Парк Гагарина

Антон Рубин: «За что же это государство у нас так детей ненавидит?»

Есть в нашем регионе замечательная волонтерская организация «Домик детства», которую возглавляет Антон Рубин. 

 

Человек молодой и неравнодушный, да вдобавок еще и хороший рассказчик, повествующий в своем блоге о множестве драматических историй подопечных «Домика детства» - детей-сирот и детей-инвалидов. Прочтение нескольких из этих историй и натолкнуло меня на мысль встретится с Антоном Рубиным лично, чтобы расспросить поподробнее об организации, о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться.  

- Начнем с того, что в вашем блоге я совершенно случайно наткнулся на цитату заместителя министра здравоохранения области Олега Рубежанского: «Количество детей с ОВЗ (ограниченными возможностями развития ― Ред.) регулярно снижается за счет ужесточения условий получения инвалидности при прохождении комиссии в бюро медико-социальной экспертизы». Я как раз недавно писал о бюро медико-социальной экспертизы, даже удалось пообщаться с заместителем главного эксперта по области Константином Борисовым. И он меня уверял, что довольно резкое падение числа инвалидов с 2006 года в России и в нашем регионе ― это следствие прогресса медицины, средств реабилитации инвалидов и общего улучшения здоровья граждан. А тут целый замминистра открытым текстом объясняет, что вся эта чудесная статистика достигается вот таким незамысловатым образом.

- Это Рубежанский говорил еще в 2012 году. Можно только порадоваться, что государственные чиновники начали открыто рассказывать о тех методах, которыми они достигают хороших показателей социального благополучия. 

- Удивителен тот откровенный цинизм, с которым они нам всё это выкладывают. Хорошо, это лирика. Теперь вопрос к вам как специалисту. Расскажите, какова ситуация в области с сиротами, с брошенными детьми? Я не спрашиваю о точных цифрах, меня интересует, скорее, общее впечатление человека, который много и давно занимается  этой темой.

- Всю позапрошлую неделю я провел в министерстве социально-демографической и семейной политики области в качестве общественного эксперта по бюджету. Были предварительные слушания по бюджету именно этого министерства в части расходов на детей-сирот. И там прозвучали такие вещи: за последние несколько лет количество детей-сирот (проживающих в учреждениях интернатного типа, то есть, не считая тех, кто живет в приемных семьях) в регионе  сократилось с полутора тысяч до семисот. Я всё это слушал-слушал, а в итоге не выдержал и взял слово. Господа, как вам не стыдно? Вы же прекрасно знаете, откуда берутся эти цифры, каким путем они достигаются. Вы знаете реальное положение дел, к чему эта бравада? Эти цифры у нас сокращаются разнообразными способами, ни один из которых нельзя счесть достойным.

Количество детей, которые взяты в приемные семьи, к сожалению, не увеличилось. Количество детей, которые остались без попечения родителей, не уменьшилось. Возникает вопрос ― куда же делись сироты? Вот на примере детского дома № 1 можно посмотреть. Там за последние полгода количество детей-сирот уменьшилось со ста десяти до семидесяти. Куда же они делись?  Никого из них  в приемные семьи не взяли. Все объясняется следующим образом: до прошлого года все сироты до 18 лет, учившиеся в училищах, техникумах, колледжах возвращались в детский дом, то есть учитывались там. А сейчас, с 1 сентября нынешнего года, ребенка, который абсолютно не адаптирован, не социализирован, не готов к этой жизни отправляют в общежитие, выселяют на самостоятельное проживание. И пусть крутятся, как хотят.

- Теперь, Антон, хотелось бы услышать ваше мнение о том, что вообще происходит сегодня с сиротами в России?

- На мой взгляд, главная проблема сейчас ― это абсолютно популистское настроение власти и, соответственно, погоня за приятной  статистикой, красивой картинкой. А реальная работа, к сожалению, не ведется. Что вообще значит словосочетание «борьба с сиротством»? С сиротами нельзя и не надо  бороться, они ни в чем не виноваты. Бороться надо с причинами появления сирот. На этапе кризисных ситуаций в семьях, когда матери на грани того, чтобы бросить ребенка. На этапе ведения беременности у женщин из социально неблагополучных слоев общества...

- Я, кстати, заметил в вашем блоге пост по поводу абсолютно безответственной  инициативы депутата Сивиркина о  запрете государственного финансирования абортов. Но ведь аборты ― это в основном социальное, а не медицинское явление. И если женщина знает, что она не сможет прокормить своего ребенка, то в этом виновата не она, а как раз такие, как депутат Сивиркин...

- Да, но, к сожалению, депутату Сивиркину от моего блога и нашего возмущения ни тепло, ни холодно. Хотя все женщины, с которыми я обсуждал это «законотворчество», говорили: «А Сивиркин сам был беременным?»

