Парк Гагарина

Константин Титов: «Если кто-то льет на чью-то мельницу воду, придираться будут к любой фразе»

Перефразируя известное, скажу: «Бывших губернаторов не бывает». Это я про Титова Константина Алексеевича. Потому и решил сделать интервью именно с ним.

Очень уж нынешняя ситуация в области напоминает дела давно минувших дней — 2005-2007 годы, когда группа олигархов местного розлива, получившая в народе название «Антанта», развернула кампанию по свержению губернатора, которым в то время и был Константин Алексеевич. Титов тогда победил. Но жизнь ему подпортили основательно. Сейчас, после активно раскручиваемых в СМИ — преимущественно федеральных — всяческих скандалов и скандальчиков с губернатором нынешним, заговорили о новой «Антанте». Ключевые фигуры «Антанты-2» пока в тени, но в ходе интервью мы с Константином Алексеевичем позволили себе сегодняшнюю ситуацию проанализировать и посмотреть, кому она на руку.

Константин Алексеевич, отслеживаете, что происходит в области?

– Понимаешь, сейчас очень трудно отслеживать. Учитывая, что телеканалы дают достаточно радужную, красивую картинку дня и никаких проблем не вскрывают, не анализируют. Мне кажется, что и передач таких уже нет на местном телевидении. Если говорить про газеты, то опять получается как-то не так, как должно бы быть. Хотя некоторым проблемам они придают достаточно большое значение. И подвергают достаточно серьезному анализу. Но в этом анализе кроется весьма поверхностное прочтение происходящих событий, политических в том числе. Мы же с тобой говорили... Можно я буду обращаться — Сергей?

Конечно.

Мы же с тобой, Сереж, говорили, что то, что сейчас происходит, похоже на «Антанту». На события 2005, 2006 и 2007 годов. Три года я с ними мучился. Когда они еще не поняли, что выборов губернатора не будет. Мне ясно было уже в 2004-ом, что выборов не будет, а для них это было непонятно. Они подпитывали Боброву (Наталья Боброва, депутат губернской думы четырех созывов, с 1994 по 2011г.г. — Авт.), она в суды бегала... Но оставим ее в покое. Если проводить анализ, то он должен быть, мне кажется, более глубоким.

Первое, что я вычленил бы в этом анализе — разная экономическая и политическая обстановка тогда и сейчас. Если в 2005-2007 годах в области все шло с нарастанием: и увеличение объема производства, и рост доходов бюджета, социальной помощи и объемов строительства, в том числе социальных учреждений, то сегодня мы должны сказать, что исполнение бюджета и в области, и в стране достаточно трудное. Международная обстановка для нас достаточно тяжелая. Мы подвергнуты санкциям, и говорить, что это на нас никак не влияет, не имеем права — курс доллара красноречиво, как колокол, звонит нам: «Ребят, вы вообще то начинайте думать, что делать». Я считаю, что это правильно, надо думать, и позиция верная задана — переход на другую модель экономики, а не сырьевую. Только это требует, во-первых, огромных затрат, а во-вторых...

...времени еще.
Да, затрат и времени. Поэтому сейчас главное - не дать каждому болтать с трибуны или по телевидению. Нужна позиция сдерживания: «Меньше трепаться, а больше работать». Потому что любая трепотня, любое несанкционированное выступление начинает расшатывать политическую ситуацию, а в кризисной обстановке это опасно. Очень опасно. И если мы дорожим своей державой, своей страной, то мы должны признать, что это тяжелый путь, но мы его сегодня должны пройти. И как бы там кто-то не возмущался, но если мы считаем, что Карлову (Валерий Карлов, один из лидеров протестного движения конца 80-х, начала 90-х годов — Авт.) не надо давать слово, то ему и не надо давать слово.
– Ну, Карлова сейчас не видно и не слышно. Сейчас другие...

Болеет Карлов. Лежит в областной клинической больнице. Он мне иногда позванивает, мы с ним общаемся. Мужик посвятил себя политике на низшем уровне. Я считаю, это уличная политика. Это не большая политика. Но он активный, он борец. Однако на этом и сгорел...

А второе отличие?
Второе — сегодня нет таких мощных финансовых кланов как были. Мы помним, тогда в самом расцвете была группа компаний «СОК». Ищук (Андрей Ищук, член Совета Федерации (2004-2007)., председателем Совета директоров ОАО «Волгабурмаш» (1996-2004) Авт.) в той компании был. Хотя структуры Ищука уже разваливались, кредиторы стояли за его спиной и грызли ему спину. Уже точили ножи судебные приставы по востребованию долгов. Ну, тот же Аветисян (Владимир Аветисян, один из создателей ассоциации делового сотрудничества «Волгопромгаз», с 2004 по 2008 был членом правления РАО «ЕЭС» России — Авт.) еще ряд лидеров бизнеса были... Мы можем назвать с тобой даже и АвтоВАЗ, с учетом Артякова (Владимир Артяков, с 2005 по 2007 председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», с 2007 по 2012 губернатор области Авт.).
А сегодня в противовесе губернатору пока мы видим одного только Милеева
(Александр Милеев, депутат губернской думы Авт.)...

Там еще Борисов (Олег Борисов, депутат губернской думы Авт.) звучит...

