Остались считанные дни до очередного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В этом году начало второго полугодия примечательно вдвойне. С 1 июля 2015 года стоимость услуг водоснабжения и канализации вырастет на 11% — больше, чем на другие виды коммунальных услуг. И в этот же день исполнится три года, как системы водоснабжения и канализации Самары эксплуатирует ООО «Самарские коммунальные системы» — дочка группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, а точнее ее «коммунального» подразделения — компания «Российские коммунальные системы» (РКС).
Согласно договору аренды, за эти три года новый «солидный частный инвестор» должен был провести реконструкцию на 5,257 млрд руб., согласно собственной конкурсной заявке. В согласованной же областным министерством энергетики и ЖКХ инвестиционной программе появилась уже меньшая сумма 3,603 млрд руб. В чем принципиальная разница этих документов — предмет отдельного разговора, факт тот, что и эта программа к настоящему моменту выполнена на считанные проценты. Что же реально сделано, и сделано ли? И куда утекают деньги, которые граждане и предприятия Самары платят за услуги водоснабжения и канализации? А главное, есть ли смысл и дальше платить за волжскую воду в частный карман?
Отработанная схема
Губернаторство Владимира Артякова ознаменовалось для области стремительным ростом влияния в регионе структур Виктора Вексельберга. Следом за энергетикой, где все коммерчески привлекательные активы стали «дочками» его КЭС-Холдинга, к нему же «уплыли» водопровод и канализация Тольятти и Самары, а затем «улетел» и аэропорт «Курумоч».
С января 2011 года в аренду входящим в ГК «Ренова» «Российским коммунальным системам» были переданы муниципальный водопровод и канализация Центрального и Комсомольского районов Тольятти, а с июля 2012-го – всей Самары. В Самаре и Тольятти РКС действовали по схеме, не раз отработанной ими ранее в других городах:
1. Под лозунгами необходимости срочного ремонта и реконструкции изношенного городского водопроводно-канализационного хозяйства власти объявляют конкурс за право его аренды.
2. Создается местная «дочка» РКС, которая «в честной борьбе» выигрывает конкурс, обещая многомиллиардные инвестиции, применение новых технологий, инновации, эффективное управление взятым в аренду имуществом и т.п.
3. Придя на место муниципального предприятия, новая частная компания быстро принимает (конечно, через увольнение, а не переводом – зачем нести дополнительные социальные нагрузки?) к себе из МП рядовых сотрудников и средний персонал. Параллельно РКС расставляет на ключевые позиции своих топ-менеджеров, проводит кадровую чистку и «оптимизацию расходов», сокращая персонал, избавляясь от непрофильных активов, сворачивая соцпакет, «зачищая» профсоюз и так далее.
4. Одновременно начинается планомерная откачка значительной части собираемых «дочкой» денег в головную компанию. Разумеется, за минусом расходов на зарплату, аварийные мероприятия и минимально необходимые плановые ремонтные работы. Стратегическое для любого, а тем более для города-миллионника, предприятие плавно превращается в ту корову, которую, чтобы она давала больше молока, начинают чаще доить и реже кормить.
5. А чтобы народ и наиболее скандальные депутаты, вроде Борислава Гринблата в Тольятти или Михаила Матвеева , не слишком возмущался отсутствием обещанных денег на перекладку труб, отключениями, авариями и провалами на дорогах, создается «дымовая завеса» из рассуждений о различных «объективных трудностях». Это и отсутствие нормативной базы, и долгосрочного тарифа, и сложная экономическая ситуация, и неправильное понимание горожанами понятия «инвестиции» и т.п. демагогия.
Коммунально-криминальные системы?
И вот, на пунктах 4 и 5 ситуация может «зависнуть» на годы, как случилось у РКС, например, в Перми и Петрозаводске. Здесь, под давлением властей, РКС были вынуждены вкладывать минимальные средства в модернизацию арендуемого коммунального хозяйства на принципах так называемого государственно-частного партнерства, т.е. фактически «осваивать» государственные деньги, выделяемые на, скажем, реконструкцию водозабора, как в Перми, или строительство новых очистных, как в столице Карелии.
