Печать

ivanjv1

Спектакль Самарского академического театра оперы балета – опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – стал соискателем Национальной театральной премии «Золотая маска» 2017 года. 22 февраля он будет показан на сцене Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. В преддверии этого события – интервью с дирижером-постановщиком спектакля главным дирижером театра заслуженным деятелем искусств России, народным артистом Республики Беларусь Александром Анисимовым.



- Какие чувства, Александр Михайлович, испытываете перед поездкой театра в Москву?

- Собираясь в Москву на фестиваль «Золотая маска», коллектив нашего театра прекрасно осознает: мы едем по существу в оперную мегастолицу не только страны, но и мира. В Москве немало собственных оперных площадок, и столичные зрители имеют возможность видеть множество рождающихся на этих площадках интересных, спорных, а подчас и скандальных, никому не нужных постановок.

В Москве неоднократно выступала оперная труппа легендарного Ла Скала с поставленными Франком Дзеффирелли и Джорджем Стрелером и оформленными Николаем Бенуа спектаклями. За пультом стояли знаменитые маэстро Герберт Караян и Клаудио Аббадо, а в числе исполнителей были такие мировые звезды, как Бригит Нильссон и Мирелла Френи, Рената Скотто и Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Николай Гяуров. В разные годы в Москву приезжали Лондонская национальная и Венская оперы, берлинская «Комише-опер», основатель которой Вальтер Фельзенштейн поставил в Москве свою знаменитую «Кармен». Перечень можно продолжать, но и упомянутого достаточно, чтобы понять, какими замечательными оперными событиями буквально напоена атмосфера Москвы и какая, следовательно, огромная ответственность выступать на ее подмостках.

- Эту ответственность театр, безусловно, ощущал и на прошлогодней «Золотой маске», на которую привозил «Пиковую даму».

- Конечно. К сожалению, тогда не все «сошлось»: оказался больным исполнитель партии Германа, по ходу действия возникли непредвиденные технические сбои, а начало спектакля сильно задержалось из-за церемонии открытия фестиваля: нашей «Пиковой даме» выпала честь открывать «Золотую маску» - 2016. Все это не пошло на пользу спектаклю, и нам не вполне удалось представить все то, что мы делаем на стационаре. Тем не менее фестивальный показ прошел на достаточно высоком уровне.

ivanov3


- Что говорить, поводов для волнения всегда немало.

- Есть они и теперь. Но вот мое мнение: спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» мы делали не для «Маски», а для нашей публики. Весь коллектив работал с большим подъемом и явил результат, за который мне не только не стыдно, а которым я горжусь. Уверен, что эту мою гордость разделяют и исполнители, и режиссер-постановщик, и художник, и хормейстер, и генеральный директор театра, потому что самарская публика получила спектакль очень высокой пробы. В Москве, конечно, может быть всякое, но мы хотим, чтобы этот спектакль достойно представил марку нашего театра в столице. А статус показа – фестивальный это или просто гастрольный спектакль – меня не волнует.

- Появление в Москве за пультом спектаклей разных, в том числе и столичных театров для вас, Александр Михайлович, не редкость.

- Тем не менее дорожу каждой такой возможностью. А с нашим театром надеюсь побывать не только в Москве, но и в других городах России и за границей. Первый опыт зарубежных гастролей в Таиланде, где мы показали «Князя Игоря», «Тоску» и исполнили Девятую симфонию Бетховена, был успешным. Это свидетельствует о том, что сегодня Самарский театр в такой форме, которая позволяет его «Пиковой даме» и «Леди Макбет Мценского уезда» в афише «Золотой маски» находиться рядом с одноименными спектаклями Мариинского и Большого театров соответственно. В экспертном совете фестиваля достаточно сведущие в оперном искусстве люди, которые способны объективно оценить достоинства и недостатки каждого претендующего на участие в фестивале спектакля.

- Москвичи знакомы с разными сценическими версиями этой оперы Шостаковича. Сегодня она в репертуаре не только Большого театра, но и «Геликон-оперы».

- В Большом театре Туган Сохиев и Римас Туминас отдали предпочтение второй редакции оперы, в то время как в «Геликон-опере» идет спектакль, поставленный в 2004 году Дмитрием Бертманом по ее первой редакции. Я – поклонник именно этой редакции.

ivanov4


- Можно сказать, что опера «Леди Макбет Мценского уезда» сопровождает вас по жизни.

