Максим Кирьянов – воспитанник баскетбола. Однако в раннем возрасте он покинул город ради поисков спортивного счастья. За 6 лет странствий баскетболист поиграл в Новосибирске, Ревде, Екатеринбурге. Правда, на один сезон Максим возвращался в Самару – в сезоне 2011-2012 годов он выступал за «Красные Крылья». И вот, в 2015 году он снова вернулся в родной город. Теперь Максим – баскетболист БК «Самара».
Первый же свой матч за новый клуб в Суперлиге Максим проводил против своей бывшей команды – «Урала» из Екатеринбурга. И какой получился сюжет! Именно бросок Кирьянова под занавес матча принес «Самаре» победу! После этого баскетболист закрепился в стартовой пятерке команды, регулярно принося своему новому клубу ощутимую пользу.
А вот в ноябре-декабре у всей команды случился спад – 6 поражений в 8 матчах. Причем поражения были как от лидеров турнира, так и от аутсайдеров. С этой неудачной серии, которую под конец года все-таки удалось прервать, мы и начали разговор.
«Не одуванчик»
- Было 4 поражения подряд. Не все от самых сильных соперников. Что случилось с командой?
- Началась наша неудачная серия с тяжелого выезда. Проиграли в Южно-Сахалинске и Владивостоке. Всё-таки полтора часа лететь до Москвы. Некоторое время провели там в аэропорту. Потом еще летели 9 часов. На Дальнем Востоке вообще сложно играть. Но тому же «Сахалину» мы проиграли слишком много очков («Самара» в том матче уступила 57:89 –Авт.). Так что дальний перелет – не оправдание.
- А что случилось в домашних играх?
- Мы, конечно, вернулись расстроенные. Нас ждал матч с МБА, командой явно слабее нашей. Мы думали, что сможем прервать серию поражений. Но получили серьезный урок.
- Недооценили соперника?
- Да не то что бы недооценка. Просто команда была не в лучшем психологическом состоянии. Ведь мало того, что мы «Сахалину» проиграли вчистую. Так еще и более слабый «Спартак» нас уверенно обыграл. Разрыв был то ли 21, то ли 23 очка («Самара» в том матче уступила 70:91 – Авт.).
- Конфликтов в команде не было?
- Да нет, какие конфликты. Каждый игрок понимает свои ошибки. Да и в разговорах друг с другом мы подчеркиваем, что в первую очередь надо разобраться в себе.
- Как удалось выйти из кризиса?
- В Перми команда была уже преобразившейся. У парней горели глаза. Еще до матча было видно, что игра сложится по-другому. Так и получилось. Это была первая игра, в которой мы набрали 90 очков («Самара» обыграла пермскую «Парму» со счетом 90:71 – Авт.)
- Так а за счет чего преобразились? Тренер что-то поменял?
- Тренер у нас – золотой человек. Он в тот период нас поддержал, поблагодарил, сказал, что в нас верит. Но он всегда так говорит. Поэтому я не сказал бы, что он сделал что-то особенное, необычное. Просто все продолжили работать и не отчаивались.
- О Сергее Александровиче говорят как о достаточно требовательном, жестком и эмоциональном человеке. Мол, может наорать так, что мало не покажется. Лично тебе эмоциональность тренера помогает или мешает?
- Для человека, который морально устойчив это не проблема. Проблемы могут быть у более молодых. В юном возрасте было намного тяжелее с людьми, которые работают по такой методике. Сейчас то, что Сергей Александрович может крикнуть или словом обидным назвать, воспринимаешь как мотивацию скорее.
Бывает, конечно, такое настроение, когда от криков начинаешь только психовать. Это неправильно. Такие моменты нужно преодолевать.
- А во время тренировок его поведение чем-то отличается?
- Да то же самое. Сергей Александрович – не одуванчик. Мягко говоря. На играх он может быть, конечно, более эмоциональным. Но на самом деле он не просто кричит, а пытается указать на ошибки. Пусть и в своеобразной манере. На тренировках крика меньше. Тренер больше рассказывает, показывает детали, любит пошутить, настроение поднять. Анекдот может рассказать.
- Были ли у тебя с ним какие-то беседы после возвращения в Самару? Какую роль в команде он тебе отводил?
- О том, видит ли он меня основным игроком, разговоров не было. Он сказал, что возлагает на меня большие надежды. В прошлой команде я был на вторых ролях, а Сергей Александрович меня морально готовил к большей ответственности. Говорил, чтобы я обращал внимание на детали, играл по-умному, использовал свои физические данные.
- Чем-то за время совместной работы тренер удивил?
- Удивил безграничной любовью к баскетболу и той энергией, которую он затрачивает на спорт. Баскетболом он может заниматься 24 часа в сутки. Смотрит все матчи, которые идут по телевизору и даже те, которые не транслируются. Всё, что не может посмотреть сам, заставляет смотреть помощников.
«Мама хотела отдать в бальные танцы»
- Ты воспитанник баскетбола, но несколько лет провел в иногородних клубах. Тяжело было вне родины?
- В 19 лет я уехал в Новосибирск, провел там 2 года. Там играл мой брат. Точнее, он играл за первую команду, а я попал в молодежную. Попал туда именно благодаря ему.
- Это как? Блат?
- Нет, просто брат играл в главной команде. Посоветовал меня тренеру молодежки. Я приехал, и меня взяли.
- Быстро влились?
- В Новосибирске тогда была команда, которая ориентировалась на своих воспитанников. Впрочем, как сейчас «Самара». В команде все знали друг друга. По 5 лет вместе жили. Поэтому и я влился без проблем.
- Не тяжело было без родителей?
- Мне было 19 лет. Это такой возраст, когда, наоборот, хочется свободы. Тем более в Новосибирске был брат.