Как умные и грамотные люди, мы должны подходить дифференцированно. Как говорит наша с тобой любимая радиостанция «Эхо Москвы», чему очень удивлялся в свое время крупнейший политик Виктор Степанович Черномырдин? Он говорил: «Как вам удается от частного перейти к общему?! Или от общего перейти к частному?» Хотя это законы диалектики.
Поэтому будем говорить так: Милеев всегда был лоялен к власти. Он даже в той «Антанте» не участвовал, насколько я информирован. Он всегда был лоялен к власти, ему всегда от нее надо было чего-то. А здесь у него получился как бы наезд на его основной бизнес. Хоть он и говорит сегодня, что это не его бизнес, но мы то все понимаем. Слова и дела разделяем. Ну, имел он каких-то депутатов в городской Думе, имел одного, а может быть двоих (сам и еще кто-то) депутатов в Губернской думе. Ему этого хватало. Он решил по этому пути пойти и дальше. Но сегодня политика и Центра, и губернии другая. И его укоротили. Сказали: «Так делать нельзя». И, мне кажется, он обиделся. Потому что он же пошел на президиум политсовета в областную парторганизацию «Единой России». И там выступал очень активно. В общем, дошло дело до Центрального политсовета. Последствия известны, мы их повторять не будем.

Константин Алексеевич, ну мы же прекрасно понимаем, что у Милеева нет таких связей и ресурсов, чтобы решать вопросы в Москве. Он сейчас выдвинут как главный противник, но за его спиной стоят, я так думаю, другие люди.

Согласен, здесь игра намного тоньше. Сам Милеев из себя, как нам кажется, ничего не представляет. Значит, кто-то стоит за его спиной и его науськивает, натравливает. Он как жупел выступает, а эти ребята в тишине плетут интриги, сообщают наверх и т.д. Мы пока не знаем, кто эти люди. Вообще стоит, может быть, провести журналистское расследование, может администрации губернатора поработать, и узнать, кто они. Вот они — наиболее опасны. Те, кто на виду, мало опасны. А вот те, что в тени — опасны. В первую очередь для стабильной обстановки в области. Не только до конца года, а вероятно и 2016-й год, и 2017-й эта опасность будет существовать. Хотя наша область достаточно экономически диверсифицирована: у нас и нефть, и технологии, и все остальное есть. Но мы же в общей корзинке со всей страной. И никуда мы от этого не денемся.

Так кто стоит за Милеевым?

Ну об этом мы дальше поговорим. А сейчас давай остановимся на Борисове. Борисов никогда открыто против власти не выступал. Мы знаем, что он друг Олега Николаевича Сысуева(Олег Сысуев, первый зампредседателя Совета директоров «Альфа-Банка», с 1992 по 1997 г.г. мэр Самары Авт.). Большой друг. Не знаю, есть ли у них совместный бизнес, нет ли совместного бизнеса. Один теперь крупный банкир, другой крупный бизнесмен, предприниматель. С недвижимостью работает. Работает достаточно успешно. Чем можно восхищаться. Это хорошо, что такие люди в области есть. Есть с кого налоги взять, социальные программы развивать.

Один момент. Вот официальный доход депутата Олега Борисова за прошлый год: заработал он 1 млн 753 602 рубля. Еще имеет квартиру 48 кв. м в доле с тремя сыновьями и дочерью. Депутат Милеев задекларировал доход в 1 млн 160 798 рублей. Из собственности у него только автомобиль ВАЗ на двоих с супругой.

Ну, ты же знаешь скандалы, которые были вокруг завоевания торгового центра «Русь»?

Знаю, конечно.
И кто завоевал «Русь»? Ты знаешь, где хотел построить филиал «Кировский» Пенсионного фонда наш покойный председатель областнго фонда? Ему не позволили, а структурам которыми раньше руководил Борисов разрешили рядом торговый центр построить. Теперь напротив авиационного института (СГАУ — Авт.), ты видел, строится спортивный центр, где будут всякие спортивные товары продавать. Ведь это же Борисов. Все все знают. Поэтому я этого всего не касаюсь. Я никогда не считаю деньги в чужом кармане. Не проверяю декларации. Есть финконтроль, есть полиция. Пусть они и занимаются. Мы просто говорим о Борисове как о человеке.
Человек, я лично считаю, он состоятельный. Умный. У него есть хорошая команда. Он нигде политически не светится, никаких интервью не дает, хотя и председатель комитета Губернской думы. А если дает интервью, то очень редко. По большим праздникам для прессы нашей местной. И он всегда лоялен к власти. Он никогда не выступал против власти. Вот он Сысуева мог бы финансировать и выступать вместе с Олегом Николаевичем против меня. Но не делал этого. Правильно? И даже когда «Антанта» была, он к ней не примкнул. Я не знаю, может у тебя какая другая информация. Но у меня вот такая — не примкнул. Мало того, я с ним встречался. Спрашивал, а вот выборы будут, вы нам поможете в фонд? Да, говорит — помогу. Понимаешь, он осознает, что есть власть и ему не надо этого противостояния. Потому его как бы... пощадили. Он не обижен, его люди сохранены были в списках. Это говорит о чем? О том, что власть существующая, она тоже опасности в нем не видит. Она в нем видит соратника. А вот в Милееве власть эту опасность видит. И самое смешное, вот ты правильно говоришь, что виноват в этом не сам Милеев. Виноваты обстоятельства, финансовые в частности, которые сложились вокруг Милеева, и тот, кто за ним стоит.


