Спектакль Самарского академического театра оперы балета – опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – стал соискателем Национальной театральной премии «Золотая маска» 2017 года. 22 февраля он будет показан на сцене Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. В преддверии этого события – интервью с дирижером-постановщиком спектакля главным дирижером театра заслуженным деятелем искусств России, народным артистом Республики Беларусь Александром Анисимовым.
- Какие чувства, Александр Михайлович, испытываете перед поездкой театра в Москву?
- Собираясь в Москву на фестиваль «Золотая маска», коллектив нашего театра прекрасно осознает: мы едем по существу в оперную мегастолицу не только страны, но и мира. В Москве немало собственных оперных площадок, и столичные зрители имеют возможность видеть множество рождающихся на этих площадках интересных, спорных, а подчас и скандальных, никому не нужных постановок.
В Москве неоднократно выступала оперная труппа легендарного Ла Скала с поставленными Франком Дзеффирелли и Джорджем Стрелером и оформленными Николаем Бенуа спектаклями. За пультом стояли знаменитые маэстро Герберт Караян и Клаудио Аббадо, а в числе исполнителей были такие мировые звезды, как Бригит Нильссон и Мирелла Френи, Рената Скотто и Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Николай Гяуров. В разные годы в Москву приезжали Лондонская национальная и Венская оперы, берлинская «Комише-опер», основатель которой Вальтер Фельзенштейн поставил в Москве свою знаменитую «Кармен». Перечень можно продолжать, но и упомянутого достаточно, чтобы понять, какими замечательными оперными событиями буквально напоена атмосфера Москвы и какая, следовательно, огромная ответственность выступать на ее подмостках.
- Эту ответственность театр, безусловно, ощущал и на прошлогодней «Золотой маске», на которую привозил «Пиковую даму».
- Конечно. К сожалению, тогда не все «сошлось»: оказался больным исполнитель партии Германа, по ходу действия возникли непредвиденные технические сбои, а начало спектакля сильно задержалось из-за церемонии открытия фестиваля: нашей «Пиковой даме» выпала честь открывать «Золотую маску» - 2016. Все это не пошло на пользу спектаклю, и нам не вполне удалось представить все то, что мы делаем на стационаре. Тем не менее фестивальный показ прошел на достаточно высоком уровне.
- Что говорить, поводов для волнения всегда немало.
- Есть они и теперь. Но вот мое мнение: спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» мы делали не для «Маски», а для нашей публики. Весь коллектив работал с большим подъемом и явил результат, за который мне не только не стыдно, а которым я горжусь. Уверен, что эту мою гордость разделяют и исполнители, и режиссер-постановщик, и художник, и хормейстер, и генеральный директор театра, потому что самарская публика получила спектакль очень высокой пробы. В Москве, конечно, может быть всякое, но мы хотим, чтобы этот спектакль достойно представил марку нашего театра в столице. А статус показа – фестивальный это или просто гастрольный спектакль – меня не волнует.
- Появление в Москве за пультом спектаклей разных, в том числе и столичных театров для вас, Александр Михайлович, не редкость.
- Тем не менее дорожу каждой такой возможностью. А с нашим театром надеюсь побывать не только в Москве, но и в других городах России и за границей. Первый опыт зарубежных гастролей в Таиланде, где мы показали «Князя Игоря», «Тоску» и исполнили Девятую симфонию Бетховена, был успешным. Это свидетельствует о том, что сегодня Самарский театр в такой форме, которая позволяет его «Пиковой даме» и «Леди Макбет Мценского уезда» в афише «Золотой маски» находиться рядом с одноименными спектаклями Мариинского и Большого театров соответственно. В экспертном совете фестиваля достаточно сведущие в оперном искусстве люди, которые способны объективно оценить достоинства и недостатки каждого претендующего на участие в фестивале спектакля.
- Москвичи знакомы с разными сценическими версиями этой оперы Шостаковича. Сегодня она в репертуаре не только Большого театра, но и «Геликон-оперы».
- В Большом театре Туган Сохиев и Римас Туминас отдали предпочтение второй редакции оперы, в то время как в «Геликон-опере» идет спектакль, поставленный в 2004 году Дмитрием Бертманом по ее первой редакции. Я – поклонник именно этой редакции.
