Несколько лет назад на радио “Маяк” ведущие программы, посвящённой проблемам детей, страдающих муковисцидозом, позволили себе крайне неудачные шутки в прямом эфире.
Разразился медийный скандал, ведущие принесли извинения всем, кого предположительно могли обидеть их остроты, передача о здоровье была закрыта. Ведущих уволили. Инициаторами этого конфликта стали родители, дети которых больны муковисцидозом. Если называть вещи своими именами, то произошло буквально следующее: родители услышали, как два поверхностно подготовленных к передаче придурка радостно стебутся по поводу муковисцидоза, - и не сочли возможным промолчать, как это бывает обычно, когда какие-то придурки стебутся над человеческими страданиями.
Одного из ведущих этой программы я регулярно вижу по телевизору - он образцово-показательно роет огород и строгает балки для перил в передаче про загородную жизнь. О судьбе его напарницы мне ничего неизвестно, но полагаю, что и она после этого конфликта благополучно устроена и пользуется ровно той популярностью, которой ей достаточно для удовлетворения творческих амбиций.
Спустя несколько дней после этой истории актриса Эвелина Блёданс, мама ребёнка с синдромом Дауна, заявила о намерении подать в суд на актрису Марию Аронову, которая в эфире одного телевизонного ток-шоу сказала, что дети с синдромом Дауна - потенциальные убийцы. Мария Аронова выразила готовность извиниться, сославшись на то, что её слова были вырваны из контекста. Чем кончилось дело, я уже не помню, но не сомневаюсь, что Мария Аронова жива-здорова и, судя по той частоте, с которой её лицо мелькает на афишах, с ангажементом у неё полный порядок.
Я напоминаю об этих конфликтах не для того, чтобы заломить руки и вскричать: вот! глумливые негодяи так и не очистили свою совесть кровавыми слезами раскаяния. Не знаю, кто и как, а я никаких слёз раскаяния ни от кого и не ждала. Мне кажется, тут важно совсем другое.
В обоих случаях, вне зависимости от статуса и популярности родителей-инсайдеров, вопрос о пределах допустимого подняли именно они - не политики, не независимая общественность, не врачи. Я не знаю, о чём это говорит вам, но мне это говорит о том, что в обеих ситуациях совершенно нормально спасать утопающих усилиями их близких, а не профессиональных ныряльщиков. Никакое “общество”, даже самое прогрессивное, не хочет возни со слабыми - общество хочет только одного: чтобы ему обеспечили достаточный уровень комфорта. Просто при цивилизованном отношении к слабым это желание не носит характер латентного фашизма, который прорывается при каждом удобном случае, как это произошло в эфире “Маяка”.
Наверное, этот неожиданный в столь скандальном контексте смысл, когда публика, затаив дыхание, хрумкает попкорном и ждёт законной расправы над обидчиками, я могу считывать лишь потому, что сама являюсь родителем-инсайдером: внутри ситуации всё выглядит немного не так, как снаружи, и оттуда куда лучше видно, что такого незащищённого ребёнка, как мой (или ребёнок Эвелины Блёданс, или дети с муковисцидозом), могу защитить только я, а не юридический норматив. Конечно, хорошо бы, чтобы такой норматив существовал и работал, но не это главное. И расправа над обидчиками, как показывают обе эти истории, - это, конечно, важная часть представления, но это всего лишь часть, призванная (в описанных случаях - весьма символически) обозначить торжество добра над злом. А торжество добра - это всего лишь утешительный миф: добро не торжествует, оно просто временно затмевает зло.
А мессидж всего представления заключается совсем не в том, что добро должно восторжествовать и восторжествует, если мы все станем требовать к себе хорошего отношения. Мессидж в другом, и он неприятный для нас всех. Дело в том, что абсолютное большинство наших сограждан по умолчанию придерживаются принципа калибровки на “лучших” и “худших” - по разным признакам: национальному, интеллектуальному, “по красоте лица”, в конце концов. “Мы такие разные” - эту фразу, произнесённую с деланным восторгом, вы не раз слышали в рекламе чего угодно, и, казалось бы, она подразумевает, кроме прочего, широту взгляда на мир. Но я не думаю, что все отдают себе отчёт, что именно такого рода пустые фразы позволяют, например, пользователям фейсбука то и дело повторять в комментариях излюбленную мантру о том, что некие “мы”, прекрасные, тонкие, начитанные люди, окружены недостойным быдлом. Это неправда. Мы окружены только сами собой.
Моей дочери уже восемнадцать с половиной лет, у неё ментальное расстройство, и инцидентов, подобных случаю на радио “Маяк” или свежайшему скандалу в нижегородском кафе, откуда на днях выгнали сестру Натальи Водяновой, в нашей с ней биографии насчитывается куда больше одного. Я часто об этом пишу - и здесь, и в фейсбуке, и чаще всего получаю в ответ безоговорочную поддержку друзей, сочувствие и понимание, но и ещё одно, чего никак нельзя не заметить: почти все считают, что я рассказываю истории о какой-то ничтожной кучке случайных негодяев, и это всего-навсего досадное невезение, и если я с ребёнком буду ходить другими дорогами и тщательнее выбирать знакомства, то всё изменится к лучшему.
Но это не так. Что лишь представители социального дна способны на этическую агрессию по отношению к больному и слабому - это ещё один удобный миф, придуманный для того, чтобы всем остальным было приятно. Вполне образованные люди, которые росли в культурной среде, весьма охотно расфасовывают человечество на касты хотя бы потому, что это позволяет стать немного выше ростом на фоне тех, кого вы сами назначили коротышкой.
А если вы ещё примете во внимание, что я не при каких обстоятельствах не требую к себе особого отношения - то есть не лезу с ребёнком без очереди, не прошу уступить мне место для детей и инвалидов, и вообще, стараюсь сделать так, чтобы мы никому не мешали, и всё равно, всё равно мы то и дело встречаем недоброжелательные взгляды и слышим оскорбительные реплики - если вы примете это во внимание, то вам придётся принять и тот факт, что так странно себя ведёт вовсе не какое-то маргинализированное быдло.
Быдло, как правило, не модерирует ток-шоу и не держит приличных кафе. Так ведут себя наши с вами друзья и знакомые. Те самые, которые лучшие из лучших - ну, как они о себе думают, потому что так думать о себе привычнее и приятнее.
Вы, должно быть, утомились ждать, когда же я воскликну: “Доколе?!” - и примусь рвать на себе волосы, чтобы все поняли, какое у нас кругом нетолерантное общество. Можете считать, что я уже так и сделала. И теперь можно успокоиться и делать его толерантным, вот прямо сейчас, сию минуту, не откладывая на лучшие времена.
Екатерина Спиваковская