- Антон, вы руководитель общественной организации «Домик детства». Расскажите подробнее об организации. 

- У нас есть пять основных программ, по которым мы работаем. Программы благотворительные. Главная называется «Реабилитация и развитие». Она направлена на реабилитацию детей-инвалидов и социализацию детей-сирот. Мы совершаем регулярные поездки в наши подопечные учреждения с развивающими мероприятиями ― раз в две недели, раз в месяц. Это регулярная работа. У нас сейчас четырнадцать подопечных учреждений и Новокуйбышевске.

Что мы конкретно делаем на мероприятиях? Мы берем какую-то тему, любую. И обыгрываем ее во всех возможных ипостасях ― театр обычный, театр кукольный, театр теней... Используем разные методы визуализации для того, чтобы рассказать детям о чём-то интересном. О разных странах, о животных, о каких-то исторических событиях... Собственно театр, его история, история цирка, фокусы и многое другое. Пытаемся расширить кругозор детей, обязательно какое-то творчество, что-то сделать руками, развитие мелкой моторики. Разнообразная работа -  на повышение мотивации к получению новых знаний, к обучению. Второй вид работы ― мы вывозим детей погулять, они ведь все время заперты в четырех стенах детского дома, они мира не видят. Особенно это касается детей-инвалидов, для которых даже просто проехаться с экскурсией по городу, увидеть город ― уже событие. Сложности у нас, в первую очередь, с транспортом ― его приходится заказывать на свои деньги, потому что у нашей организации своего автобуса нет, у детских учреждений тоже транспорта нет.

- А куда вы возите детей на экскурсии? По области или только по Самаре?

- Ну мы же работаем, как я сказал, с детьми из Самары и Новокуйбышевска. Новокуйбышевскую «Опору» возим в Самару, самарских детей ― с экскурсиями по городу и области. Под Новый год планируем начать проект, в рамках которого вывезти детей в Санкт-Петербург. 

- А расскажите немного подробнее об «Опоре», я когда-то писал о них статью, мне очень понравилась эта организация, только я удивлялся, что никто из власть имущих не спешит им помогать... 

- Это замечательная организация, клуб, созданный родителями детей-инвалидов. К сожалению, у нас, после того как инвалид достигает 18 лет, государству он становится абсолютно не интересен. И вся забота о нем ложится только на плечи родителей, а родители это все же не врачи, они не лечат. Поэтому судьба взрослых инвалидов у нас в стране вообще крайне не завидная. И родители этих ребят объединились с целью максимально их социализировать и подготовить к самостоятельной жизни. И делают они это через театральное искусство. Великолепные душещипательные сценки, которые разыгрывают эти ребята, заставляют слезы наворачиваться на глаза.

Они абсолютные молодцы. Сценарии, костюмы, декорации ― все своими руками, все делают вместе. Чем мы им можем помочь? Мы можем у них поучиться, на самом деле. Поэтому они не являются нашими подопечными в полном смысле слова, они наши партнеры, мы с ними сотрудничаем. Приглашаем их на наши мероприятия, выступить перед нашими подопечными детьми, для которых очень важно видеть, на что способны такие же дети, как они, с такими же заболеваниями. Ну, а мы приезжаем к ним с мастер-классами.

Вот, например в недавние выходные приезжали и учили делать и украшать веселые симпатичные шкатулочки. Наши волонтеры привезли обычные коробочки из-под духов, а ребята из них сделали настоящие произведения искусства. Они на самом деле люди очень мастеровые, и такая форма досуга ― это для них и развлечение, и тренировка мелкой моторики, и общение, что крайне для них важно. Мы с ними общаемся, пока что-то мастерим, они рассказывают, что у них произошло за последние недели, делятся впечатлениями. Вот так происходит наше взаимодействие с клубом молодых инвалидов «Опора».  

Ну и раз уж мы перешли к этому, то вообще следующее направление нашей работы в «Домике детства» - это творчество, в рамках которого мы проводим мастер-классы: по вышиванию, выжиганию по дереву,  мыловарению. В первую очередь, такая работа, конечно, проводится с инвалидами. Потому что инвалиды у нас в основной своей массе ― с ДЦП, таким детям очень важно осваивать мелкую моторику рук, от которой уже идет прочее развитие. Поэтому мы с ними и мозаику выкладываем, и из бисера учимся разные интересные фигурки делать. 

Третье наше направление ― это информационная работа, мы рассказываем о проблемах инвалидов и сирот.

- Это именно то, что мы сейчас делаем.

- Да, сейчас мы с вами встречаемся в рамках проекта «Информационная работа» (смеется).  

Четвертое направление ― программа «Беззаботное детство». Это  материальная помощь детям. Сироты в детских домах сейчас хорошо обеспечены, у них материальных проблем нет. Но у нас есть малообеспеченные семьи, есть инвалиды, которым всегда нужны те же памперсы, инвалидные коляски и прочее ― с этим как раз проблемы есть.

