Как сообщило «Самарскре обозрение», расследование дела бывшего замруководителя областного управления Росгвардии Дмитрия Сазонова привело следователей в кабинеты руководства УМВД города Самары
Напомним, 25 июля стало известно, что Дмитрия Сазонова при получении 100 тыс. руб. в кафе на улице Вилоновской с поличным задержали сотрудники ФСБ.
По версии следствия, он периодически получал от представителя организованного преступного сообщества «законовские» Александра Орлова взятки по 100 тыс. рублей. Деньги на это, по словам Орлова, ему выделяли лидеры «законовских»: сначала Алексей Рыжов, а после его смерти — Сергей Гафуров. Платили за крышевание подконтрольных ОПС частных охранных предприятий.
Вначале Сазонова взяли под стражу до 25 сентября, а позже суд продлил этот срок еще на три месяца.
Дмитрий Сазонов на отдыхе
Как сообщило «Самарское обозрение», 2 октября в рамках расследования уголовного дела Сазонова прошли обыски дома и на работе у двух руководителей УМВД РФ по городу Самаре — начальника полиции Вячеслава Хомских и заместителя начальника полиции по охране общественного порядка Игоря Сизокова.
При обысках в доме Сазонова были найдены многочисленные дорогостоящие подарки (часы, статуэтки, в том числе якобы статуэтка бронзового коня, и прочее). Часть подарков были номерными, что позволяло точно установить покупателя, точнее — карту, с которой оплачивались аксессуары. Следствие осуществило выемки в ювелирных бутиках «БРИЗО» и «Макрос», были выявлены банковские карты, с которых оплачивались подарки. Ими оказались карты лидеров «законовских» — Алексея Рыжова и Сергея Гафурова. С тех же карт покупались и другие VIP-подарки, часть которых была изъята при обысках у Хомских и Сизокова. «Это образцы так называемого делового ассортимента дорогих бутиков: книжки, ручки, статуэтки и так далее», — рассказал «СО» осведомленный источник.
Сейчас сувениры от «законовского» ОПС изъяты, следствие решает вопрос о том, признать ли их взятками: с учетом стоимости сувениров они вполне вписываются в коррупционный состав. Кроме того, по информации издания, подарки от «законовских» теперь поищут и у других высокопоставленных полицейских.
«Сейчас, на стадии расследования уголовного дела, оперативные сотрудники получают большой объем информации, касающийся взаимоотношений того или иного сотрудника правоохранительных органов с представителями криминалитета, но здесь важно отделить зерна от плевел», — уточнил собеседник «СО».
Что известно о Вячеславе Хомских и Игоре Сизокове
Хомских — член команды бывшего руководителя областного ГУ МВД Юрия Стерликова. Он длительное время работал в криминальной милиции Омска, а в 2011 г. вслед за Стерликовым переехал в Самару. Здесь он сразу получил должность замначальника Управления уголовного розыска (УУР) ГУ МВД России по области, одновременно возглавив ОРЧ-4 главка (борьба с оргпреступностью). После прихода в управление нового начальника — Сергея Солодовникова — Хомских возглавлял отдел МВД России по Красноярскому району, но спустя четыре месяца опять вернулся в Самару и стал начальником полиции города. В этой должности он продолжает нести службу до сих пор.
Вячеслав Хомских
Игорь Сизоков пришел в УВД Самары из транспортной милиции в 2000 г. и все эти годы трудится на ниве полиции общественной безопасности. С 2001-го по 2008 г. Сизоков был заместителем Дмитрия Сазонова, который возглавлял МОБ Самары. После ухода Сазонова на должность начальника Волжского РОВД Сизоков занял его место в УВД города. Сейчас его должность называется «заместитель начальника полиции по охране общественного порядка» — он является замом Вячеслава Хомских.
Широкую известность Игорь Сизоков получил после «Дела Георгия Кутузова»
Дело Георгия Кутузова
11 марта 2010 года конный патруль задержал бывшего депутата Куйбышевского городского совета Георгия Кутузова у подъезда дома, где он жил. Проверив его документы, милиционеры (инцидент произошел еще до завершения реформы МВД) Лидия Котова и Татьяна Терехина предложили ему проследовать до ближайшего опорного пункта для медицинского освидетельствования: им показалось, что Кутузов был нетрезв. Получив отказ, они решили доставить его в участок силой. Котова приковала Кутузова наручниками к стремени своей лошади. Когда они подошли к пешеходному переходу, мерин по кличке Зомби, испугавшись сигнала проезжавшего автомобиля, вырвался и понес. Кутузов упал, животное протащило его почти сотню метров, нанося удары копытами, пока не оборвался ремешок стремени, к которому был пристегнут задержанный.
