Николай Уткин: операция «Устранение»
- Подробности
- Создано 19.01.2012 13:25
В связи с грядущими мартовскими выборами градоначальника Тольятти в новом свете предстает недавнее решение суда относительно судьбы бывшего мэра Автограда, а ныне заключенного Николая Уткина.
Напомним, 12 января Промышленный суд Самары отказал Николаю Дмитриевичу в ходатайстве об изменении категории преступления с «особо тяжкого» на «тяжкое», убив надежду на условно-досрочное освобождение. Хотя еще за пять минут до начала заседания адвокат Уткина Андрей Сучков был абсолютно уверен, что прошение будет удовлетворено.
Однако отрицательный вердикт суда перестает казаться столь уж удивительным, если рассматривать его на фоне последних лет шести жизни бывшего тольяттинского градоначальника.
Отец города
Жизнь политика редко бывает безоблачной. И в биографии Николая Уткина, который долго, но стабильно шел вверх по карьерной лестнице, сложных моментов возникало немало.
Родом он из Пензенской области, в 1967 году в возрасте 18 лет перебрался в Тольятти, с которым и связал свою жизнь. Работал в строительно-монтажном управлении и одновременно учился на вечернем отделении местного политехнического института. Со временем приходят хорошее знание городских проблем и опыт в их решении, в 1989 году Николай Уткин занимает должность зампредседателя городского исполнительного комитета, а позже — первого заместителя главы администрации Тольятти. В 1992 году его назначают главой администрации города, а в 1996-м — заместителем мэра. В 2000 году горожане избирают Николая Дмитриевича мэром Тольятти, а спустя четыре года вновь доверяют ему этот пост. Кроме того, с 1994 года и в течение трех созывов тольяттинцы делегируют Николая Уткина в губернскую думу.
Он не отличался красноречием и внешним лоском, не числился светским львом и не любил политических тусовок. Зато хорошо разбирался в хозяйственных вопросах. Для красного словца мэров иногда называют отцами города. Он и был таким — немногословный, рачительный, самостоятельный. Похоже, последнее нравилось не всем.
Тучи над городским головой
Грозовые тучи начали сгущаться над головой Уткина осенью 2004 года. Именно тогда «вдруг» выяснилось, что более 3000 гектаров земли на севере Автозаводского района Тольятти будто бы не являются городской собственностью. 23 октября прокуратура Ставропольского района возбуждает уголовное дело, позже получившее название «земельное» и ставшее, наверное, самым громким делом за историю города.
Акционерное общество «Россия», образованное на базе одноименного совхоза, уж неизвестно по чьей наводке заявило свои права на эти территории, обвинив тольяттинскую мэрию в том, что она с 1992 по 2003 годы разрешала их застройку. Под удар сначала попали начальник управления земельных ресурсов Наталья Немых и ее заместитель Сергей Чижов, а позже и мэр Тольятти Николай Уткин.
«Земельное» дело
Особенно удивительны здесь два момента. Во-первых, земельные споры, как правило, рассматриваются в арбитражных судах, возбуждение уголовных дел в связи с ними — выходящий из ряда вон случай. Во-вторых, до странности внезапное прозрение прокуратуры.
Проводя регулярные проверки горадминистрации, надзорное ведомство еще в начале 2004 года не задавалось никакими вопросами относительно вышеуказанных территорий. Однако уже осенью прокуратура проявляет неожиданный и чрезвычайно активный интерес к этой теме. Причем временными рамками прокурорские работники себя не ограничивают — изучают историю вопроса сразу за последний десяток лет. Казалось бы, где строгое государево око было раньше и почему так широко распахнулось теперь?
Цена настойчивости
Некоторые эксперты до сих пор связывают тот накат со стремительным подорожанием земли. В канун финансового кризиса, например, стоимость спорных гектаров оценивалась в пределах 15 миллиардов рублей. С учетом этого тренда понятно, что и тогда нашлись желающие заполучить в собственность столь лакомый кусочек. Однако большинство все же сходятся во мнении, что история посадки Уткина — тот случай, когда руками заинтересованных бизнесменов убирают неугодных политических противников.