- Находясь с ним в одной команде, соперничали?
- С братом. Да нет, мы же на разных позициях играли
- А баскетболом заниматься ты начал благодаря ему?
- Думаю, да. Родители, благодаря брату, знали всех тренеров. Я сам с детства видел, как брат занимается баскетболом.
- Другие виды спорта не рассматривали?
- Да тут все понятно было. Хотя мама пыталась отдать меня в бальные танцы. Но эта попытка на корню обрубилась. Хотя одну тренировку я провел. Это было в школе, где работает мама. Но танцевать никакого желания у меня не было.
- А получалось танцевать-то?
- Да что тогда могло получаться? В том возрасте смотрят на растяжку, да сможешь ли одну ногу туда, другую сюда поставить.
«Покупал дорогие журналы ради плакатов»
- А когда понял, что увлекся баскетболом?
- Конкретную дату или событие я назвать не смогу. Я часто смотрел баскетбол по телевизору. Тогда еще играл Шакил О`Нил. Еще я ездил на игры брата. Потом обклеил всю комнату плакатами баскетболистов. Даже специально ездил с отцом на птичий рынок, который тогда еще находился на Ипподроме. Покупал там журналы за довольно большие деньги ради одного плаката.
- Наверное, большая у тебя комната была.
- Да нет. Они (плакаты – Авт.) друг на друга лепились.
- Один кумир сменял другого?
- Кумиров как таковых и не было
- Лично с кем-нибудь из знаменитых баскетболистов виделся?
- Когда то проходил рядом с Джеральдом Грином, когда он играл за «Красные Крылья». После этого, когда я уже играл за самарский клуб, за него же выступал и Дмитрий Домани. Он даже тогда не просто отсиживался в клубе, а показывал хорошую игру.
- Что можешь о Дмитрии Вячеславовиче сказать?
- Он был связующим звеном в команде между игроками и тренером. Конечно, в то время физические кондиции уже не позволяли ему показывать свой лучший баскетбол. Но он играл за счет опыта.
- С кем-то из известных баскетболистов хотел бы увидеться, пообщаться, сыграть?
- Думаю, любой баскетболист в мире хотел бы сыграть против Леброна, Коби. Мне интересно бы было посмотреть, как они хотя бы тренируются
«Я не попадался»
- Существует стереотип, что баскетболисты – отрывные парни, тусовщики. Так это или нет?
- Думаю, спортсмены, особенно в игровых видах спорта, – эмоциональные люди. Невозможно играть в хоккей, футбол, баскетбол без эмоций. Это ведь не фигурное катание, где ты один и должен быть полностью сконцентрирован, дисциплинирован.
- В баскетболе – с дисциплиной полегче?
- Дело не совсем в этом. В баскетболе ты должен быть раскован, чтобы нормально себя чувствовать на площадке. Но в свободное время все ведут себя по-разному. Один может наизусть знать, где и какая вечеринка будет. К другому подойдешь: «Ну что, пойдем на вечеринку?» – «Ты что, какая вечеринка, я лучше книжку почитаю».
- В «Самаре» кого больше?
- У нас достаточно дисциплинированная команда в плане проведения свободного времени. Редко совершаем что-то запретное. Все, тем более, взрослеют. Несколько человек женились. У людей начинается серьезная, семейная жизнь. Многие профессиональнее стали относиться к спорту. Дополнительно тренируются, занимаются. При этом атмосфера в команде интересная. Весело, мы очень дружная команда.
- А кто твой лучший друг в клубе?
- Да в принципе мой лучший друг, а не только в команде, – Дмитрий Артешин. Мы с ним вместе играли еще по детям. Дружим уже с незапамятных времен. Так в принципе в любой команде. Все разбиваются по парочкам. В гостиницах же мы живем по два человека в номере. И не выбирать же постоянно соседа. Каждый уже знает, кто с кем живет.
- Сам себя к какому типу баскетболистов относишь?
- Думаю, спокойным меня мало кто может назвать. Даже тренер постоянно советует: «Будь спокойнее. Сдерживай свои эмоции на площадке». Сейчас это делать легче, чем раньше
- Случались нарушения дисциплины и за ними какие-нибудь наказания?
- Несколько лет уже ничего такого нет. А по молодости, конечно, бывало. Перед тренировкой ложился спать в 5 утра. Потом на тренировке, скажем мягко, чувствовал себя не очень комфортно.
- А что в последние годы изменилось?
- Это не от того, что не хочется что-то там делать. Просто пришло понимание, что надо выбрать: либо баскетбол и профессиональная деятельность, либо вечеринки, развлечения.
- А штрафы-то были?
- Ну, скажем так, я не попадался (Смеется).
- Перед «Самарой» стоит задача попасть в тройку сильнейших по итогам чемпионата. Насколько это реально?
- Это более чем реально. Сейчас, правда, в Суперлиге все команды подравнялись. Когда я только попал в Суперлигу, был очень большой разброс между командами. Но у нас сильные игроки. Мы достойны быть как минимум в четверке. Но все настроены добиться и большего. В Кубке тоже задачи самые серьезные. Мы вот на выезде обыграли команду в 12 очков. Надо уверенно играть в домашнем матче и проходить в Финал четырех. А первое и второе место в кубке позволят мне получить звание Мастера спорта. Очень хотелось бы этого добиться. Но не из-за каких-то возможных преимуществ в будущем. Хочу продлить семейные традиции. У меня мама – Мастер спорта по легкой атлетике. Брат так вообще – Мастер спорта международного класса.
- А о будущем уже задумывался? Останешься ли в баскетболе после завершения карьеры?
- Для поддержания здоровья баскетболом заниматься буду точно. А тренером себя не вижу.
Александр Курочкин