Пятое наше направление ― центр постинтернатного сопровождения детей из детских домов, работаем в целях социализации, адаптации детей...

- Из интерната дети уходят в 18 лет?

- Да, но по закону государство обязано их вести до 23 лет. До 18 лет в детском доме - это сирота, а с 18 до 23 лет ― «лицо из числа детей-сирот», есть такой термин. К сожалению де-факто никакой организованной работы именно с этими людьми не ведется. Он может обратиться в органы опеки, рассказать о своей проблеме ― тогда ему помогут. Но вот есть ли ему на чем добраться до органов опеки, где он живет, не спился ли он еще, не стал ли наркоманом ― это никто не отслеживает.

- А вот разве детям-сиротам не дают автоматически по выходу из детского дома жилье?

- Им должны предоставлять жилье, если за ними не закреплена никакая жилплощадь, то есть если им негде жить. 

- Но по факту, пока вышедший из детдома сирота сам не придет в органы опеки...

- Да, он ничего не получит. И даже если придет, то ему придется отстоять в очереди лет пять-семь. И где он все эти годы живет, никого особо не интересует.

- То есть получается история подобная той, о которой вы писали в своем блоге,  ― про девочку, которую приняли в какой-то техникум, поселили в общежитие  и больше, кроме вас, ее никто не патронирует. А там вокруг нее начали виться какие-то собутыльники, какие-то сомнительные друзья, она пьет, но все это не только не интересует органы опеки, это им даже неизвестно.

- У нас много подопечных, я сейчас уже и не помню, о чьих проблемах в блоге я писал, а о ком не писал...

- Ну уж история с продолжением про братьев Игоря, Лёшу, Антона и их сестру Сашу явно у вас на памяти ― вы об этом писали несколько раз. Давайте уточним суть проблемы.

- Суть в том, что проблема была ― из-за разного возраста детей разлучили, поместили в разные детдома, хотя это не положено. Но нам все же удалось добиться, чтобы сейчас они были вместе, ― они сейчас живут в Сызранском детском доме. Но вот усыновить, например, их тоже можно лишь всех вместе, а это делает их шанс на усыновление совсем ничтожным. Хотя что лучше ― разделить детей, но так, чтобы хоть кто-то из них жил в человеческих условиях, или оставить их всех вместе в детдоме ― не знаю. Что часто происходит с такими детьми после детского дома ― я уже говорил. 

- А еще вы писали про девочку Лиану ― тоже история интересная и болезненная, расскажите поподробнее.

- С Лианой я познакомился в «Ровеснике». Это социальный приют, одно из наших подопечных учреждений, куда мы тоже часто приезжаем с нашими мероприятиями. Это было года три назад, кажется. Ситуация простая ― Лиану уже несколько раз забирали из семьи и помещали в приют. По разным причинам ― то ее избивали, приезжала скорая и сообщала в полицию, а та ― в органы опеки. То мать приходила за ней в школу пьяная, и уже учителя сообщали в органы опеки. 

Но каждый раз после какого-то времени пребывания девочки в приюте матери удавалось добиться того, чтобы забрать ее,  и ситуация повторялась с самого начала.

- Я не совсем понимаю, для чего мать упорно этого добивается ― ей же явно проще вести свой привычный образ жизни без такой обузы, как ребенок...

- Дело в том, что у Лианы есть еще младший брат Саша. Он инвалид, но инвалидом он не родился. Инвалидом его сделали, видимо, сожители матери. За ним нужен постоянный уход. А Лиана хорошо справляется с обязанностями няньки. 

- А сколько ей лет?

- Ей сейчас где-то лет десять-одиннадцать. Брат младше нее на несколько лет. И это один из тех случаев, когда, как ни странно, я боролся не за то, чтобы дети попали в семью, а за то, чтобы они из нее ушли. Но пока они все еще в семье ― регулярно органы опеки приходят проверять, застают родителей пьяными, после этого Наташа (мама) звонит мне и говорит «Антон, помоги, у нас опять хотят детей забрать». Почему-то она считает, что я должен ей помочь оставить детей. Хотя в таких жутких условиях детям быть действительно нельзя. Органы опеки выносят очередное предупреждение, и все остается по-прежнему. 

- Кстати, очень интересно, что наши органы опеки  отчего-то привязываются с угрозами лишения родительских прав не к таким семьям, а к гораздо более благополучным. Хотя, казалось бы, уж здесь-то случай ясный ― одного ребенка мать позволила сделать инвалидом, другой постоянно видит абсолютно асоциальное поведение родительницы и ее сожителей, Лиану в буквальном смысле эксплуатируют как бесплатную рабочую силу... У нас есть целый институт специальных уполномоченных по правам ребенка. Павел Астахов неустанно колесит по миру, защищая российских детей, где ни попадя, хотя ему явно больше нравится защищать их не в России, а где-то в более цивилизованных странах. А тут под боком такое! И никому нет дела. И ведь это же явно не последняя известная вам история такого рода. 