Эта версия очень хорошо объясняет настойчивость, с которой прокуратура взялась за «земельное дело»: осенью 2005 года Автозаводский районный суд признал его возбуждение незаконным, однако год спустя - в декабре 2006-го прокуратура дело возобновила. Еще через несколько месяцев, в апреле 2007 года, доводы обвинения снова начали трещать по всем швам, когда Верховный суд выносит решение: это вопрос гражданско-правовых отношений, а уголовное дело в данном случае неуместно.
Взятка для гарантии
Но, похоже, кому-то очень сильно мешал слишком независимый градоначальник Николай Уткин на свободе. Уже две недели спустя на него заводят новое уголовное дело, на этот раз - о взятке. Ее, по версии обвинения, якобы получил для Уткина и Немых гражданский муж последней от директора компании «СтройФинанс» Игоря Бузюкова. И после вереницы судебных заседаний принявшая сторону обвинения Фемида 12 февраля 2008 года приговорила Николая Дмитриевича к 7 годам строгого режима. Никому при этом в голову не пришел простой житейский вопрос — может ли человек в здравом уме, знающий, что он находится под колпаком правоохранительных органов, так подставляться, вымогая взятку у коммерсанта. Почему-то ни у кого не возникло сомнения в правдивости последнего: а не оговор ли это? Никто не принял во внимание и тяжелое состояние здоровья Уткина, причем он не просто жаловался на плохое самочувствие — врачи подтвердили болезнь, приговор Николай Дмитриевич выслушал уже после перенесенной операции на сердце.
При этом прокуратура, возможно, для подстраховки, не забывает и о «земельном деле». Еще несколько лет с переменным успехом проходят суды и пересуды, а в апреле 2011 года оглашается новый вердикт: Николая Уткина приговаривают к 7,5 года лишения свободы, почти половину этого срока он на тот момент отсидел.
Все еще опасен?
7 декабря 2011 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подаривший надежду экс-мэру Тольятти и, похоже, добавивший хлопот его гонителям. На основании этого закона Николай Дмитриевич подал ходатайство на изменение категории преступления с «особо тяжкого» на «тяжкое». Если бы просьбу удовлетворили, уже сейчас могла бы начаться процедура его условно-досрочного освобождения. Однако судья Промышленного суда города Самары Александра Мылган ходатайство отклонила, несмотря на, казалось бы, «железные» аргументы защиты.
Вполне возможно, категоричный судебный отказ связан с приближающимися выборами мэра Тольятти и начавшейся кампанией. Ведь даже если Николай Дмитриевич и не претендует на собственный выход на политическую арену Автограда, за счет его авторитета в городе вполне могут попытаться набрать очки некоторые из кандидатов на этот пост. А в таком случае найдутся и кандидаты, или люди, за ними стоящие, которым свободный Уткин окажется неугоден. В этом случае, даже если и кассационная инстанция не удовлетворит нынешнее ходатайство Николая Дмитриевича, можно надеяться, что хотя бы в мае процедура УДО все-таки благополучно начнется. Ведь все возможные выборы будут позади, и политическим игрокам не придется больше опасаться бывшего мэра Тольятти.
Цивилизованный подход: не убить, а посадить
Возникает еще один вопрос: а кто эти игроки? В разное время с устранением Уткина ассоциировали разных людей и разные структуры. Были, например, версии, что к операции «Устранение» причастны представители ГК «СОК», а также АДС «Волгапромгаз» и наконец ОАО «Рособоронэкспорт». При всем богатстве выбора авторов этого политического триллера ясно одно: учитывая характер давления на Николая Дмитриевича, веришь, что его источник находится за пределами Тольятти. Для Автограда всегда было проще уничтожить неугодного человека физически, региональные же кукловоды предпочитают тактику «цивилизованную» — заручившись поддержкой правоохранительных органов и суда бросить за решетку.
