Александр Македонский, конечно, велик – ломай стулья, не ломай, но что вы знаете об его отце, который, не роди такого сына, так бы остался в истории как самый известный царь Македонии?
Александр, как известно, используя македонскую армию и ресурсы объединенной Древней Греции, отправился в Азию, разгромил державу Ахеменидов и завоевал почти половину известного тогда мира. Естественно, что без армии и Греции ему в лучшем случае пришлось бы начать с нуля, и добиться своего он смог бы, наверное, к глубокой старости – что трудно для человека, в реальности умершего в возрасте 32 лет. Так что вопрос, кто создал армию и объединил Грецию, получается далеко не праздным. А сделал это отец Александра, царь Филипп II Македонский (в их семье все были Македонские, кому удавалось сделаться царем), человек, практически жизнь положивший на создание армии и завоевание Греции.
И вот именно об этом человеке – книга Йена Уортингтона. Автор отличился умом и сообразительностью, не став писать свою работу сухим «научным» языком – стиль изложения доступный и легкий для восприятия, при том что никакие исторические факты не искажены, и вообще книга остается научным сочинением. А уж писать есть о чем – в отличие от Александра, Филиппу македонское царство досталось в тот момент, когда армия была уничтожена в кровавом побоище (вместе с предыдущим царем), со всех сторон наступали злобные враги, а о завоевании Греции не мечтали даже самые смелые фантазеры. Македонцев считали дикими варварами, пасущими стада в горах, и многие греки их даже эллинами не признавали.
И вот буквально за пару десятков лет Филиппу удалось создать легендарную и непобедимую армию, подчинить своей власти соседей, затем соседей соседей, и, наконец, всю Грецию «на основах суверенной демократии», кроме спартанцев, которые сыграли в Неуловимого Джо. Ну а еще Филипп II очень бы понравился нашим управленцам – он любил отмечать «день менеджера», напиваясь до состояния «упал на пол», а до того устраивал драки и скандалы – например, один раз хотел лишить Македонию наследника Александра. Хотя в целом злым, в отличие от сына, не был – преобладающей чертой его характера всегда оставалась хитрость, и он давал врагам возможность уладить дело, «сохранив лицо».
И после всего этого (вы не поверите! честно-честно!) царь Македонии захотел отправиться в Азию и воевать с державой Ахеменидов. Получилось бы у него так же, как у сына, – большой вопрос, ибо Филипп был убит, и тайна его смерти – запутанный политический детектив, так и не имеющий до сих пор разгадки. Не исключено, что руки приложили как раз таки жена и старший сын…
Дмитрий Копалиани