Дружеские шахматишки, или Турнир памяти Остапа Бендера
- Подробности
- Создано 18.02.2013 16:50
В минувшую среду в редакции «Парка Гагарина» телефон разразился тревожным звоном. Когда к трубке позвали меня, я заранее похолодел.
И оказался прав. Звонили из Самарского отделения Союза журналистов. «Роман Альфредович, вы ведь шахматист?» — спросила трубка незнакомым мне голосом Союза журналистов. «Вы преувеличиваете, я всего лишь любитель», - правдиво ответил я. «Все равно, мы записываем вас на товарищеский турнир между представителями ГУ МВД и журналистами, который начнется в 11.00 в субботу, 16 февраля, в клубе имени Дзержинского, он же — культурный центр ГУ МВД по области». «Что ж, записывайте», - польщенно-обреченно ответил я. Так начиналась история успеха.
В последующие два дня, в четверг и пятницу, мы в редакции провели отборочные игры, чтобы решить, достоин ли я представлять «Парк Гагарина» в таком серьезном мероприятии. Получилось, на удивление мне, — да, достоин.
Таким образом, в субботу с утра я оказался едущим по направлению к культурному центру ГУ МВД (он же клуб Дзержинского, или даже, как его по-старинке именуют, «Дзержинка»). По пути меня одолевали весьма мрачные мысли: ведь полицейские же! У них же дисциплина не то что у журналистов! Ведь они же тщательно отберут в своих рядах всех перворазрядников по шахматам и те, как штык, явятся. И расплющит наших журналистов отлаженная машина ГУ МВД как котят, несмотря на всю товарищескость турнира! А я, несмотря на то, что сыграл несколько партий со своим домашним компьютером в качестве тренировки, совсем не был уверен, что нахожусь в моей лучшей шахматной форме.
За этими размышлениями я доехал и увидел людей, которые именно находились в своей лучшей форме. Но не шахматной. Несколько сотрудников ГИБДД в ярких, чистеньких, светоотражающих жилетах с надписями ДПС дежурили как раз там, где и были нужны в это время: у клуба Дзержинского.
Тут стоит упомянуть одну деталь. «Дзержинка» находится на пересечении улиц Пионерской и Степана Разина. И раньше здание, располагавшееся по ул. Ст. Разина напротив клуба, было резиденцией областного управления ФСБ. Ну и по улице Ст. Разина, как ни странно, было совершенно свободное движение, а также парковка и прочие радости автомобилистов (ну там, во двор заехать, к примеру). Но некоторое время назад ФСБ переехало в другое здание, рядом. А бывшее здание ФСБ заняло следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по области. После чего въезд на улицу имени известного разбойника Степана Разина был перегорожен шлагбаумом. За который могут въехать только очень специальные люди. Во всяком случае мне, прибывшему на товарищеский турнир и имевшему явную необходимость припарковаться там, за шлагбаумом, дружелюбный сотрудник ДПС, стоявший на углу, этого не предложил. А предложил парковаться где угодно по ул. Пионерской или даже повернув направо (подальше от следственного управления) по улице разбойника Разина.
Я предпочел не уезжать в узкую улицу имени донского атамана (никак не могу понять, как же хранителей государственных устоев из различных серьезных контор никогда не коробило, что их офисы располагаются на улице имени подрывателя этих самых устоев, «раскачивателя лодок» - причем, в прямом смысле, если вспомнить несчастную персидскую княжну, и т. д.?) Вместо этого я выбрал единственное возможное место на загроможденной автомобилями Пионерской — почти напротив въезда во двор управления ФСБ по области. Надо сказать, что выхода не было — остальные свободные места для парковки находились за пределами прямой видимости, а брести в печальных думах о грядущем разгроме лишние три квартала очень не хотелось — так вообще можно потерять все остатки силы духа. Но и оставив машину там, около ФСБ, я долго мучился вопросом — что увижу я, когда вернусь? Мой взорванный автомобиль? Или — напротив, не взорванный, а напичканный доверху оружием, наркотиками и иностранными шпионами (возможно даже — шпионками)? Попытавшись отрешиться от таких мрачных мыслей, я поспешил к округлому зданию культурного центра ГУ МВД. Там, за шлагбаумом, уже стояли прекрасные черные автомобили Тойота Лэнд Крузер 200 в количестве двух штук, на которых прибыли знатные персоны, имеющие отношение к празднику шахмат.
Первое, что я увидел, войдя в клуб имени Дзержинского, был Дзержинский. Белый, потому что из мрамора, он стоял в виде бюста в вестибюле культурного заведения. Слева меня окликнули дежурные милиционеры: вы, мол, к кому? «А я на товарищеский матч по шахматам». «Тогда проследуйте в гардероб, он направо внизу».
После проследования в гардероб и оставления там верхней одежды я оказался в фойе ДК им. Ф.Э. Дзержинского (первый председатель Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, если кто не помнит, 1918-1922) и с удивлением (нет, с изумлением!) обнаружил, что около той стены, которая отделяет вестибюль от фойе, и именно напротив того места, где в вестибюле стоит бюст товарища Дзержинского, в фойе находится бюст Владимира Высоцкого. Практически, затылок к затылку, только через стену. Не знаю, что сказал бы по этому поводу товарищ Дзержинский, равно и за Владимира Семеновича оценивать не берусь. Но мне кажется, оба были бы недовольны.