Дмитрий Караулов
Ирина Хрунова, адвокат, правовой аналитик правозащитной ассоциации «АГОРА»:
- Те изменения, которые были внесены в УК РФ в декабре 2011 года, делятся на две части - которые суд обязан применить без какого-либо своего мнения, например, декриминализация клеветы, и те, которые суд МОЖЕТ применить. Пример дела Уткина наглядно показывает, что слова руководства страны о либерализации уголовного законодательства всего лишь пустота. Как только речь заходит о том, что суд МОЖЕТ сделать, так выясняется, что суд НЕ ХОЧЕТ ничего делать, что как-то может смягчить или улучшить положение человека. Слова «гуманность» и «российский суд» - несовместимы. Никогда суд не был гуманен к Уткину, начиная с того, что в 2007 году именно суд арестовал тяжело больного человека. С чего бы вдруг этот суд стал к нему гуманен в 2012-м?
Наталья Боброва, доктор юридических наук:
- Николаю Дмитриевичу отказали в изменении статьи с «особо тяжкой» на «тяжкую»? Да многих из тех, кто сейчас на свободе, стоило бы посадить. Он уже сидит жуткое количество времени. Это просто издевательство, учитывая его состояние здоровья. В расправе над Уткиным, несомненно, есть политическая составляющая. А надежда на условно-досрочное должна быть. Даже за Анисимова (Павел Анисимов — бывший управляющий ОАО «Самаранефтегаз», вице-президент ЗАО "ЮКОС-ЭП", бывший депутат губернской думы – Ред.) депутаты подписывали прошения. Уткина, учитывая его заслуги и, повторюсь, его состояние здоровья, должны отпустить.
Александр Колычев, заместитель председателя губернской думы:
- Связан ли отказ суда смягчить Уткину тяжесть статьи, по которой он был осужден, с какими-то политическими моментами, можно только предполагать. Вполне возможно, судьи просто не могут выползти из той лужи, в которой сами оказались, осудив Уткина за во многом надуманные преступления. Я считаю, что в его деле с самого начала определяющую роль играла политическая составляющая. Всегда вызывали сомнения у меня, и у всех здравомыслящих людей те факты, за которые он получил срок. Я и тогда говорил, что не верю в его виновность. Что касается нынешнего политического момента, я не думаю, что отказ суда и, как следствие, невозможность ускорить условно-досрочное освобождение Уткина как-то могут быть связаны с предстоящими выборами мэра Тольятти. Я не вижу никаких предпосылок, чтобы он мог каким-то образом повлиять на их результаты или расклад сил. Среди кандидатов нет ни его сторонников, ни его протеже, за которыми он когда-либо стоял.
Я думаю, что если адвокаты Уткина не отступятся и будут упорно добиваться справедливого решения, у Николая Дмитриевича есть все шансы выйти из заключения раньше срока.
Николай Гаврилов, президент Самарского Центра права:
- Как юрист я не могу говорить, насколько обоснованно было отказано Николаю Дмитриевичу Уткину в переквалификации статьи на менее тяжкую в результате чего его лишили возможности воспользоваться в ближайшее время правом на условно-досрочное освобождение, так как документов, которые рассматривались в суде, не видел. Но что касается правовой, общественно-политической оценки этой ситуации, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов, что сейчас у нас все проходит под вектором политическим, под вектором прошедших или наступающих выборов. Политическая составляющая в деле Уткина наличествовала с самого начала его преследования. И поэтому предстоящие выборы в Тольятти, на мой взгляд, так или иначе влияют на ситуацию с его досрочным освобождением. Поэтому хочу пожелать ему того же мужества, с которым он сейчас держится, и надеюсь, что все-таки возможности для условно-досрочного освобождения у него вскоре появятся.
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии
Горжусь такими молодыми и умными ,честными и смелыми!