- Можно сказать, что опера «Леди Макбет Мценского уезда» сопровождает вас по жизни.
- Так и есть. Первый раз эту оперу я поставил в середине 1980-х годов в Минске, спустя два десятилетия – в Ростовском музыкальном театре. Затем последовали две мои зарубежные постановки оперы – в Барселоне и в ирландском Дублине. С каждым из этих спектаклей у меня многое связано. Так, в Минске впервые работал с тогда совсем еще молодым художником Славой Окуневым. Ростовский спектакль отобрали на «Золотую маску», в числе его номинантов были самарская Катерина – Ирина Крикунова, тогда в первый раз исполнившая эту партию, и художник Зиновий Марголин, который стал обладателем «Маски». Спектакль сохраняется в репертуаре до сих пор, в 2016 году он был в афише фестиваля, посвященного 85-летию театра. Барселонская постановка запомнилась встречей с замечательными певцами-актерами Евгением Нестеренко в партии Старого каторжника и Анатолием Кочергой в партии Квартального, ее видеозапись популярна в Европе. Самые теплые воспоминания и о спектакле в небольшом дублинском театре.
- Итак, самарская постановка «Леди Макбет» для вас пятая по счету.
- И, как это обычно бывает, на сегодняшний день – моя самая любимая постановка этой оперы. Мне кажется, что режиссер Георгий Исаакян подошел к работе над спектаклем с огромной чуткостью и сердечностью, с преклонением перед Дмитрием Шостаковичем. К сожалению, так бывает не везде. Недавно в Финляндии оперу показали... с живыми рыбами на сцене. В таких случаях мне больно за Россию. В Самаре я в третий раз работал над «Леди Макбет» с Вячеславом Окуневым, всегда стремящимся создать оформление, которое вписывается в концепцию конкретной постановки. На сей раз в тандеме с режиссером удалось найти вариант минималистского оформления, в котором тем не менее присутствует ощущение России. Исаакян предложил оригинальное решение эпизодов с участием «банды» – сценического духового оркестра. Одетые в современные костюмы музыканты - некий аналог присутствующего в древнегреческих трагедиях хора, который иллюстрирует действие.
- Кстати, об эпатажных постановках, которые сейчас в моде на Западе. Приходилось ли вам участвовать в подобных проектах?
- К сожалению, приходилось. Так, малоприятные ощущения остались от «Бориса Годунова», поставленного в начале 2000-х годов в берлинской «Комише-опер». Я был заинтересован в намечавшейся перспективе чрезвычайно лестных для меня творческих контактов с этим знаменитым театром. Кроме того, привлекла возможность поработать с роскошным оркестром театра и с замечательным составом исполнителей. О концепции постановки я заранее не знал. Оказалось, что местный режиссер решил показать в этом спектакле всю «гадость», весь «ужас», которые, с его точки зрения, изначально присущи России. Уже в фойе театра зрителей встречали мониторы, демонстрирующие картины российских «кошмаров»: гибель людей в подлодке, террористические акты и тому подобные вещи. Действие разворачивалось то ли в хрущевские, то ли в брежневские времена.
- Постмодернистские изыски не свойственны Самарскому оперному театру. Здесь ориентация на постановки, решенные в традициях реалистической школы.
- Такова и наша «Леди Макбет», которая не претендует на какие-то сверхмодные вещи. Нам хотелось создать спектакль, который затронул бы сердца людей, заставил их сопереживать судьбам его персонажей. Чтобы заглавная героиня – характер сложный и противоречивый – не предстала одной краской намазанная. Эту оперу молодой Шостакович посвятил своей жене. Вишневская, одна из лучших исполнительниц партии Катерины, в своей книге «Галина» вспоминала, что композитор любил эту героиню. И эта любовь воплощена в музыке оперы, она на поверхности. Конечно, Катерина – преступница, но идущее от первой до последней картины музыкальное развитие ее образа таково, что этот персонаж возвышается до героинь Чайковского, Верди, Пуччини, Рихарда Штрауса.
Член Союза журналистов РФ,
Союза театральных деятелей РФ и
Международного союза музыкальных деятелей