Георгий Кутузов после встречи с сотрудницами милиции
В тот же день Кутузов с многочленными травмами был доставлен в городскую больницу им. Н. А. Семашко. Медики зафиксировали у пострадавшего ушибы грудной клетки, головного мозга, правого плеча, а также вывих лучезапястного сустава правой руки.
После того как история получила широкую огласку, в апреле начальник милиции общественной безопасности УВД Самары Игорь Сизоков рассказал журналистам о том, как, по мнению самих милиционеров, Кутузов смог получить травмы и почему сотрудники правоохранительных органов не могут иметь к этому никакого отношения.
«Милиционеры, соблюдая все нормы закона «О милиции», пытались урезонить Георгия Кутузова, который нецензурно ругался на улице», — врал собравшимся журналистам подполковник Сизоков. По его словам, правоохранители сами стали объектом агрессии пьяного гражданина, который стал оскорблять и стягивать за штанину из седла одну из сотрудниц ППС, и ему это удалось — девушка упала и ударилась об лед.
Игорь Сизоков
С места происшествия Кутузов пытался скрыться, но на него надели наручники, добавил Сизоков. Далее события, по его словам, развивались стремительно. «Он (Кутузов) вроде бы успокоился, но когда ему предложили пройти в отделение, он опять начал всех оскорблять. Лошадь напугалась, встрепенулась, поскользнулась, повалила сотрудника милиции и задела гражданина, — врал Сизоков. — Когда животное все же поднялось, мужчина зацепился за его экипировку. Лошадь неожиданно понесла и протащила гражданина Кутузова какое-то расстояние». Он не смог пояснить, почему заявления свидетелей опровергают версию УВД, но зато сказал, что травмы, полученные жителем Самары, к категории «тяжелых» не относятся.
По словам Сизокова, в следственный комитет направлены материалы о принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении Кутузова по признакам преступления, предусмотренным ст.318 («Применение насилия в отношении представителя власти») и ст. 319 («Оскорбление представителя власти»). В итоге дело возбудили в отношении самого Кутузова. Обе сотрудницы полиции указали, что пострадавший напал на патруль, пытался стащить их с коней и даже повалил одну лошадь с наездницей на землю, по-этому применение наручников было оправданно.
22 мая Георгий Кутузов от полученных после встречи с сотрудниками милиции трамв скончался. В день похорон Кутузова следователь Промышленного следственного отдела Олег Трухман неожиданно признался, что уголовное дело в отношении бывшего депутата было сфальсифицировано. Оно основывалось на ложных показаниях Терехиной и Котовой, а также свидетелей — знакомых Котовой, которые вообще не были на месте происшествия и давали показания с ее слов. Дело в отношении Кутузова было прекращено.
Лидья Котова (слева) и Татьяна Терехина
Сотрудниц конной полиции без особой огласки уволили из органов внутренних дел. В начале июля руководитель управления Следственного комитета (СК) Виталий Горсткин официально завил, что его подчиненным так и не удалось обнаружить в действиях Терехиной и Котовой состава преступления. Произошедшее с Кутузовым он охарактеризовал как несчастный случай. Однако позже руководство СК отменило постановление управления. В ведомстве пришли к выводу, что отрицательное решение о привлечении милиционеров к уголовной ответственности принято преждевременно. Между тем, в качестве обвиняемой на суде предстала лишь Котова.
Ее напарница Терехина, которая была старшей по званию и могла пресечь действия подчиненной, проходила по делу свидетелем.
Во время судебного следствия, которое длилось чуть меньше двух месяцев, Котова поначалу продолжала отрицать свою вину и настаивала, что погибший первым напал на нее и стащил с лошади. Но в дальнейшем на допросах она призналась, что придерживаться версии с нападением Кутузова на патруль и оскорблениями ей «посоветовало руководство». Правда называть имена «руководства» подсудимая отказалась.
