Дорогая Нина Васильевна
- Подробности
- Создано 19.11.2013 09:59
Дворник Гена, который на самом деле никакой не Гена, а как его зовут по-настоящему, он не признаётся («У меня очень трудное имя, я же узбек»), рассказал, что раньше он получал зарплату 8 тысяч рублей в месяц, и это было хорошо («Нам с женой хватало, она тоже дворник»)
Потом пришла новая начальница («Может, вы слышали, Нина Васильевна её зовут», - нет, я не слышала), слегка перетасовала документы, и расписываться Гена стал по-прежнему за 8 тысяч, а на руки получать только четыре. «Это как так – четыре? Вы – четыре, и жена – четыре, всего восемь, и вы на эти деньги жили? А Нина Васильевна, она что говорила?» - «Она говорила, что мы не русские, занимаем чужие места, и она не может нам столько платить». Сейчас он ищет новое место, берётся за любую подработку. «Вам ничего не нужно починить? Или что-нибудь тяжелое выбросить?» - Гена с надеждой смотрит на меня, потому что совсем недавно помогал нам выбросить «тяжелое»: старую газовую плиту и кое-какой хлам с балкона.
Статистика подсказывает, что моё уютное, махровое, замшелое безразличие к вопросам национальной принадлежности просто вышло из моды. Это уже никакая не широта взглядов и не христианское великодушие – считать всех людей братьями вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз. Это, как пояснил мне один самарский политолог, «зловещая отрыжка советского наследия». Ну, отрыжка так отрыжка, самарским политологам вообще всегда виднее. У Нины Васильевны – вот у кого правильный взгляд на вещи, без всякой отрыжки: «Вы не русские». Мне-то всегда казалось, что нет ничего банальнее простой истины: с одной стороны, если приглядеться, все люди страшно похожи друг на друга, но в то же время в душе у каждого роится нерасплетаемый клубок противоречий. Национальность тут ни при чем, деление на лучших и худших, мягко говоря, весьма условно, и мне всё чаще кажется, что фашизм, в который с таким аппетитом ударились мои идейные соотечественники-патриоты, не столько страшный, сколько глупый (и хорошо, что так, а не наоборот). Со всеми учёными теориями, подстеленными под него, со всеми научными выкладками и отсылами к «опыту цивилизованного мира» - глупый ваш фашизм, противный и тупой. Когда в телесюжетах с «Русского марша» смотришь на воплощенную в реальных безымянских пацанах физиономию этого фашизма, кажется, что глупее неё только косноязычные граффити на заборах их родимой окраины: хачи, жиды, чурки, Россия для русских - тьфу на вас, безголовые придурки, уж придумали бы что-нибудь новенькое, комикс бы какой изобразили на патриотическую тему, что ли.
В некоторых странах того самого, цивилизованного мира, фашизм действительно считается глупостью. Нет, разумеется, там всеми правдами и неправдами сражаются с нелегальными мигрантами. Штрафуют их работодателей, выселяют самих мигрантов, депортируют целыми пачками. Ведь они достали весь цивилизованный мир куда хлеще, чем нашу несчастную безымянскую гопоту или даже Нину Васильевну с прикарманенными ею гастарбайтерскими деньгами. Но наиболее грамотные представители этого цивилизованного мира отдают себе отчет в том, что без мигрантов им придется тяжко. Когда мне не спится, я смотрю телевизор. Там великий английский повар Джейми Оливер стряпает свои малосъедобные блюда с изобилием перца чили и ещё какой-то острой-преострой гадостью зелёного цвета. Не думаю, что это можно есть, но смотреть на Джейми Оливера – одно удовольствие. Так вот, у него 700 с лишним ресторанов. Кроме того, он молодой и симпатичный, но об этом как-нибудь в другой раз. Джейми Оливер говорит, что если бы не выходцы из Восточной Европы, которые на 90 процентов составляют обслуживающий персонал в его заведениях, он бы уже давно прогорел. И не потому, что Джейми Оливер такой же отвратительный жлоб-эксплуататор, как самарские строительные компании, которые из экономии платят гастарбайтерам жалкие копейки за их адский труд. Я не видела Нину Васильевну, о