Подходит к концу сезон после возвращения «Крыльев Советов» в элиту российского футбола. Год получился неоднородным. Взлет на 5-ое место в начале сезона, затем невзрачная и безголевая серия. Одна из самых крепких оборон. Талант, подобных которому давно не было в «Крыльях». Этим и многим другим запомнится болельщикам возвращение Самары в Премьер-лигу.
В интервью корреспонденту «Парка Гагарина» заместитель генерального директора клуба Зураб Циклаури подвел промежуточные итоги сезона, рассказал о философии клуба, его сильных и слабых сторонах. И, конечно, о работе на трансферном рынке.
- Зураб Сергеевич, команда провела три успешных матча подряд. За счет чего удалось переломить ситуацию?
- После зимней паузы мы стартовали не совсем удачно. Но, хочу сказать, нам в тех матчах не везло. Игра с «Ростовом», на мой взгляд, была равная. Незабитый пенальти, выход один на один. Конечно, наложило отпечаток то, что мы два домашних матча по сути играли на выезде из-за неготовности поля. Дома играть всегда легче, потому что поддерживают болельщики. Родные стены помогают. После трех поражений пошли ключевые игры. «Мордовию» мы победили 2:1. Потом сыграли первую по-настоящему домашнюю игру. Сыграли очень неплохо. Пусть у «Локомотива» тоже были моменты:там Касаев в конце не забил. Но была грубая ошибка судьи: нам в начале игры не поставили стопроцентный пенальти на Цаллагове. Это признали и эксперты. Так что и та игра могла сложиться более удачно. В матче с «Динамо» нам, при равной игре, в концовке повезло. Но в футболе без везения никуда. Это первое. Второе – ребята верили, тренерский коллектив придерживался того направления, который запланировал раньше. А это самое главное, когда есть уверенность у тренерского коллектива. Ребята это чувствуют, уверенность передается и им.
А сейчас ситуация такова, что мы достаточно позитивно смотрим в будущее, и календарь располагает к хорошим результатам.
- По сравнению с другими командами у «Крыльев» календарь и вправду проще.
- С одной стороны – да. Он проще. Мы со всеми командами, которые находятся рядом с нами в турнирной таблице, играем дома. И «Урал» (Интервью состоялось до матча с екатеринбуржцами – Авт.), и «Уфа», и «Рубин» с «Анжи». Это радует. Но, с другой стороны, и эти матчи простыми не будут. Проходных игр сейчас в РФПЛ просто нет. К каждому матчу нужно готовиться и ни в коем случае не расслабляться.
- Перед сезоном озвучивалась задача войти в десятку...
- Давайте по порядку. Мы, к сожалению, вылетели из РФПЛ в позапрошлом сезоне. Впервые за всю историю. Дальше сложилось всё хорошо. Мы за один год вернулись в элиту российского футбола. Наша задача на этот сезон – посмотреть, что за год поменялось и постараться забраться как можно выше потурнирной таблице. Я думаю, если мы закончим в десятке, это будет хороший результат. Не будем забывать, что мы небогатый клуб.
Но, на мой взгляд, не важно, какое место мы займем: девятое, десятое или одиннадцатое. Если при этом мы воспитаем двух-трех молодых футболистов и кого-то сможем продать, это будет успех. Это сейчас для нас более важно.
- Про «Крылья» вообще часто говорится, что клубу нужны свои воспитанники, россияне. Однако сейчас костяк команды, по крайней мере, в атаке, составляют иностранцы.
- Не так-то просто найти российских футболистов, допустим, в группу атаки. Русских нападающих и других атакующих футболистов не очень много.
Воспитание молодых футболистов – это среднесрочнаяперспектива. Невозможно за один год подготовить мальчишку, который пришел из академии. Это путь непростой. Тем не менее, мы по зернышку, по-тихонечку в этом направлении движемся. У нас есть молодые футболисты, которые имеют определенный потенциал и уже играют в национальной сборной. При должном отношении, при удачном стечении обстоятельств в среднесрочной перспективе они могут заиграть в нашей команде.
- Среднесрочная перспектива – это...
- Это где-то 3-4 года.
- А кто эти футболисты?
- По-нашему мнению, Илья Визнович, Виталик Шильников, Егор Голенков – перспективные. Джуниор Ахиссан тоже имеет потенциал, причем ярко выраженный. При должном отношении к делу ребята смогут заиграть в Премьер-лиге. Но конкуренция, конечно, в РФПЛ высока. Место под солнцем никто уступать не хочет.
- Ахиссан быстро освоился в команде?
- Да. Есть некие проблемы с языковым барьером, но это естественно.
- Как его приняли в команде? Он ведь чуть ли не единственный легионер в молодежной команде.
- Да отлично приняли. Он общается с молодыми ребятами, с отношением к нему никаких проблем нет. Это игрок молодежной сборной Кот-д`Ивуара. Мы его взяли, зная его качества. Как раз под этот проект – чтобы он заиграл, и мы смогли его продать в более сильный клуб.
- Правильно ли я понял – воспитание молодых футболистов и их выгодная перепродажа сейчас основная цель команды?
- Я убежден, что это наша основная задача. Если говорить объективно, мы середняк Премьер-лиги. Это прямо как тезис. Середняк, который дома играет при большом количестве народа. Самоотверженно, с эмоциями. Этот середняк воспитывает футболистов и продает дальше в топ-клубы. Это могут быть свои кадры, или благодаря скаутингу клуб покупает игрока, условно говоря, за 100 рублей, а продает за 200.