Котову приговорили к четырем годам лишения свободы условно с таким же испытательным сроком.
Борец с митингующими
Не меньшую известность господин Сизоков приобрел на ниве «общественной безопасности». Он еще с начала 2000-х тысячных был в первых рядах — руководил разгоном митингов и задержанием протестующих. Под его непосредственным руководством и, зачастую, при его активном участии задерживались организаторы и участники протестных мероприятий, проходивших .
В 2006-2007 годах неоднократно задерживались организаторы и участники прошедшего разрешенного властями «Марша несогласных». Позже, когда практически все организаторы «Марша» были вынуждены покинуть Самару, наработки полиции общественной безопасности активно использовались на мероприятиях проводимых другими организаторами: КПРФ, сторонники Навального, пенсионеры.
Игорь Сизоков на митинге пенсионеров 2 апреля 2017 года
На незаконные действия Сизокова и его подчиненных неоднократно подавали иски в суд, писали заявления в прокуратуру. Но, как правило, это ничем не заканчивалось.
В 2011 году депутат губернской думы Михаил Матвеев подал заявление на него в прокуратуру. Именно Сизоков, по словам Матвеева, по окончании митинга дал распоряжение о незаконном задержании с применением насилия пяти участников митинга — Тучина, Миняшева, Хрусталева, Щанину, Баранову. Позже задержание Сергея Тучина было признано судом незаконным.
В 2017 году в суд на Сизокова подал адвокат Андрей Соколов. Произошло это после того, как адвоката в течение нескольких часов не пускали к задержанным в ходе мероприятия, проведенного штабом Навального в сквере Пушкина 26 марта. Вот как Соколов описывал на своей странице в Фейсбуке эту историю: «Сегодня в Железнодорожном районном суде завершилось рассмотрение моего административного иска к зам. начальника полиции Сизокову и УВД г.Самары.
В иске я требовал признать незаконным приказ Сизокова не допускать адвоката к задержанным 26 марта 2017 года, а также извинений. Разумеется, судебная процедура ценой 300 рублей (госпошлина) завершилась предсказуемо: судья Нягу опаздывал с началом судебного заседания на 30 минут, заставляя свидетелей ждать, после чего вёл заседание тихим вкрадчивым голосом, затем 40 минут сидел в совещательной комнате, отчего у обывателя могло сложить впечатление размышления над предсказуемым решением. В итоге слабый голосом судья сообщил об отказе в удовлетворении иска».
Страница из наградных документов
В мае 2017 врио руководителя полиции города Самары Гринь подал в губернскую думу наградные документы о присвоении почетного звания «Заслуженный работник правоохранительных органов области» на Сизокова Игоря Геннадиевича, 1967 г.р. уроженца поселка Приовражный совхоза им. Масленникова Куйбышевской области.
«Интересные пятна биографии»
Депутат Михаил Матвеев обнаружил в них «интересные пятна биографии: во-первых, по данным трудовой книжки «в лихие 90-е» получается, что гражданин почти 5 лет нигде не работал, а потом сразу получил пистолет. А может работал, да не хочет вспоминать? На что жил? Во-вторых, в период с 86 по 91 год гражданин Сизоков одновременно:
а) служил в армии
б) был студентом Куйбышевского института связи
в) безработным » — цитата из комментария депутата.
Валерий Юртайкин, вице-губернатор из команды Меркушкина, вручает Игорю Сизокову удостоверение «Заслуженный работник правоохранительных органов области». 20 июля 2017 г.
Почетное звание Игорю Сизокову присвоили. А сегодня стало известно, что «Заслуженный работник правоохранительных органов области» может оказаться не таким уж заслуженным. И даже более того...
Владимир Мартыщенко
Фото: «Самарское обозрение», Владимир Пермяков, Сергей Курт-Аджиев, блог Михаила Матвеева
Почетное звание Игорю Сизокову присвоили. А сегодня стало известно, что «Заслуженный работник правоохранительных органов области» может оказаться не таким уж заслуженным. И даже более того...
Владимир Мартыщенко
Фото: «Самарское обозрение», Владимир Пермяков, Сергей Курт-Аджиев, блог Михаила Матвеева