Как сообщает Центр защиты прав СМИ в Европейский суд по правам человека отправлена жалоба на включение ФЗГ в реестр некоммерческих организаций – «иностранных агентов».
Фонд защиты гласности опротестовал в ЕСПЧ свое включение Министерством юстиции России в реестр «иностранных агентов». Организация попала в черный список в ноябре 2015 года после внеплановой проверки московским управлением Минюста. Тогда ведомство обнаружило в работе ФЗГ «политическую деятельность» и получение зарубежных грантов, которые Фонд никогда за 25 лет работы не скрывал.
Политическая деятельность заключалась, по мнению сотрудников Минюста, в проведении Школы расследований для журналистов и блогеров, в сотрудничестве с Фондом журналистских расследований 19/29, распространении дайджестов о нарушениях прав журналистов в России.
В качестве отдельного «доказательства» политической деятельности Фонда защиты гласности было указано на выступления в Школе расследований политиков-оппозиционеров Рустема Адагамова, Алексея Навального и Бориса Акунина. При этом на самом деле указанные в акте проверки Минюста лица на занятиях Школы никогда не присутствовали – участникам показывали записи выступлений блогера Адагамова на журфаке МГУ. Более того, всем известно, что человека по имени Борис Акунин не существует, что не помешало ему попасть в официальный документ Министерства юстиции.
В марте этого года Хамовнический суд Москвы оштрафовал Фонд защиты гласности на 300 тыс. рублей за то, что он не вошел в реестр «иноагентов» добровольно. В апреле организация попыталась оспорить в Гагаринском районном суде столицы проведение проверки и составленный по ее итогами акт, а также внесение в реестр, но получила отказ во всех требованиях. Не помогла и апелляция в Мосгорсуде.
В своей жалобе в ЕСПЧ Фонд указывает на нарушение российскими властями трех статей Европейской конвенции о защите прав человека: статьи 10 (свобода выражения мнения), статьи 11 (свобода собраний и объединений) и статьи 14 (запрещение дискриминации).
Фонд в суде защищали адвокат Тумас Мисакян, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова и юрист Фонда защиты гласности Светлана Земскова.
Жалоба в ЕСПЧ подготовлена Тумасом Мисакяном.
«Признание Минюстом «политической деятельностью» распространение Фондом информации о нарушениях прав журналистов безусловно является необоснованным и нарушает право организации на свободу слова и свободу распространения общественно значимой информации, – объясняет адвокат. – Мы также ставим перед Европейским судом вопрос о том, что имеет место дискриминация Фонда со стороны властей. Фонд находится в сравнимом положении с НКО, получающими финансирование из российских источников, но вмененная ему обязанность зарегистрироваться в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, маркировать все свои информационные материалы пометкой «иностранный агент», предусматривают иное отношение к нему по сравнению с другими НКО, работающими исключительно на российские деньги. Это влияет на частоту и объемы отчетности и другие ограничения, высокие штрафы и риск привлечения руководителя к уголовной ответственности».
«Иностранный агент» – это как у Цоя «группа крови на рукаве», как желтая еврейская звезда – невозможно это принять, невозможно терпеть и, как было обещано, мы пойдем в своем протесте до конца и через Верховный суд, и через ЕСПЧ, – говорит президент ФЗГ Алексей Симонов. – Хотя, честно говоря, очень хочется закрыться и послать все... Но 25 лет честного служения журналистам и журналистике – не позволяют. Так что – ждите новостей».
«Включение в реестр «иностранных агентов» Фонда защиты гласности, старейшей российской организации, защищающей прессу и журналистов, безусловно, позор, – считает директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. – Крайне низкое качество документов, подготовленных Минюстом, отсутствие логики, хоть каких-либо доказательств, что деятельность ФЗГ является политической, что характерно для таких дел в целом по стране. Это лишний раз показывает, что задача стояла включить в реестр любой ценой, неважно за что. К сожалению, судебные процессы были лишь проформой. Соблюдая формально процедуру, суд даже не пытался вникнуть в суть проблемы. Последнее заседание в Гагаринском районном суде Москвы началось за пять минут до конца рабочего дня, в 17.55, и закончилось вынесением решения в 22.00. Жаль, что с таким же рвением, работая во внеурочное время, суд не пытался разобраться в сути проблемы. Мы надеемся, что Европейский суд даст этому профессиональную оценку. От такого подхода контролирующих органов и судов невольно хочется перефразировать слова Шарикова из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова: «Уж мы их сажали-сажали, сажали-сажали...». Но мы сдаваться не собираемся, поскольку уровень фарса в московских судах, который мы наблюдали, защищая ФЗГ, был прямо пропорционален очевидности абсурдных обвинений Минюста, признавшего уважаемый Фонд защиты гласности «агентом», и я уверена, мы добьемся справедливости в Европейском суде».
Кроме обращения в ЕСПЧ Фонд защиты гласности направил кассационную жалобу в Московский городской суд.