Ну и, конечно, важна самоотверженная игра дома. Самарский болельщик, он чувствует страсть. Поэтому дома мы должны показывать страсть, чтобы люди ходили на нашу команду и болели за нее.
- Какие сейчас у «Крыльев» сильные и слабые стороны?
- За счет количества, за счет той тактики, которую выбрал наш главный тренер, мы не так много пропускаем. Но мы и не так много забиваем. Мы одни из худших по этому показателю. Это тоже, на мой взгляд, связано именно с тактикой. Большое внимание уделяется именно оборонительным действиям. За счет этого страдают действия в атаке.
К тому же, центральные защитники в среднем по 1-2 мяча в сезон могут забивать. Но у нас пока не забивают, а это тоже могло приносить очки.
Конечно, мы не блещем контролем мяча. Но связано это с той тактикой, которую проповедует главный тренер.
- Тактика с пятью защитниками – это личное видение тренера или необходимость давать результат?
- Здесь есть всё. Это и видение тренера по тактической расстановке игроков. Есть и определенное давление. В весенней части мы стартовали не очень, и давление усилилось как на тренерский штаб, так и на игроков. Но последние туры сложились удачно, и давление немного спало.
- Все ли кадровые решения Веркаутерена Вы считаете объективными? Например, часто Бато играет крайнего защитника и уже допустил несколько результативных ошибок.
- Я не хочу обсуждать то, что происходило. Надо делать выводы из прошлого и двигаться в будущее. А оценивать, кого он ставит на какую позицию не совсем корректно. Есть главный тренер, у него свое видение, он отвечает за результат.
-То есть, кадровые решения принимает исключительно он?
- Нет, клуб определяет кадровые решения. Естественно, советуясь с тренером. Но что касается тех футболистов, которые уже есть в нашей команде, то из них основной состав формирует только он.
- Сильно изменится состав команды в следующем сезоне? От чего это зависит?
- Мы ведем работу по некоторым футболистам, которых хотели бы оставить на следующий год. Не секрет, что у достаточно большой группы футболистов заканчиваются трудовые отношения с клубом. Эта работа ведется еще с лета 2015 года. Есть арендованные футболисты, по которым мы тоже ведем переговоры с клубами и с самими игроками. Но я всегда говорю: трансферы любят тишину. Поэтому мы не озвучиваем никакой конкретики по переговорам. Говорим уже постфактум.
- Мелькнула новость, что у 15-ти футболистов заканчивается контракт. Это так?
- Не совсем так, но близко к этому.
- Меньше?
- Ну да, поменьше.
- С кем-то из футболистов, у которых заканчивался контракт, уже продлено соглашение?
- С Сергеем Божиным продлили. Пока что больше ни с кем.
- Арендованные футболисты хотят остаться?
- Есть футболисты, которые хотят остаться. Но не всё зависит от них. Есть еще и клубы, которым принадлежат эти футболисты. Поэтому здесь нужно удовлетворить желание игроков и договориться с клубом. Это процесс тоже достаточно долгий. И на сегодня по этому поводу конкретики у нас нет.
- Сама команда всех арендованных хочет оставить?
- Нет, не всех.
- Когда появится конкретика по Габулову и Цаллагову, у которых тоже заканчивается контракт?
- В конце сезона.
- После матча с «Динамо» появились слухи об интересе к Владимиру Габулову.
- Я, честно говоря, не совсем понимаю, откуда такая информация. Владимир Габулов – очень хороший спортсмен, игрок, вратарь. Но официально могу сказать, что никаких переговоров мы с ним не ведем. Я вообще считаю, что вратарская позиция у нас одна из самых стабильных в том составе, который есть.
- У Лории контракт тоже заканчивается?
- Да, летом он заканчивается. Переговоры ведем.
- На одной из пресс-конференций Дмитрий Шляхтин заявил, что рассматривается вопрос по Берату Садику. О том, стоит ли его оставлять в команде. У финна контракт с клубом тоже заканчивается?
- Нет, у Берата более долгосрочный контракт с клубом.
- Но игрок до сих пор не может закрепиться в команде...
- Так бывает в футболе. По разным причинам игрок не совсем влился в те тактические схемы, которые на сегодняшний момент проповедует наш тренер. Мы разные искали варианты. Такие, чтобы и клуб был доволен, и футболист не страдал. Но пока Берат Садик остается в нашем клубе, а летом будем смотреть.
- От чего это зависит: желание тренера...
- Желание тренера здесь не причем. Это будет зависеть от поступающих предложений. Если предложение подойдет нашему клубу, мы будем вести переговоры.
- Какая в этом сезоне главная победа селекционной службы?
- Понимаю, к чему Вы ведете. Молло – сильный футболист. Мы знали его качества. Знали, что они помогут нашему клубу. Ждали до последнего. Вели переговоры в июле, а взять его удалось только в конце августа.
- А главное разочарование?
- Были футболисты, которые нам были очень интересны. Но мы все-таки провинциальный клуб. И не так-то просто пригласить всех футболистов, которых мы хотели бы видеть. Помните случай с Кроном из «Мальме»? Мы ездили туда, договорились с игроком, его агентом, с клубом. Игрок приехал в Самару, переночевал 2 ночи и уехал. Это тоже разочарование. Но не в том, что упустили сильного игрока. Просто была проведена работа, а игрок в силу своего личного видения решил уехать.
- Он команду-то хоть предупредил?
- Ну, команду он и не должен был предупреждать. Договор еще не был подписан. Он просто собрался и уехал.
Александр Курочкин