Вторая очередь майских праздников вытолкала самарцев за городские пределы, вручила в руки кому лопату, кому шампур, и поголовно всем – по бокалу вина. Свободные дороги, редкие автомобили послушно тормозят на пустых светофорах, синее небо, хорошая погода, и что же предпринять оставшимся? Некоторые выбирают сложное. Некоторые предпочитают танцевать
На набережной у фонтана условного названия «Алые паруса» под латиноамериканские мелодии, выплескивающиеся из проигрывателя компакт-дисков, бодро отплясывают четыре пары. Несложный на вид танец под счет «восемь», короткие юбки партнерш взлетают, на голых ногах симпатично напрягаются мускулы разных групп. Мероприятие задумывалось как флеш-моб и предполагало вовлечь в свои ряды массы отдыхающих. Не вовлекло. Ликующие, праздно шатающиеся горожане опасливо обходят танцоров.
Организатор и главный затейник всего, отдуваясь и вытирая пот, рассказывает местному телеканалу: «Танец Форро родом из Бразилии. В начале прошлого века английские инженеры на Великой Западной железной дороге устраивали танцы по выходным для своего персонала и местного населения. Поэтому танец и назвали «for all» - «для всех». Сто лет спустя танцоры из Рио-де-Жанейро устроили первый Форро-моб на берегу океана, французские танцоры – на фоне Эйфелевой башни, итальянские – на фоне Капитолия, и так далее. Мы уже четвертый раз форромобим и будем продолжать».
Главный затейник возвращается в круг и протягивает руку девушке в белой двойной юбке, народ безмолвствует. Серьезные парни маскируют пятилитровую баклажку с пивом рекламной газетой, женщины визгливыми группками занимают лавки с видом на реку.
Танцующие рассказывают: «Научиться легко. В любом танце случается момент инсайта - когда перестаёшь считать, а просто отдаёшься ритму и мелодии, и тело словно вспоминает движения, как будто ты их знал в прошлой жизни».
«Форро - необыкновенный танец! Простой в исполнении, но очень красивый, и он необыкновенно сближает, это танец не на публику, а друг для друга!»
На площади Революции мобильный телефон работает в режиме музыкального центра, шведская группа АВВА прохладно выпевает неактуальный «хепии нью йир», две прекрасные девушки на красном асфальте в трещинах танцуют самозабвенно. Изгибаются, ускользают, выкручивают тела по часовой стрелке и против. Голуби окружают их, ритмично двигают перламутровыми головами.
Рассказывают: «Жутко переживала по поводу того, что не умею двигаться, поняла, надо как-то ситуацию ломать. И сломала. Пошла на pole dance (танец на шесте). Для себя, чтобы доказать, что могу. Pole dance - безумно красиво и безумно трудно. Особенно для таких неуклюжих, как я. Но ощущения - непередаваемые! Что мне дали эти занятия? Поднятая самооценка, легкая походка, научилась хорошо держаться на каблуках, ну и воля к победе - пока не получится движение, не отступать, это важно».
Танцевальный клуб таится в глубине двора, окружен крепкими историческими зданиями, строгими фасадами выходящими на центральную улицу, и найти его не так просто. Первая дверь ведет к странным ребятам, вчетвером имеющим один расхристанный ноутбук, ребята рассеянно смотрят и отвечают в духе «пять к одному, что здесь сроду никто не танцевал». Вторая дверь приоткрыта, просвечивают внутренности скромного жилища – кухонная мебель, венские стулья, самодельный половик, сплетенный из старых колготок. «Да вы обурели, - рявкает гражданин в гавайских шортах, - сейчас я вам сам спляшу! Самбу с румбой! Мало не покажется!»
Если мирно спросить у гражданина: «¿Qué pasa?», он яростно хлопнет дверью, защемит край шортов, и еще пару минут будет выкрикивать проклятья, но по-русски.
В третьей по счету подворотне обнаруживается клуб. На его крыльце темпераментно ссорятся дамы, обутые в грамотную обувь (настоящие «джазовки»). Речь идет о партнере по танцам. Вчерашний вечер он провел в компании одной из дам, вот этой – с иссиня-черным пучком волос на маленькой голове. В пучке торчат японские палочки для еды. Оказывается, дама повела себя некорректно по отношению к партнеру – пригласив его на чашку чаю, кормила разогретым в микроволновой печи пирогом, чем уронила честь и достоинство женской половины клуба. «Ниже уровня канализации, - шипят собеседницы, - ты что, хочешь, чтобы он перешел на Революционную?!»
Танцующие рассказывают: «На десять партнёрш может приходиться по три-четыре партнёра и меньше. В итоге каждый мужчина оказывается на положении султана в гареме - потому туда зачастую и стягиваются хитрые особи, которые в нормальных условиях не имеют ни малейших шансов, а у симпатичных тёток развивается комплекс неполноценности. У кого самооценка повыше - плюют и уходят, а некоторые годами бултыхаются в этой психологической ловушке, презирая себя».
Резкая недостача мужчин – основная проблема танцевальных и прочих творческих клубов для взрослых. Да и для детей – достаточно вспомнить школьный драматический кружок, где из мальчиков присутствовали двое, один с сильной задержкой психического развития, хороший мальчик, его все любили. Порученную роль Деда Мороза он отлично выучил, но в момент выхода на сцену испугался, спектакль был на грани срыва и обязательно бы сорвался, если бы руководительница занятий не отыграла роль сама. Никто из зрителей не заметил, что Дед Мороз, этот последний оплот мачизма, был представлен пожилой дамой с лиловыми волосами.
Танцующие рассказывают: «Вдруг захотелось чего-то нового - хотела пойти на бокс, но оказалась на балете и сошла от него с ума. Я никогда ничем так безумно не интересовалась, о, это многолетиями отточенное изящество в статике с наиболее выигрышными для женских форм позами!»
«Выбираю индийские танцы. Они меня покорили своей величавой доступностью. Все движения происходят от обычных человеческих шагов, поворотов, движений руками: вот я иду с кувшином за водой, вот надеваю серьги и платок, вот смотрю на солнце и Луну, вот зову подруг танцевать вместе со мной, и тому подобное. Муж любит смотреть, как я танцую, а если еще надеть все браслеты на ноги и на руки и специальную юбку - вся семья сбегается посмотреть! Я звеню и кружусь, и закрываю глаза, чувствую себя такой женщиной-женщиной, а вовсе не женой, матерью и бабушкой».
«Восхищаюсь человеком как творением природы - как круто, волшебно, восхитительно мы устроены с физиологической точки зрения. Но насколько убого большая часть использует дарованную жизнь, практически не реализуя свои умственные, физические, эмоциональные потенциалы. Потому и уважаю взрослых, которые постоянно куда-то двигаются, к чему-то стремятся, что-то обустраивают в себе или вокруг себя – учатся танцевать танго, например».
Никакого музыкального фона вокруг, а темпераментной дискуссии несомненно бы подошла классическая La Cumparsita – знаменитейшее танго мира. Херардо Эрнан Матос Родригес написал его, будучи студентом университета в Монтевидео, в 1914. Через год кумпарсита отметит столетие, то-то будет встреча. Пам-пам-пам-пам, парарарарам-пам-пам-пам – вот эту руку сюда, эту сюда, ногу вот так. Научиться танцевать танго, освоить классический вариант, потом перейти к версии tango nuevo, конечно, никаких даже самых длинных майских праздников на это не хватит, но всегда можно продолжить.
Наталья Апрелева