- Я бы не хотел комментировать фигуру Астахова и деятельность всего института Уполномоченных по правам ребенка. 

- Воля ваша, Антон. Тогда сменим немного тему. Что думаете о законе о запрете иностранных усыновлений?

- Да, прошло уже довольно много времени, а я до сих пор недоумеваю: за что же это государство у нас так детей ненавидит? 

- Коротко и ясно. Скажите, а как живет ваша организация с точки зрения финансов? Понятно, что вы обращаетесь к волонтерам, которые готовые оказывать благотворительную помощь и детям, и самому «Домику детства». Но ведь в любом случае есть юридическое лицо, есть какой-никакой офис, телефон, стол, стул ― это же все тоже не бесплатно. Кто-то вам с этим помогает? Есть ли люди, организации, которым это не все равно?

- Помещение в подвале жилого дома нам выделил муниципалитет год назад. Мы сделали там себе офис ― это на улице Ново-Вокзальной, 9. За аренду с нас не берут, только коммунальные платежи. Что же касается средств ― нам жертвуют и частные лица, и организации. Не много, никаких постоянных спонсоров у нас нет. Но на уплату налогов хватает. 

- Вы, благотворительная организация, помогающая сиротам и инвалидам, еще и налоги платите?

- У нас нет никаких льгот.

- То есть за то, что вы восполняете функции государства там, где оно не справляется, оно же, государство, с вас берет деньги. Замечательная схема! 

- Я боюсь, что мы еще вдобавок сейчас попадем на какой-нибудь налог на прибыль. Потому что за нас активно взялась налоговая, требует предоставить всю первичную документацию по расходам. Буквально пару недель назад мне поступило письмо, содержащее грозные слова о том, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица  влечет всяческую ответственность, и там же само требование ― в течение пяти рабочих дней представить полную расшифровку строки такой-то из налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год. Когда я заглянул в налоговую декларацию, оказалось, что это строка «Итого» - то есть по всем расходам за целый год с предоставлением всех подтверждающих документов.  

- И с чем, по-вашему, связаны эти требования налоговой? С общим отношением государства к НКО (негосударственные некоммерческие организации ― Ред.), или конкретно ваша организация  «Домик детства» чем-то не угодила?

- Я не могу сказать, мне это неизвестно. Организация наша полностью называется РООВСО (региональная общественная организация волонтеров области). Так вот, в итоге, когда мы получили это письмо, то позвонили в налоговую с просьбой разъяснить, что они конкретно хотят. И они велели предоставить полный список расходов организации за год с приложением всех обосновывающих документов, потому что хотят знать, все ли наши расходы ― целевые. В итоге, как мне кажется, часть расходов они могут по документам признать нецелевыми и предложить на эту сумму заплатить налог на прибыль. Это только мое предположение, я не знаю, что они нам готовят, но мы сейчас вовсю заняты подготовкой нужной им документации.

- А откуда поступила бумага?

- Из налоговой инспекции Железнодорожного района.

- Вот на этой «оптимистической» ноте, полностью отражающей отношение нашего государства и к общественным организациям, и к волонтерскому движению, и к тем, кто помогает государству хоть как-то скрасить жизнь детей-сирот и детей-инвалидов, мы и остановимся. А от себя могу лишь добавить: спасибо вам, Антон, за то, что вы делаете, и побольше бы нам таких замечательных людей.

Беседовал Роман Хахалин

Фото из блога Антона Рубина

Справка "Парка Гагарина"

Как помочь деньгами РООВСО "Домик детства" - http://www.domikdetstva.ru/index/pomoch_dengami/0-6

Как передать иную помощь РООВСО "Домик детства" - http://www.domikdetstva.ru/index/peredat_pomosch/0-21

Как стать волонтером РООВСО "Домик детства" 

http://www.domikdetstva.ru/forum/5-288-1

 

 

 

Добавить комментарий



Обновить

Отстой, или «Самарские подснежники»

  Журналист Андрей Федоров, который директор «Коммерсанта в Поволжье», поднял на своей странице в Фейсбуке тему брошенных машин

<< < Декабрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Опрос

Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:

Отстранить от должности - 43.2%
Переизбрать - 38.8%
Назначить нового - 18%

Результаты: 322
Голосование на этот опрос закончилось в: 22 Фев 2014 - 11:08

Нас прочитали -

03376288
За сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
6151
12023
30804
77144
18174
2103383
3376288

Ваш IP: 207.241.237.235
Время: 2014-04-02 15:04:52

Популярное

08:Авг - 07.08.12
173843
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
149840
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
638022
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42