Давай попытаемся подумать, а кто за ним стоит. Ведь не просто откуда-то свалились люди, которых по настоянию губернатора включили в списки «Единой России», исключив из них сторонников Милеева. Их там восемь человек, кажется, которых приписали губернатору, сказав, что это люди губернатора и их надо включить в бюллетени для голосования. Не сам же Николай Иванович этих граждан продвигал?

Нет конечно...

Значит?..

Ему кто-то посоветовал.

Правильно. И эти кто-то занимают достаточно высокие административные или партийные посты. Правильно? Потому что рядовой член не может. Значит губернатор спросил: «Что нам делать?» А ему: а давайте этого уберем, а того поставим. Они что, не знали, что люди, которые не прошли праймериз, не могут участвовать под знаменем партии в выборах? Не знали?

Да знали, наверное.

Если не знали, то они плохие руководители. Они не знают Устава, не знают положений партийных, не знают ничего. Поэтому они постоянно будут вляпываться. А если знали — то это подстава.

Осознанная подстава или по глупости?

Если не знали, то это бестолковые люди. Если знали и не сказали, то это подстава. В любом случае этих людей надо менять. Они подставили губернатора. Остается вопрос, сознательно или не сознательно. Правильно?

Согласен.

В этом тоже есть различие той «Антанты» и нынешней. У нынешних нет такой огромной финансовой машины, как была у СОКа, у Ищука, у всех остальных. Но, с другой стороны, меня поддерживали серьезные люди, которые представляли серьезную промышленность. Это и «Куйбышевазот», и «ЦСКБ-Прогресс», и АвтоВАЗ, несмотря на то, что там уже был Артяков. Нет, в 2004 году там еще и Артякова не было. Там Каданников был. Артяков пришел в конце 2005-го. В самом конце. И нефтяники, нефтепереработчики меня поддерживали. Без них у меня тоже вопросы решались. Но они имели возможность помогать и эту возможность реализовывали.
Надо учитывать, что тогда было развитие демократии, я им эту возможность дал. СМИ открыты были для всех. Выборы по-другому проходили. Николай Иванович сегодня это обрезал. С точки зрения нынешней международной ситуации это правильно. Международная обстановка, хочешь — не хочешь, отражается на внутренней. Поэтому он сделал правильно. Сегодня нужен достаточно жесткий режим. Нельзя шарахаться из стороны в сторону.
Вот получается, Милеев и какая-то группа, которая за ним стоит...

Константин Алексеевич, может я что-то не понимаю в политике, но как работают средства массовой информации я понимаю. Центральные СМИ, они же просто так за красивые глаза не будут наезжать на Меркушкина. А наезды идут практически каждый божий день.

Я не так часто сейчас отслеживаю СМИ: РБК, «Вести», такие газеты как «Новая газета». «Коммерсант» в основном. Но «Коммерсант» не так уж и часто наезжает. Поэтому я ориентируюсь на местную прессу.

Речь не о местных изданиях. Наши, самарские, в стороне и делают вид, что ничего не происходит...

Теперь самое главное. У тех, прежних, был лидер. Они понимали, что сами никуда не проходят — губернатором из них никто не станет, и им нужен был лидер. Популярный, известный в области. Они привлекли Виктора Федоровича Сазонова (Виктор Сазонов, председатель губернской думы с 2001 года по настоящее время Авт.). Человек, склонный к изменениям и переменам, он с радостью согласился на эту роль. Хотя ему говорили: «В любой ситуации ты все равно не будешь губернатором. Ты пойми это. Не будешь». Он в это не верил. И они не понимали... Если ты помнишь, я открыто говорил: «Ребята, следующим губернатором будет генерал». Потом Артяков и стал. Я им говорил, ребята, что вы рыпаетесь, человек уже работает в нашей области. Я это открыто в прессе заявлял. Но им было все «до фени». У них даже два лилера было. Запасной был — Ефремов (Александр Ефремов, с 1996 по 2006 г.г. Был прокурором области Авт.). Если не проходит Сазонов, может Ефремов пройдет, как прокурорский. Из прокурорских нет губернаторов, а тут будет. Это было все серьезно. У нынешних — у Милеева и всех, кто сегодня задумывают что-то против, допустим, Николая Ивановича Меркушкина, — такого лидера нет.

Были недавно вбросы в центральных СМИ по-поводу Гутенёва (Владимир Гутенёв, 2009-2011 г.г. советник Генерального директора Госкорпорации «Ростехнологии», 4 декабря 2011 года избран депутатом Государственной Думы от области Авт.). Правда, я не знаю, надо ли это Гутенёву?

Гутенёв — человек, достаточно близкий к Чемезову (Сергей Чемезов, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» — Авт.). Очень близкий. Он депутат Государственной думы. Заместитель председателя комитета по промышленности. Но он сегодня не проходит как лидер. И сам он ничего публично не предпринимает. Поэтому мы можем с тобой записывать в эту категорию еще ряд людей, которые работают и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Но мне думается, что это не то. Сегодня это не то. У них сегодня публичного яркого лидера нет. Я говорю не про одного Милеева, я говорю про тех, кто стоят за ним. Поэтому, если сравнивать позицию тогда и сейчас, то есть много общего. Война скрытая, война тайная, война через СМИ. Но ее ведет не Милеев, а тот, кто стоит за ним. У них есть и рычаги, и деньги, и все остальное. Может быть и Милеев участвует, а может и нет. Мы не знаем. Может он выскочил, а сейчас решил залечь на дно. Потом придет, губернатору бухнется в ножки, покается, скажет: «Все, я буду верой и правдой служить». Я думаю, ему так и надо сделать.

