Следователи области «подставили» государство на 1,5 млн рублей
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 13.02.2013 11:52
Незаконно привлеченный к уголовной ответственности Гайратжон Камалов требует возмещения имущественного и морального вреда
«Парк Гагарина» неоднократно писал о том, как следственный отдел по Красноглинскому району Следственного управления СК РФ по области обошелся с трудовым мигрантом из Узбекистана Гайратжоном Камаловым. По ложному обвинению в изнасиловании молодой человек провел шесть с половиной месяцев в СИЗО, а затем еще десять дней — под подпиской о невыезде. 20 декабря 2012 года он был полностью освобожден от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям. Это давало ему возможность требовать возмещения материального и морального ущерба за незаконное уголовное преследование через суд.
Что и случилось 8 февраля: был подан иск в Красноглинский районный суд с требованием компенсации в размере 1 500 000 рублей. Эту сумму Камалов требует от минфина области вполне обоснованно: она включает и незаконное возбуждение уголовного дела, нанесшее вред чести и доброму имени Камалова; и то, что с 23 мая 2012 года по 20 декабря 2012 года он незаконно находился в статусе подозреваемого и обвиняемого; и то, что в течение шести с половиной месяцев его незаконно содержали в следственном изоляторе (что такое наши тюрьмы и СИЗО, объяснять читателям, надеюсь, не надо?); и то, что с 10 декабря по 20 декабря Камалов был незаконно ограничен в свободе передвижений; и то, что сведения о предъявленном ему обвинении были распространены публично в СМИ... Получается в среднем около 715 рублей за день незаконного уголовного преследования, сопряженного с нахождением в отнюдь не райских условиях российского следственного изолятора. Не слишком много за утраченную свободу?
В своем иске Камалов ссылается на прецеденты рассмотрения дел Европейским судом по правам человека «Смирнова против России» (24.07.2003) и «Кабанов против России» (03.02.2011). Эти дела касались как раз затягивания сроков расследования дела и необъективности российских судов (напомним, именно Красноглинский суд несколько раз безропотно продлил содержание Камалова в СИЗО по ходатайству следователей Кукарцевой и Филиппенко, невзирая даже на то, что «потерпевшие» ходатайствовали об освобождении «обвиняемого»).
Заседание Красноглинского суда по этому иску пока не назначено. Каким будет исход рассмотрения дела, пока тоже неизвестно, хотя понятно, что, не получив компенсации за пережитые страдания в российском суде, Камалов вполне может обратиться в тот же самый Европейский суд по правам человека, который мало заинтересован прикрывать огрехи российского правосудия и российских правоохранителей. В результате, как показывает обширная практика, Россия безропотно выплачивает по решению ЕСПЧ огромные суммы, часто существенно превосходящие первоначальные исковые требования в российские суды.
Вот только одна мысль не дает покоя при описании всей этой дикой ситуации. Арестовывали и ходатайствовали о содержании Камалова под стражей конкретные следователи Красноглинского следственного отдела СУ СК РФ по области. Продлевали по их ходатайству срок содержания в СИЗО судьи Красноглинского района. А вот иск, по российским законам, почему-то адресуется государству (в лице минфина области). То есть если иск Камалова будет удовлетворен, то из бюджета области вынут деньги и компенсируют ему незаконное содержание под стражей и прочие унижения в процессе следствия. Но бюджет формируется из наших с вами налогов, из средств тех, кто работает, что-то производит, кого-то учит, оказывает услуги. То есть именно тем, кто и вел себя вполне по-свински с Камаловым — в процессе следствия, в судах — этим лицам от того, выплатит государство Камалову возмещение или нет, ни тепло, ни холодно.
Так не лучше ли было бы Государственной думе, вместо того, чтобы рожать разнообразные странные законодательные инициативы, внести немного конкретики вот в такие, весьма часто встречающиеся ситуации. То есть обязать возмещать моральный и материальный вред пострадавшим от незаконного уголовного преследования именно тех, кто это преследование и организовал? По глупости ли, по злому умыслу — неважно. Если ты претендуешь на гордое звание «правоохранителя», то и глупость, и злой умысел для тебя одинаково недопустимы. Как говорится про политиков: «Это хуже, чем преступление, это — ошибка».
Вот если бы следователи Красноглинского следственного отдела и судьи Красноглинского суда должны были бы сами, из своих средств возмещать моральный и материальный ущерб невинно пострадавшим от их действий (жаль, но я почти уверен, что Камалов — не единственный пример), тогда, может быть, в следующий раз все эти «правоблюстители» задумались бы лишний раз, стоит ли издеваться над человеком, виновность которого еще никто не доказал. А возможно, стоило бы сделать материально ответственными и тех замечательных «специалистов», которые годами воспитывали у нас в области такие следственные и судейские кадры — товарища руководителя следственного управления СК РФ по области Горсткина и товарища областного судью Дроздову. Понимаю, что для них сумма, предъявленная Камаловым, да еще разделенная с конкретными исполнителями этого свинства — совсем несущественна. Но все равно обидно. Может, хоть от обиды начнут, наконец, работать по-человечески?
Роман Хахалин
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664