А может закончиться так, как это случилось, например, в Волгограде, где в отношении гендиректора было возбуждено уголовное дело о хищении в особо крупных размерах и отношения с РКС были быстро прекращены во избежание новых уголовных дел и скандалов. Или в Брянске, где возглавляемая нынешним генеральным директором «Самарских коммунальных систем» Владимиром Бирюковым компания, накопив долгов на 1,7 млрд. рублей, подала заявление о собственном банкротстве, надеясь избежать исков кредиторов.
В итоге РКС из Брянска изгнали, а генеральный директор тамошней «дочки» Владимир Бирюков был «переброшен» на Самару вместе со своим заместителем, директором по сбыту Анной Влащенко. Бардак, царящий в работе «Самарских коммунальных систем» (СКС) с потребителями – тема отдельного разговора, ибо так запутать простую, в общем-то, систему оплаты за воду и канализацию – это нужно иметь особый талант. А правая рука господина Бирюкова, директор по экономике и финансам ОАО «Брянские коммунальные системы» Дмитрий Залкинд отправился на повышение – топ-менеджером «дочки» РКС в Улан-Удэ. Там он с успехом применил свои таланты в банкротстве предприятий: уголовное дело, «маски-шоу» и все прочие попытки возврата городу законно принадлежащего ему имущества закончились тем, что суд полностью удовлетворил иск тамошнего ОАО «Водоканал» к «Байкальским коммунальным системам» (БКС) о расторжении договоров аренды имущества. Это при том, что горсовет Улан-Удэ признал неудовлетворительным выполнение тамошней дочкой РКС своей инвестиционной программы наполовину:
- Идем в рамках закона, суд на расторжение договора мы выиграли. Будут ещё судебные баталии, но мы уже имеем преимущественное положение. Многие поддерживали «Российские коммунальные системы», которые поддерживали БКС. Сегодня всем стало объективно понятно – не с теми связались, — заявил мэр Улан-Удэ журналистам 4 июня в ходе очередной сессии тамошнего Горсовета.
От того, какую оценку работе СКС даст мэрия Самары по итогам первых трех лет аренды, зависит будущее водопровода, одного из старейших в России: в следующем году ему исполнится 130 лет. И если в 400-тысячном Улан-Удэ мэрия осталась недовольна выполнением обещанного плана наполовину, какова должна быть реакция самарских властей на то, что, согласно данным МП «Самараводоканал», СКС за два с половиной года выполнили условия собственной конкурсной заявки на 12,57%? Какова вероятность, что СКС выполнили 87% в оставшиеся полгода, которые, по сути, закончились? Однако, не все так просто.
Три «сухих» года Самарского водопровода
Прикрываясь авторитетом «главного бенефициара» ГК «Ренова», как пишут обычно в деловой прессе, «Российские коммунальные системы» смогли сделать то, что ранее не удалось «Росводоканалу», контролируемому «Альфа-групп». В 2010 году Виктор Тархов сумел отбить попытку сдачи в аренду самого прибыльного муниципального предприятия города. Дмитрий Азаров этого не сумел или не захотел, однако функции контроля за работой частного оператора МП «Самараводоканал», съёжившееся до двух десятков сотрудников после передачи своего имущества в аренду, продолжает выполнять. По данным МП, на 1 января 2015 года из семи критериев, по которым условия договора аренды могут быть признаны выполненными, СКС выполнили один. По сути, все три года городское водопроводное хозяйство находилось на «голодном пайке», поскольку объемы капитальных вложений и протяженность перекладок труб хронически не дотягивали даже до показателей муниципального «Самараводоканала».