Видимо, Вы правы. Бизнес на противостоянии с властью не сделаешь.

Я думаю, на сегодняшний день позиция Николая Ивановича достаточно выверенная. Это и очень грамотная работа с прессой, с телевидением. Это же колоссальная нагрузка — встречи с людьми. А он их иногда по две в день проводит. Разговаривает с людьми 3-4-5 часов — это колоссальнейшая нагрузка. Но он ездит, встречается, объясняет всем свою позицию. Он доводит её до сознания людей. До сознания актива, и актив в этом направлении работает. Поэтому я думаю, что эта вся возня вокруг главы Кировского района … (мы так медленно подойдем к тем людям, которые кем-то расставлены) — она выеденного яйца не стоит.

Ну, она подогревается искусственно. Многие же вещи просто искусственно подогреваются.

Мы с тобой не знаем, за что, почему и как сняли Митрянина (Николай Митрянин, с 2002 по 2010 был помощником Виктора Сазонова в губернской думе, в 2010 г. избран депутатом городской думы, стал заместителем председателя, в июне назначен главой Кировского района Авт.). Мы не знаем, за что конкретно.

За неисполнение распоряжений Главы администрации Самары. Олег Фурсов мне сказал, что когда пять раз человек говорит «да», а потом ничего не делает, с таким человеком надо расставаться.

Деталей мы не знаем. У меня возникает вопрос, может ли районный ТИК направить письмо в Центризбирком, минуя областную избирательную комиссию без ведома главы администрации района?

Ну, теоретически может.

Не может. Так то в принципе может, но это ж люди из одной команды.

А с другой стороны, я не знаю, как работает Милеев, но я знаю, как работает Борисов. У него в ТИКах сидят свои люди.

Тики-тики-тики. Кировский ТИК — это другое. Там же Сазонов у нас избирается. И не надо говорить, что это Борисовский или Милеевский.
Так вот — как только Николай Иванович в понедельник вышел из отпуска, кто первый пришел к нему убедить, чтобы Митрянина восстановили?

Виктор Федорович?

Он пришел вместе с секретарем обкома партии.

С Фетисовым?

Да. Вдвоем пришли. Объяснять, что выборы грядут и только Митрянин может обеспечить в Кировском районе победу «Единой России». Потом приглашают туда Фурсова (Олег Фурсов, с декабря 2014 г. - глава администрации города Самары. До этого с 2012 года был министра труда, занятости и миграционной политики области — Авт.). Потом приезжает, уже где-то часам к десяти, глава администрации. Решают, решают и восстанавливают Митрянина. Это о чем говорит? А это говорит о том, что Николай Иванович сегодня не хочет скандала. Мне кажется, он дал им чёткое задание. Вот ваш процент, вот ваши кандидаты. Вот так должно быть сделано в Кировском районе. Берётесь? Сделаете? Хорошо. Тогда возникает вопрос — если они это сделают, то тогда получается, что Фурсов в своих оценках ошибся?

С другой стороны, если не брать конкретные районы и все прочее, я тут на «Эхо Москвы » поспорил с Серёжей Лейбградом...

Я слышал эту передачу. Я на твоей стороне.

Сергей вдруг стал в этом противостоянии защитником «Единой России». Мы после передачи еще спорили. Я ему говорю: если брать выборы в Тольятти, то придуманная схема «Команда губернатора» там сработала. Это же губернатор вытащил «Единую Россию», а не они ему помогли.

Я с тобой полностью согласен. Он на своем горбу вытащил, теряя здоровье, проводя огромное количество встреч. Это же сколько сил надо. Отдаёшь ауру этой аудитории, когда сидят люди, не все к тебе лояльно настроены. Это огромных трудов стоит. И огромных сил.

До прихода в область Меркушкина кандидаты в депутаты в листовках даже не указывали, что они члены «Единой России». Ибо это играло против них.

Будем мягко говорить, ярлык «Единой России» не везде работает. И ты правильно сказал — принадлежность к команде губернатора работает. Кроме того, я считаю, тактически и стратегически очень правильно сделано: если вы там в районе хорошо проголосовали, то будут дополнительные ресурсы. Если дом весь пришел, проголосовал. Не КАК проголосовал, а пришел на выборы, то, пожалуйста, тебе и ремонт в первую очередь. Правильно. Мы сегодня людей должны приучать к культуре отношения к выборам. Что надо ходить, надо голосовать.

Давайте вернемся к «Антанте».


У губернатора есть сегодня позиция по «Антанте». Если в свое время я в чём-то пытался с ними договариваться, где-то в чём-то им уступал, то Николай Иванович сегодня проводит жесткую линию. И проводит он ее правильно. Потому что он сегодня сильнее их. И «Куйбышевазот», и Бульхин, и Кириллин, и «Авиаагрегат», и ВАЗ они все с ним. Ты заметил, что Аветисян держится в стороне?

Он не бывает в стороне.

Я все жду, когда Аветисян проявится. А проявиться это может через две позиции: как Олег Дьяченко на выборах себя поведет и как Азаров (Дмитрий Азаров, с 2010 по 2014 — глава города Самары. Сейчас член Совета Федерации — Авт.) будет то или иное транслировать.

