доктрины: ну, все, раз дело до Продовольственной Программы с большой буквы «П» дошло, значит, нормальной еде на нашем столе конец.
Хлебом единым
Самарские чиновники во вторник, 12 августа, успокаивали население в лице журналистов, убеждая их, что «повода для беспокойства не должно быть». Так выразился и.о. заместителя областного министра сельского хозяйства Юрий Григоревский. Аргумент: в последние два-три года усилилась господдержка отечественного производителя, объем ее увеличился в два-три раза.
Приведены были цифры, свидетельствующие о том, что область себя прокормить может. Но на 100% - только хлебом. Продукцией растениеводства - на 95%. И то в сезон. Зимой свежих местных огурчиков-помидорчиков мы поесть не сможем. Ну, никак! Никакие парники-оранжереи не помогут при минусе 20 за окном.
Мясом и молоком область обеспечивает себя лишь наполовину. Даже курятиной не может насытить местный рынок, хотя птицефабрик в губернии было множество. Сначала закрылась Безенчукская птицефабрика, прошлой зимой - Обшаровская... Поэтому из 86 тысяч тонн съедаемого самарцами мяса птицы 36 тысяч тонн — завоз. Что, по мнению Юрия Александровича, — не беда. И с ним надо согласиться. То, что не производим сами, завезем из Белгородской области, Кировской, соседней Оренбургской. Ну, правда, невозможно все продовольствие, какое есть, производить у себя дома. Должна быть логистика, обмен между регионами, баланс...
Вот такой баланс должен быть, согласно макроэкономике, и между странами. По-другому не получится. Не водятся в Волге атлантическая сельдь и креветки, и не растут в белгородской области авокадо, манго и бананы.
Чиновник от сельского хозяйства полагает: и не надо!
«Мы этой экзотики в юном возрасте никогда не видели, сказал Юрий Григоревский, — бананы, киви, лосось... Мы выросли на исконно русских продуктах, которые производятся там, где мы живем, и организм — со мной согласятся врачи, - что произрастает на этих территориях, тем и должен питаться. А экзотика - баловство».
Чьи санкции страшнее
Что самое интересное, с ним согласится большинство предельно патриотично настроенных сегодня самарцев. Готовы быть сыты единым хлебом, которым себя полностью обеспечиваем, да овощами со своего огорода, пока сезон. А на зиму это засолить, заквасить. И картошку в холода можно сберечь в кладовке или в погребе.
Кстати, большинство моих сограждан так питалось всегда и продолжает питаться без всякого путинского эмбарго на импорт. Ни креветок не едят, ни суши-роллы в ресторанах заморских. Во-первых, дорого. Во-вторых, непривычный рацион. Не ели никогда морепродукты, не фиг и начинать!
Пиццу итальянскую, да, уважаем, она давно вошла в наш рацион довольно органично. Хотя, как сказал почетный консул Италии в области и в Татарстане Джангуидо Бреддо, моцареллы никогда нет в пиццах из общепита, нет и итальянской муки...
Сам же господин Бреддо крайне огорчен санкциями западных стран против России, убежден, что устроили их недалекие и малообразованные чиновники Евросоюза, которые не знают России. И в них он видит главных виновников эмбарго на ввоз импортных продуктов, объявленного президентом России. «Нельзя, говорит он, ждать позитивной реакции от того, кому дали пинок». А реакция на три этапа санкций была - негативней некуда. Год россияне не будут видеть на прилавках торговой сети привычные уже продукты. Не только авокадо с креветками, а многого того, к чему привыкли не какие-то буржуи, а все слои населения.
В список запрещенных попали импортные мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты, молоко и молочная продукция, всякие цветные капусты и брокколи, листья салатов, сельдерей, баклажаны и морковь, бобовые и орехи, вишня и клубника — свежие и замороженные. Всего этого и многого другого мы не сможем купить в магазинах и не увидим в ресторанах.
Полки не опустеют, нам говорят. Возможно. Но дефицит на многие товары неизбежно взвинтит цены.
Кто заплатит за базар
Начальник управления регулирования продовольственного рынка Минэкономразвития области Елена Попова объяснила, что роста цен не прогнозируется. Самарское министерство проводит ежедневный мониторинг цен с анализом их максимальных и минимальных величин и результаты отправляет в Минпромторг РФ. Такие отчеты ведомство будет получать от всех регионов и смотреть, кто и на сколько повышает цены на рынке продовольствия. И кто повышает - торговая сеть или производитель. Санкциям подвергнут всякого, кто повысит стоимость своего товара. Но вот всякого ли? X5 Ritail Group ужеоповестила правительство, что поднялись цены на продукцию «Русского моря», поставляющего морские деликатесы в торговую сеть — на 20 %. А компанию контролирует человек, очень близкий к верховной власти. Посмотрим, чем дело кончится.
Джангвидо Бреддо на встрече с журналистами между тем с сожалением сообщил, что на таможне завернули назад 60 грузовиков с итальянскими персиками. Значит, могут подорожать, в силу дефицитности, персики из Узбекистана. Согласно закону РФ о регулировании рынка, если цена на товар поднялась на 25 процентов и держится на этом уровне 30 дней, то в отношении этого товара вводится мораторий. То есть, сначала запрет на ввоз вымоет товар с прилавков, а остатки, которые по законам рынка неизбежно подорожают, устранит из продажи мораторий на высокие цены.
Про коррупцию забыли?
Местные чиновники с напускной уверенностью или искренне говорят, что подъем сельского хозяйства уже на подходе. В Кинельском районе открыли новую ферму. Коров, правда, завезли туда американских. Французских и голландских, завезенных как-то в область, уже кое-где загубили... Да даже если американских не погубим, то их надо холить и лелеять, кормить самым лучшим и отборным. А как эту корову надо будет согревать в нашу суровую зиму! Словами не передать! Цельное молоко до переработчика надо довезти свежим, не скисшим. Юрий Григорьевский сказал, что технологии транспортировки отработаны, стандарты европейские, танки-охладители есть, бойлеры. Есть. Все импортное. А сломается? Надо опять за бугром покупать. Как ни крути 100-процентного импортозамещения не получается.
И даже таких ферм, как в кинельской Богдановке на просторах области не так много. Не всюду есть инвесторы типа Андрея Половинкина из «Электрощита».
А главное, дорогие патриоты области, не даст подняться сельскому хозяйству коррупция. Она не позволит самому трудолюбивому фермеру вырасти в крупного производителя. Ему бедолаге придется за все платить: землю получить под свинокомплекс — на лапу дай муниципалам. Договор заключить с переработчиком — посреднику заплати. Союзы всяческих производителей создали. С ними придется дело иметь, прежде чем выйти непосредственно на директора завода. А господдержка, выделяемая всякими программами на поддержку отечественного сельхозпроизводителя, будет распиливаться, как это было года три назад во время засухи в области. Пострадавшие от нее хозяйства получали копейки. Да и доставались они крестьянину порой после судебной тяжбы с власть имущими.
И вообще, в коррумпированном государстве никакие законы, никакие благие намерения не действуют, это еще Пушкин замечал в своей переписке с Чаадаевым.
Сайяра Дворцова
Фото — Максим Чикалов
Комментарии
Молодец Сайяра, обнаружила корень проблемы. Всё остальное при этой проблеме - пустые слова.