- Так и есть. Первый раз эту оперу я поставил в середине 1980-х годов в Минске, спустя два десятилетия – в Ростовском музыкальном театре. Затем последовали две мои зарубежные постановки оперы – в Барселоне и в ирландском Дублине. С каждым из этих спектаклей у меня многое связано. Так, в Минске впервые работал с тогда совсем еще молодым художником Славой Окуневым. Ростовский спектакль отобрали на «Золотую маску», в числе его номинантов были самарская Катерина – Ирина Крикунова, тогда в первый раз исполнившая эту партию, и художник Зиновий Марголин, который стал обладателем «Маски». Спектакль сохраняется в репертуаре до сих пор, в 2016 году он был в афише фестиваля, посвященного 85-летию театра. Барселонская постановка запомнилась встречей с замечательными певцами-актерами Евгением Нестеренко в партии Старого каторжника и Анатолием Кочергой в партии Квартального, ее видеозапись популярна в Европе. Самые теплые воспоминания и о спектакле в небольшом дублинском театре.

- Итак, самарская постановка «Леди Макбет» для вас пятая по счету.

- И, как это обычно бывает, на сегодняшний день – моя самая любимая постановка этой оперы. Мне кажется, что режиссер Георгий Исаакян подошел к работе над спектаклем с огромной чуткостью и сердечностью, с преклонением перед Дмитрием Шостаковичем. К сожалению, так бывает не везде. Недавно в Финляндии оперу показали... с живыми рыбами на сцене. В таких случаях мне больно за Россию. В Самаре я в третий раз работал над «Леди Макбет» с Вячеславом Окуневым, всегда стремящимся создать оформление, которое вписывается в концепцию конкретной постановки. На сей раз в тандеме с режиссером удалось найти вариант минималистского оформления, в котором тем не менее присутствует ощущение России. Исаакян предложил оригинальное решение эпизодов с участием «банды» – сценического духового оркестра. Одетые в современные костюмы музыканты - некий аналог присутствующего в древнегреческих трагедиях хора, который иллюстрирует действие.

ivanov2


- Кстати, об эпатажных постановках, которые сейчас в моде на Западе. Приходилось ли вам участвовать в подобных проектах?

- К сожалению, приходилось. Так, малоприятные ощущения остались от «Бориса Годунова», поставленного в начале 2000-х годов в берлинской «Комише-опер». Я был заинтересован в намечавшейся перспективе чрезвычайно лестных для меня творческих контактов с этим знаменитым театром. Кроме того, привлекла возможность поработать с роскошным оркестром театра и с замечательным составом исполнителей. О концепции постановки я заранее не знал. Оказалось, что местный режиссер решил показать в этом спектакле всю «гадость», весь «ужас», которые, с его точки зрения, изначально присущи России. Уже в фойе театра зрителей встречали мониторы, демонстрирующие картины российских «кошмаров»: гибель людей в подлодке, террористические акты и тому подобные вещи. Действие разворачивалось то ли в хрущевские, то ли в брежневские времена.

- Постмодернистские изыски не свойственны Самарскому оперному театру. Здесь ориентация на постановки, решенные в традициях реалистической школы.

- Такова и наша «Леди Макбет», которая не претендует на какие-то сверхмодные вещи. Нам хотелось создать спектакль, который затронул бы сердца людей, заставил их сопереживать судьбам его персонажей. Чтобы заглавная героиня – характер сложный и противоречивый – не предстала одной краской намазанная. Эту оперу молодой Шостакович посвятил своей жене. Вишневская, одна из лучших исполнительниц партии Катерины, в своей книге «Галина» вспоминала, что композитор любил эту героиню. И эта любовь воплощена в музыке оперы, она на поверхности. Конечно, Катерина – преступница, но идущее от первой до последней картины музыкальное развитие ее образа таково, что этот персонаж возвышается до героинь Чайковского, Верди, Пуччини, Рихарда Штрауса.

Валерий ИВАНОВ,
Член Союза журналистов РФ,
Союза театральных деятелей РФ и
Международного союза музыкальных деятелей