Наконец подобрались к самому интересному.

Я с тобой согласен. Володя Аветисян не может быть в стороне. Но с другой стороны, он очень близок к Артякову и Чемезову.

Насколько я понимаю, их позиции с приходом Меркушкина в области несколько пошатнулись.

Да, но и Меркушкину с ними ссориться нельзя. Сегодня вся наша промышленность — «АвтоВАЗ», «Авиаагрегат», «ЦСКБ-Прогресс», двигателестроение и еще много чего — это все принадлежит «Ростеху». Поэтому губернатору приходится держать некий нейтралитет. Быть начеку, в том числе и с Аветисяном. Пользуется ли этим Аветисян, я не знаю. У меня нет информации. То, что он встречается с Азаровым, я не сомневаюсь. А вот как он его ориентирует — это другой вопрос.

Я вот вспоминаю, как в начале, когда пришел в область Меркушкин, была попытка «поставить его на место».

О, сначала это проявилось по полной. Думаю, не без участия Аветисяна, Артякова и всей команды. Я считаю, что Аветисян больше в той команде, чем в этой. И выход «Самарского обозрения», посвященного компромату на нового губернатора, был не случаен. Все же понимают, кто редакции такую команду дал.

Если вернуться к теме, то меня по большому счету интересуют даже не нынешние выборы — это разминка. Самое главное начнется в следующем году — выборы в Губернскую и Государственную думы. И тут еще более резко проявятся интересы разных групп. Понятно, что у губернатора будут свои интересы и у разных финансово-промышленных групп свои.

Мы будем говорить с тобой откровенно. Про Государственную начнем. Кузьмичёва (Екатерина Кузьмичева, депутат Государственной думы 5 и 6 созывов от области — Авт.) губернатора полностью устраивает. Казаков (Виктор Казаков, депутат Государственной думы 4, 5 и 6 созывов от области — Авт.) тоже устраивает. Он не мешает. Не помогает, он и мне не помогал, никакие вопросы за область не решает. Кузьмичёва решает. Её попросят, она письма шлет. Это как Лекарева (Вера Лекарева, депутат Государственной думы 3 и 5 созывов от области — Авт.). Та тоже пробивала деньги на Самару. Гутенёв — того не тронешь. Поэтому тоже остается в Госдуме. Если ничего не изменится до 2016 года. Кто там у нас ещё?

Хинштейн.

Хинштейн (Александр Хинштейн, депутат Государственной думы 5 и 6 созывов от Нижегородской и областей — Авт.) может уйти в другую область.

Судя по тому, что он сбавил обороты , похоже на то.

Я не знаю, на что он в принципе рассчитывал, но он сейчас где? В Иркутске выборы возглавляет или в Новосибирске... Я так думаю, у него были свои какие-то мысли. Мне, в принципе, без разницы, но я думаю, что Хинштейн более продуктивен, чем некоторые.

Для области?

Да. Я думаю, Николай Иванович к выборам подберет кого, куда и как поставить и расставить. Здесь проблем я не вижу.
Коммунисты? Смотря на то, как ведет сегодня работу Николай Иванович, думаю, у коммунистов не получится большого процента набрать в области. А у ЛДПР может получиться. Хотя там без команды вождя ничего не делается, я имею в виду Жириновского. Я постоянно вижу, что Миша Дегтярев то повышает активность, то опускает. Вот сейчас выборы, а никакой активности со стороны ЛДПР нет. И Дегтярева в области не видно и не слышно.

Они, говорят, во дворах активничают. Они набрали команду молодых, амбициозных, скажем так, активно-скандально-шумную команду. Ходят по дворам, наводят порядки.

Мы с тобой должны не забывать, что народ уже понял, что если он голосует за «Единую Россию», то он для своего дома, для своего двора больше получит. Поэтому скандаль, не скандаль...
Теперь «Справедливая Россия»?..

«Справедливая Россия» избавилась сначала от Тархова (Виктор Тархов, мэр Самары в 2006-2010 г.г., в эти же годы возглавлял партию «Справедливая Россия» в области — Авт.), потом избавилась от Колычева (Александр Колычев, депутат губернской думы, с 2010 по 2014 возглавлял партию «Справедливая Россия» в области — Авт.), и сейчас это просто коммерческий проект Михаила Маряхина (Михаил Маряхин, депутат губернской думы, с 2014 возглавляет партию «Справедливая Россия» в области — Авт.), который хочет попасть в Госдуму. Но я думаю, он туда не попадет. Там какой-нибудь очередной Музыкаев появится. Который ни разу не был. Я боюсь, они нынче не наберут голосов даже на одного человека в Госдуму.

С Госдумой более-менее понятно, а вот за места в Губернскую думу будет зарубон.

Готовясь к встрече с Вами, я вспоминал, как у нас формировалась Губернская дума. В первых созывах, в начале 90-х, там ставленников не было. Ну, очень малая часть была. Потом местные олигархи начали покупать отдельных депутатов...

Ставить их на зарплату...

Ну да. Потом депутаты освоились, стали смотреть, кто платит больше, и перебегали к другому. Следующий этап — различные группы начали выращивать своих депутатов и делегировать, через выборы конечно, в Думу. На последнем этапе они решили — зачем нам выращивать кого-то и платить им, мы сами пойдем. Так в Губернской думе появились и Борисов, и Милеев, и Чигенев, и прочие. Как будет формироваться следующая Дума?