В фойе в ожидании участников шла веселая суета: журналисты о дисциплине ничего не знают, поэтому приходят кто во что горазд, кто вовремя, кто с опозданием на полчаса-час. А турнир-то должен начаться в 11.30!
Уже прозвучали напутственные слова начальника ГУ МВД Юрия Стерликова, председателя организации Союза журналиство Ирины Цветковой, президента федерации шахмат депутата губернской думы Евгения Серпера, а журналистов по-прежнему оставалось меньше, чем полицейских. К моменту начала (все-таки это было в 11.35) журналистов-участников (вместе с блогерами-участниками) накопилось человек пятнадцать, зато сотрудники МВД явились все как штыки — двадцать шесть.
Пришлось начинать в таком составе. К счастью, активное содействие организации турнира оказала областная федерация шахмат, которая предстала в лицах своего президента, вице-президента Станислава Янушевского, нескольких квалифицированных арбитров и международного гроссмейстера тольяттинца Павла Скачкова, сказавшего несколько прочувствованных слов о роли шахмат в жизни человечества. Он же, гроссмейстер, и провел для сотрудников МВД, которым не хватило соперников из числа журналистов, сеанс одновременной игры.
Будучи снабжен по воле капитана команды журналистов номером пять, я пошел занимать свое место среди игроков. Каждый из участников должен был сыграть две партии разным цветом фигур с одним и тем же противником. Мрачные думы витали надо мной. Заняв свое место напротив противника, интеллигентного молодого человека по имени Денис (работающего, как выяснилось, в ГУ МВД на ул. Соколова), я почти окончательно утвердился в своих самых ужасных предчувствиях. Но, с трудом взяв себя в руки, первую партию белыми я все-таки выиграл. Все происходило по правилам шахматных соревнований, с которыми до этого я был слабо знаком — рядом с каждой парой игроков стояли новейшие, электроннейшие шахматные часы, на которые желательно было нажимать после каждого хода, поскольку игрокам было отпущено всего по пятнадцать минут времени на все ходы (то есть, можно было проиграть еще и просрочив свое время долгими тяжкими раздумьями над ситуацией).
После первого тура выяснилось, что команда журналистов победила со счетом 9,5 на 4,5 очка. Во время перерыва к команде СМИ присоединились еще несколько участников, и второй тур проходил даже на более представительном уровне — почти все шахматисты ГУ МВД обрели соперников.
Мне удалось выиграть и вторую партию, черными, после чего я вместе с отыгравшими коллегами-журналистами ждал окончания турнира, бродя за спинами игроков (но ни разу не подал я совета «Лошадью ходи, лошадью!», хотя, может быть, и следовало бы. Увы — честный бой, подсказки невозможны). Дожидавшиеся конца второго тура бродили по фойе. В фойе было чего купить — целый буфет с кофе, чаем, плюшками, конфетками, минеральными водами — и все по вполне умеренным ценам. Дружелюбная буфетчица в отсутствие покупателей вела разговоры с парой-тройкой аборигенов «Дзержинки» - вахтерами и билетерами. При этом охотно возвращалась на свое место, лишь завидев вдали потенциального покупателя лимонада, кофе или сахарной булочки. Но вот турнир завершился. Арбитры, подсчитав результаты, передали их судье соревнований — и что же? Во втором туре убедительно победили полицейские, но общий счет оказался в пользу журналистов. Генерал-лейтенант, начальник всех областных полицейских Юрий Стерликов лично вручил дипломы представителям команды-победителя. Он заверил присутствующих журналистов, что в следующем году (а турнир обещает стать традиционным), команда ГУ МВД по-товарищески не даст ни единого шанса журналистам. После чего получил в подарок от шахматной федерации доску и шахматные часы, чтобы было, чем скоротать и без того короткие мгновения свободного времени, выпадающие на долю главного полицейского руководителя области. После этого, в знак надежды на будущие победы, всем участникам команды ГУ МВД были также вручены памятные дипломы.
А вот председатель отделения Союза журналистов Ирина Цветкова, которой подарили прелестный шарфик в духе Остапа Бендера, в шахматную клетку и снабженный по краям изображениями некоторых фигур, вроде ладей, коней и прочих пешек, напротив, воззвала к энтузиазму журналистского сообщества и пообещала, что в следующий раз его (сообщества) победа будет еще убедительнее.
Напоследок все фотографировались — и победители, и побежденные. Фотографии будут присланы по электронной почте в СМИ — заверил руководитель пресс-службы ГУ МВД Сергей Гольдштейн. И сдержал слово.
Махнув рукой на прощание своему сопернику по шахматному столу — Денису - и мраморному Дзержинскому, я покинул гостеприимное здание культурного центра областной полиции. Машина моя, стоявшая напротив ворот УФСБ, к моему удивлению, оказалась не взорвана, не напичкана иностранными агентками и агентами — в общем, как была, так и осталась. Положив на сиденье справа от себя диплом участнику победившей команды, подписанный лично начальником ГУ МВД Юрием Стерликовым, я поехал восвояси. Диплом же непременно украсит стены редакции «Парка Гагарина», за это я ручаюсь.
Роман Хахалин
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии
Серглазая казачка подковала ль мне коня?