Недостаточный объем инвестиций – главная претензия городских властей:
-
Выполнение
12,57 %
Запланированный размер инвестиций
5,257 миллиардов рублей
Фактический размер инвестиций
0,661 миллиардов рублей
Недофинансирование
4,596 миллиардов рублей
В итоге ситуация стала предметом рассмотрения Коллегии Администрации г.о.Самара под председательством О.Б.Фурсова 10 апреля: «По состоянию на 10.04.2015г. ООО «Самарские коммунальные системы» не достигнуты критерии, предусмотренные договором аренды имущества б/н от 14.03.2015 г., заключенному ООО «Самарские коммунальные системы» с МП г. Самары «Самараводоканал», — записано в протоколе Коллегии, и далее перечислены 6 критериев из семи, которые, по мнению администрации, не выполнены.
Судя по следующим пунктам этого протокола, расторжение договора для городской администрации – не самоцель: СКС поручается ликвидировать отставания и обеспечить реализацию мероприятий Инвестиционной программы в срок до конца 2015 года, а также до 30.04.2015 – совместно провести анализ деятельности СКС в части осуществления контроля за использованием муниципального имущества.
Каковы результаты этого анализа не раскрывается, но через месяц, 12 мая, место Ивана Басанова в кресле директора МП «Самараводоканал» занял Сергей Русин, ранее возглавлявший МП «Инженерная служба», которое занималось обслуживанием проблемных городских сетей. Видимо, в ходе совместного анализа работы СКС возник неизбежный вопрос: «это смотря как считать», поэтому сторонам договора было поручено «доработать механизм осуществления мониторинга (контроля) исполнения СКС договорных обязательств».
Понятно, что за полгода ликвидировать отставание в 90% от плана было нереально, и арендаторы теперь могут надеяться только на благосклонность арендодателя. Исчерпан ли здесь кредит доверия, покажет ближайшее время. Область и город не раз шли навстречу СКС: утвердив инвестиционную программу в объеме меньшем, чем было заявлено арендатором изначально; утвердив тарифы на воду и канализацию с большим процентом повышения, чем всем остальным ресурсоснабжающим организациям; утвердив долгосрочный тариф, на отсутствие которого как повод невозможности привлекать заемные средства ссылались ранее в СКС. Судя по срокам исполнения поручений в вышеозначенном протоколе, принятие принципиальных решений перенесено администрацией города на «послевыборов», чтобы не портить проценты.
За последние полгода заметных положительных сдвигов в работе СКС не произошло. Напротив, компания умудрилась всего за три года работы накопить «с нуля» более миллиарда рублей дебиторской задолженности, увеличив ее в последнее время - чем не иллюстрация «эффективного менеджмента»? При этом СКС является крупнейшим должником ОАО «Самараэнерго» за потребленную электроэнергию, одним из лидеров среди должников по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. энергетики, видимо, отчаявшись выбить деньги из СКС или предчувствуя сценарий Брянска и Улан-Удэ , выставили на торги право истребования 350-миллионного долга СКС — своего крупнейшего должника. Стоит ли рассчитывать, что в ближайшие полгода СКС сделают рывок?
Последнее слово не сказано
В отличие от Владимира Артякова и Дмитрия Азарова, Николай Меркушкин и Олег Фурсов обязательств создать режим благоприятствования перед СКС и РКС не имеют: не они привели их в регион. Ведущий медиааналитик — компания «Медиалогия» — по итогам апреля снизила рейтинг губернатора по ЖКХ на два пункта, отметив в апреле визит президента РКС к губернатору области (кстати, прошедший незамеченным в местных СМИ) и процедуру лицензирования УК.
Областные и городские власти не заинтересованы в развитии событий по сценарию Улан-Удэ или Брянска, и создали Общественную комиссию по анализу работы СКС, давая им, таким образом, еще один шанс. Символично, что назначение исполняющим обязанности губернатора области Николая Меркушкина состоялось три года назад, в мае 2012-го, и наведение порядка в ЖКХ он назвал в числе приоритетов. Теперь, после лицензирования управляющих компаний и ухода с рынка наиболее нечистоплотных из них, пришла очередь ресурсоснабжающих организаций отчитаться о проделанной работе.
Редакция продолжит тему и будет следить за развитием событий.
Геннадий Карпинский