Давай порассуждаем. Борисов, как ты видишь, формально, де-юре, от всего избавился. Значит, он хочет быть депутатом. Если не получится, он отойдет. Но пока хочет. Чигеневу (Алексей Чигенев, депутат губернской думы, генеральный директор ЗАО «Волгоспецстрой» Авт.) некуда деваться, иначе сожрут. За долги, за все остальное. Все-таки он много вложил своих денег в «Крылья Советов», обанкротил предприятие. Но «Крылья» вышли в премьер-лигу. Поэтому ему надо оставаться. Малеев (Вячеслав Малеев, депутат губернской думы, Президент ОАО АвтоКом Авт.) — друг Бабича (Михаил Бабич, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Авт.). Почему не остаться. Серпер вгений Серпер, депутат губернской думы, заместитель Председателя Правления ЗАО АКБ «Земский банк», Председатель Совета директоров ОАО «Сызранский мясокомбинат» Авт.) — друг Дворковича (Аркадий Дворкович, заместитель Председателя правительства РФ Авт.), шахматиста. И сам шахматист. Играет по субботам с ним в шахматы. Или по скайпу, или сам едет в Москву. Тоже зачем терять такого весомого. Остается только — Геннадий Котельников (Геннадий Котельников, депутат губернской думы, ректор Самарского государственного медицинского университета Авт.). Который может оставить пост в Думе. Остальным без Думы делать нечего (смеется). Ну, куда Галина Светкина (Галина Светкина, депутат губернской думы нескольких созывов Авт.) пойдет? На пенсию? Поэтому Сазонов будет ее проталкивать, как Гальцову (Ольга Гальцова, уполномоченный по правам человека в области Авт.) он толкал.

А останется ли сам Виктор Федорович?

Сазонов хотел в Совет Федерации, очень хотел, но переиграл сам себя. И ушел в СФ Азаров. Ему надо было по-другому действовать. Но он очень хотел в Совет Федерации. У него остался еще один вариант. Там кроме Азарова есть от нашей области еще Серёга Мамедов ергей Мамедов, член Совета Федерации от Губернской Думы Авт.). Сергей Валерьевич — сенатор.


Но Сергей Валерьевич Мамедов очень близок к группе «Хирурга». Это мотоциклетный который. Он в Крыму с ними всякие мероприятия
устраивает. И когда Крым еще украинский был, Мамедов с ними туда ездил. Он в большой фаворе у администрации Президента и в хороших отношениях с Артяковым. Даже сын Артякова работает у Мамедова. Там очень тесные связи. Ну и «Хирург» сегодня что-то собой представляет. Он даже медаль за присоединение Крыма получил — Мамедов. И здесь себя показал — его «Рок над Волгой», например. Он умеет это делать. У него же жена — Мыскина, теннисистка. Грамотная такая, образованная. Кстати, он предложил школу тенниса Мыскиной организовать здесь, . Ему отказали. Он организовал в Казани.

Отказали по политическим причинам?

Понятия не имею. Отказали и все. Сказали, нет, нам этого не надо. Я, правда, не знаю, кому он предлагал. Я ему сказал, предлагай первому лицу, почему ты каким-то третьим лицам предлагаешь?
Поэтому с Мамедовым такая ситуация. Ну, ты понимаешь прекрасно, несколько звонков губернатору, что Мамедов должен остаться в Совете Федерации. Значит, останется. И на будущий год ему надо выиграть выборы в Губернскую думу. И выиграть не по одномандатному округу, а по партийному списку. То есть Мамедова надо включать в список.

Если продолжить разговор о Викторе Федоровиче, то получается, Совет Федерации ему не светит?

Ну почему? Азаров у нас председатель комитета, достаточно серьёзного. Но не в большой фаворе у администрации Президента. Ну, муниципальные фильтры — это же его идея. Вдруг его отодвинут министром или еще куда-нибудь? Губернатор может и делегировать Виктора Федоровича в Сенат. Там 460 тысяч рублей оклад нынче. Две машины. Пять штатных помощников. Виктор Федорович только об этом и мечтает. Я не знаю, я когда работал, у меня оклад был 260 тысяч. Мне хватало. Я уходил, Азарову сделали 320. А сейчас 460.

Коммунисты что-нибудь получат в Губернской думе?

Да.

Так же, как и сейчас?

Примерно так же.

ЛДПР?

Получат. В Тольятти их любят.

«Справедливая Россия»?

Вот ты знаешь, я не люблю Тархова. Но я не люблю его не как человека, а как политика, такого — неправильного. Он разрушитель. Он не созидатель. Если бы был созидателем, то мы с ним были бы ближе. Но он яркий. Мы можем не любить с тобой Колычева, хотя я ему симпатизирую. Нормальный, образованный мужик. Он вид имеет. У него тоже своя харизма есть.

Васильич, когда начинает говорить — это комиссар времен Гражданской войны, только маузера ему не хватает.