которой рассказывал дворник Гена, но думаю, что и на неё Джейми Оливер ни чуточки не похож. Просто он давно убедился, что сами британцы давно утратили представления о трудовой этике и с ними лучше не иметь дела: «Вполне достаточно видеть их в качестве посетителей моих ресторанов, - говорит шеф-повар, - хотя, должен признаться, и тут они не всегда на высоте: очень не воспитанные люди!». Мне нравится Джейми Оливер. Я бы хотела хоть раз в жизни услышать от какой-нибудь Нины Васильевны, что коренное население России, увы, утратило навыки трудовой этики. Признайтесь, Нина Васильевна, коренное население страсть как любит опаздывать на работу, качать права, пить водку и хамить. В то время как узбекский Гена и его жена ведут себя тихо, как мыши. Вовремя и сноровисто делают всё, что от них требуется, молча соглашаются с тем очевидным обстоятельством, что им положено всего лишь четыре тысячи, поскольку они не русские, и вообще, вместо того, чтобы послать вас туда, куда послал бы вас на их месте коренной уроженец Безымянки или Металлурга, сглатывают любое оскорбление и идут искать подработку. Кстати, не исключено, что коренное население России, не будь оно так лениво и неповоротливо, подало бы на вас в суд, уважаемая Нина Васильевна. И отсудило бы свои деньги. Узбек Гена этого сделать не может – у него просто нет шансов.
Ничего нового в этой Нине Васильевне я не вижу. Мир и люди в нём раздираемы страшными противоречиями. Одна и та же Япония научила весь мир любоваться сакурой, восхищаться Акутагавой, предаваться наивным радостям караоке - и произвела на свет вивисекторов из печально знаменитого «Отряда 731», убежденных, что своей «исследовательской работой», препарируя живых людей без наркоза, они способствуют научному прогрессу. Что там говорить о хаосе, который скрывается в загадочной душе отдельно взятого человека. Поэтичный Кнут Гамсун всю жизнь писал про царские врата, вечернюю зарю, царицу Тамару, осенние звезды, сказочную страну. При этом он поддерживал нацистов, а Гитлера вообще называл «борцом за права народов». Наверняка и Нина Васильевна – милая женщина. И никакой она не вивисектор, хотя и на Кнута Гамсуна с его великими книжками, благодаря которым потомки простили ему радикальные взгляды, она тоже никак не тянет. Она всего лишь делает то, что делают все остальные. В отличие от меня, которую одолевает «отрыжка советского наследия», её не одолевает ровным счетом ничего. Она просто знает наверняка: у русского человека в России должны быть преимущества перед всеми остальными. Потому что русские – титульная нация. Если бы вы попросили Нину Васильевну сказать, как она понимает эту фразу, она бы с гордостью истинного патриота ответила: титульная нация – это нация, которая лучше всех остальных.
Откуда я знаю, что она скажет? Да чего тут знать-то, господи. Вычеркните из шеренги русских патриотов всех идеологов с их научными выкладками – и останется кругом сплошная Нина Васильевна, родная мама всех мальчиков с Безымянки в черных капюшонах. Добрая, хорошая, аккуратистка, верит в Бога, считает, что все делает правильно, и зарплату узбекам тоже правильно урезала, потому что не русские. Покупает помидоры у азербайджанцев в пяти шагах от дома, но считает, что гнать их надобно поганою метлой. Уверена, что все таджики – грязные попрошайки, но по мелочи всегда готова воспользоваться их услугами («выбросить что-нибудь тяжелое» и т.д.). Ну, про евреев понятно: «У нас тут жили одни евреи, ничего не скажу плохого, с виду нормальные люди…» - но ведь они, конечно, богатые и жадные. Ничего не знает про национальную самоидентификацию, но зато хорошо знает: Россия - для русских. Как же мне хочется зажать уши, когда я всё это слышу.
Екатерина Спиваковская
Отстой, или «Самарские подснежники»
Журналист Андрей Федоров, который директор «Коммерсанта в Поволжье», поднял на своей странице в Фейсбуке тему брошенных машин
Опрос
Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:
Результаты: 322
Комментарии