У него это от комсомола, от стройотрядов осталось. Он может произвести впечатление на публику. Но вот ты скажи, кто такой Маряхин? Мне кажется, я его встречу и не узнаю.О каких победах на выборах можно в такой ситуации говорить? И, конечно, вопросы будут. И партийные ребята не спят, они каждый раз будут задавать вопросы: а где ваш этот Музыкаев (Аднан Музыкаев, депутат Государственной думы от области, выбран по списку партии «СР», ни разу не был Авт.)? Где наш депутат? Когда он в Самару приедет? Это же очень просто делается. Это ж политтехнологии. Приходят и задают один и тот же вопрос на всех собраниях.

Дьяченко, Кислов?

Ну, Кислов (Андрей Кислов, депутат губернской думы, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Самара» Авт.), он в тесной связи с Лешей Ушамирским (Алексей Ушамирский, депутат губернской думы Авт.). И он пойдет на выборы. То, что он депутат, это и держит его в «Межрегионгазе». Если его с выборов уберут, «Межрегионгаз» будет подбирать кого-то другого. Мне кажется, Кислов пойдет. И Ушамирский пойдет. Лёша сознательно поменял округ, чтоб с Кисловым быть вместе. Один идет по спискам, другой — одномандатником. Такой вот тандем у них.

Конечно, может возникнуть конфликт. Николай Иванович, может быть, не захочет никого. Ну зачем Николаю Ивановичу тот же, допустим, Борисов, Милеев, Малеев. Я бизнесменов называю. Еще там есть ребята. Ну, зачем они? Он же хорошо область знает, знает людей. Он может депутатов и сам подбирать. И тогда кому-то швах. Я не знаю, как Николай Иванович, но я бы эту процедуру проводил осторожно. Потому что эти ребята владеют ниточками, рычажками. И их выгонять из Думы, обращаться к ним, чтобы они протащили других, это несколько наивно. Думаю эти люди останутся, но им дадут задание - протащить еще одного-двух, но которые будут уже чисто людьми Николая Ивановича. Такая договоренность может быть.

Тольятти? Там у нас Дроботов, Ренц вечный...

Они так и останутся. Если только Андреева они скинут с мэров. Тот опять начнет работу и может попасть в Губернскую думу и даже в Госдуму может попасть. Но их подвел всех Прохоров. Он создал эту «Гражданскую Платформу» и кинул их всех. Я считаю, это у него задание четкое было. Поэтому что ж тут делать...

Ладно, бог с ними, с депутатами. До выборов еще год, и многое может поменяться. А какое у Вас отношение к тому, что происходит в городе Самаре? То, что отменены прямые выборы мэра, что сейчас двухуровневые выборы в Городскую думу. Про отношение к Олегу Фурсову не спрашиваю — у Вас к нему хорошее отношение.

С теми, кто вышел из авиационного института, у меня со всеми хорошее отношение. Это как в Гарварде, Йеле, Кембридже. Мы одна команда, мы одна семья. Поэтому у меня к Фурсову хорошее отношение, и если он ко мне обращается, то я ему всегда помогаю советом. Ну, нравится он мне.
Если говорить про город — а что, Николай Иванович сейчас деньги Самаре дает. Выборы депутатов районного звена — мне нравится. Я люблю, когда народ выбирает власть. Это хорошо. А дальше схем может быть много. И из числа депутатов, и по-другому. В мире есть такие схемы. И они хорошо живут с такими схемами. Если про выборы мэра — ну ты знаешь, я все время стоял за прямые выборы. Даже поссорился со многими, но отстоял прямые выборы мэра. Только Жора Лиманский плохо их провёл и проиграл. Хотя выиграть он их в принципе не мог. Но мог бы получше провести выборы. Мог бы постараться. Схема назначений тоже есть. Назначает комиссия, ей дают кандидатуру. А в комиссии опять все те же лица. Поэтому, посмотрим, что решит Конституционный суд. Жалоба же поступила. Будем смотреть.
Но я хочу тебе сказать, по моим понятиям и по тому, что я знаю, нарушений законодательства и Конституции здесь нет. Лучше было бы, если бы мы выбирали мэра напрямую? Конечно. Для меня. Я бы голосовал за того, за кого хочу. А теперь мои депутаты, я же их в своем районе выбрал, будут голосовать за того, кого предложат господин Сазонов и иже с ними. Хорошо, если они предложат Фурсова, а если кого-то другого? Посему я к этакой форме отношусь нейтрально, индифферентно. То, что в районах выборы, мне нравится, а то, что дальше, тут уж судьба так сложилась. Народ не стал ничего думать-мучиться, лидеры партийные тоже не стали.

Да и депутаты думать не пожелали. Они же сами намылили себе веревку. И надели ее. И кто из них в Городской думе останется — большой вопрос.
Коли встретились, не могу не спросить — а как вы относитесь к объединению вузов?

Давай с истории вопроса начнем. Как Слава Медянник поет: «Я проявил тогда к Вам жалость, я не поверил Вам в слова». Помнишь эту песню? В 2002 году я же начинал этот процесс. Только я начал так: педагогический, архитектурно-строительный, экономический и государственный университет. Их объединить сначала. Но у меня тогда пединститут восстал. Я им говорю, ребят, вы не понимаете ничего. Будет все сокращаться и укрупняться. Банки будут сокращаться и укрупняться. Школы. Сейчас это уже образовательные центры. Вузы будут сокращаться и укрупняться. И если у нас не будет крупного образовательного центра, то всем вам в итоге станет хуже.

Но всем же хотелось ректорами остаться.

Ну а мне... В 2002 году серьезные деньги были. Надо было экономику развивать. И я им сказал, не хотите — как хотите.А в 2004 году начали в стране организовывать федеральные университеты. Ни одни наш вуз по параметрам численности не проходил. Ни один. А если бы объединились тогда, они бы прошли. Поэтому когда я уже уходил, идея была научно-исследовательский университет в СГАУ создать. И нам удалось протолкнуть это. Документы все ушли. Я уехал в Москву. Пришел Артяков. А я уже как сенатор ходил и убеждал всех в Москве. Всех членов комиссии знал, со всеми поговорил. И так мы набрали голосов. И ни одного против не было. Представляешь?! И мы прошли, стали научно-исследовательским университетом.


Сойфер тогда много сделал. Где нужно было, вдвоем ходили и доказывали. Индивидуальная работа была с каждым членом комиссии. Дальше вошли в ТОП-100 и ТОП-15 — это уже чистая заслуга Меркушкина. Я не участвовал. Поэтому, считаю, он правильно эту работу ведёт. Правильно. И политехники не правы. Они поступили неправильно. Потому что лоббиста Виктора Степановича
(В.С. Черномырдин — выпускник Куйбышевского политехнического института — Авт.) нет. Последователей, тех, кто работал с Виктором Степановичем, тоже там нет. Ни в администрации Президента, ни в Правительстве. Им что-то сделать или пробиться будет очень тяжело.

Быков со своей командой ещё пару лет продержится, а дальше?

Если смотреть, как ситуация нынче складывается, и послушать Силуанова, то на следующие три года он урежет все и везде. В том числе и вузам. А эти из ТОП-15 остаются. Так что да, пару лет продержатся, а там пойдут по нисходящей. И объединяться авиационному и техническому университетам ближе было, чем СГАУ и СамГУ. Но лучше было бы всем трем. Это было бы правильно. И название хорошее: «Самарский государственный научно-исследовательский университет им. Королева». Все вопросы решились бы. Общие кафедры: сопротивление материалов, детали машин, я уж не беру общие науки: физика, химия, математика. Это было бы серьезно. И база другая бы была. Но Быков, получая огромные бабки, в несколько раз больше, чем у Борисова (смеётся)... Они это почувствуют, но будет поздно. Я здесь целиком и полностью поддерживаю Николая Ивановича.
Я тогда проявил слабость. Откровенно говорю и осознаю это. Надо было так же, как он, дожать и объединить. Властные возможности были. Я проявил слабость. Может быть потому, что в 2002-м не знал, будут в 2004-м выборы или не будут. Вот это повлияло, понимаешь. А Николай Иванович был назначен президентом, на следующем этапе он с блеском выиграл выборы, получил поддержку людей. Поэтому он так технично эту операцию по объединению провел.

Последний вопрос. За фразу: «При той цене на нефть, все резервы на будущий год закончатся и из этих резервов финансируется пенсия» и т.д. На Меркушкина взъелись все. Но это же все так и есть. За то, что человек сказал правду, все всполошились.
Значит так: Пенсионный фонд должен огромную сумму федеральному бюджету. Пенсионный фонд напрямую деньги из нефтянки не получает. Из нефтянки получает бюджет. По таможенным сборам, там сейчас 50% с лишним доходы от нефтяной продажи. Поэтому он здесь абсолютно прав. Здесь может быть только одно положение хуже, чем губернаторское. Это такой вот посыл. Это участь политика, политика энергичного, который встречается с людьми. Но тут надо понимать, что когда встречаешься с большой аудиторией, где-то увлекаешься. Можешь оговориться. Но я лично считаю, что в этой позиции он совершенно прав. Если мы не наладим работу в сфере высоких технологий, то нам тяжело будет. И Силуанов прямо сказал Путину, что в этом году мы намеченное все сделаем, но на следующие три года нам надо все пересмотреть в сторону ужесточения. Ну, а людям иногда не нравится, что он говорит правду. А если при этом кто-то там льёт на чью-то мельницу воду — о чем мы большую часть встречи говорили — то придираться будут по любому поводу, к любой фразе.

Беседовал Сергей Курт-Аджиев

scroll back to top

Добавить комментарий



Обновить

prostouzin

В прессовочной машине «Ашана» раздавили …

В прессовочной машине «Ашана» раздавили около тонны «подозрительных» яблок

  Сотрудники управления Россельхознадзора по области совместно со таможенниками проверили супермаркет "Ашан", расположенный в ТЦ "Космопорт", на предмет реализации запрещенного санкционного продовольствия.

about-me

<< < Сентябрь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Опрос

Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:

Отстранить от должности - 43.2%
Переизбрать - 38.8%
Назначить нового - 18%

Результаты: 322
Голосование на этот опрос закончилось в: 22 Фев 2014 - 11:08

Нас прочитали -

13682794
За сегодня
Вчера
На этой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
17743
14399
32142
340653
413845
13682794

Ваш IP: 207.241.229.149

Популярное за месяц

13:Фев - 03.02.16
7342
Как депутат Госдумы Александр Хинштейн посетил флигель усадьбы Зеленко, проверил здание на аварийность, познакомился с домашней живностью хозяев,...
16:Янв - 28.01.16
4910
За нарушение норм профессиональной этики из Союза художников исключили самарцев Князева, Мантрова и...
17:Фев - 01.02.16
4670
Президент АвтоВАЗа уволил собственную супругу по «этическим причинам» и требованию...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 270-65-06