«Постные» будни гаишников
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 22.08.2012 00:00
Узнав о возможности сделать репортаж про работу самарских инспекторов ГИБДД, я представлял себе погони под вой сирены, стрельбу по колесам и скованных в наручники нарушителей
Однако вместо мобильного экипажа меня отправили на стационарный пост. Как выяснилось чуть позже, моими киношными фантазиями тут и не пахнет.
Притормаживать возле поста ДПС по собственной воле было несколько непривычно. Остановился, ищу глазами инспекторов. Никого поначалу не заметив, обхожу здание стационарного поста № 37, что на Мехзаводе. И наконец-то обнаруживаю дежурный экипаж. Насчитываю троих сотрудников, двое стоят через дорогу от поста, и еще один держит вахту метрах в ста правее. К нему-то я и направился.
«Приехал познакомиться с вашей службой», - рапортую бодро. Инспектор, однако, моей прыти не разделяет и указывает рукой на старшего — того, что через дорогу. Тщетно поискав рядом подобие пешеходного перехода, хамски перебегаю проезжую часть перед остановившимися на светофоре машинами и встречаю-таки требуемого мне гаишника.
Зовут старшего поста Алексеем. Кроме него в наряде еще два инспектора: Дмитрий и Артем из первой роты полка ДПС Самары. Эта рота дежурит исключительно на стационарных постах, один из которых я и посетил. Моим неожиданным интересом к их службе полицейские искренне удивлены. «Работа как работа, - говорят, - тормози машины, выявляй нарушителей». Подробностей, по какому принципу выбирать автомобиль для проверки, мне не рассказывают. Про внутреннее чутье и служебную интуицию тоже ни слова. Мол, все происходит случайным образом. «Без ремней, правда, если едут, без света или тонированные, таких видно, - поясняет тем не менее Дмитрий, - а остальные — как повезет».
Один такой «везунчик» как раз стоит на противоположной обочине. Начинающий водитель на шестерке попался... на езде без прав. Хотя и божился, что водительское удостоверение есть, просто он его дома забыл. Как объяснили инспекторы, за забытые права парню светит штраф в сто рублей. А вот если их не привезут сюда, то машина может отправиться на штрафстоянку. До драконовских мер, однако, в этот раз не дошло: через пару часов аж из Тольятти права парню подвез насупленный брат — похоже, незапланированный выезд в областную столицу нарушил какие-то его планы.
«А что с пьяными? Можно их заранее опознать?», - выпытываю секреты мастерства у Дмитрия, пока он тормозит очередную машину. Выясняется, что совсем заранее — это вряд ли. Но если, к примеру, инспектор увидит, что водитель заметно нервничает, то это может стать поводом принюхаться к нему тщательнее.
В это время, чуть поодаль, Артем останавливает машину с тонировкой на передних боковых стеклах. А водитель, недолго думая, на его глазах пленку аккуратно отклеил, сложил вчетверо и убрал с глаз долой. «Съемная», - догадываюсь. Артем мои подозрения подтверждает. «Ничего с ними не сделать, - вздыхает инспектор. - Замерить светопропускаемость не успеваешь, снимается она быстро. Так что ждем, пока на глазах у нас водитель растонируется, и отпускаем». Другое дело, что растонированным этот автомобиль доезжает, скорее всего, до ближайшего поворота, а затем пленка водружается на место. И так до следующей остановки сотрудниками ГИБДД.
Большое внимание на посту уделяют грузовому транспорту. Здесь тоже всплывает множество нарушений, в основном, с документами. К примеру, перевозка опасного груза осуществляется водителем без соответствующего допуска. А вот постовой обнаруживает целый набор неразберих: один водитель оказался не вписан в страховку - нарушение. Впрочем, через некоторое время выясняется, что фамилия его там все же указана, но почему-то с обратной стороны. Только с этим разобрались, выяснилось, что еще и доверенности, хотя бы рукописной, у водителя при себе не оказалось. «Покажите ваше удостоверение!» - вместо оправданий неожиданно вспылил тот. Посмотрев беспрекословно предъявленный документ, однако, поостыл, хотя и пригрозил напоследок написать жалобу.
«Часто права качают?» - спрашиваю Артема. «Бывает, - уклончиво отвечает тот. - Я, когда еще участковым работал, ловил наркоманов с дозой в кармане, так те тоже жалобы писали непрерывно. А что толку? Проведут проверку, там истина и выяснится». «А что со взятками? Пытаются таким образом уладить вопрос?» - завожу я разговор еще на одну щекотливую тему. «Практически перестали, - удивляет меня Артем и объясняет, - камеры же везде установлены, и водители знают об этом, кто захочет еще и дачу взятки вдобавок на себя повесить?». Зато те, кто начинает «умничать», далеко не всегда, рассказывая о своих правах, помнят об обязанностях. По словам инспекторов, чаще всего такие попадаются именно среди нарушителей.
Я наблюдал за работой поста всего около двух с половиной часов. И все это время шел монотонный процесс: инспекторы тормозили машины одну за другой, отвлекаясь лишь на то, чтобы оформить протокол нарушения. Когда я уже начал утомляться, будто бы сам занимаюсь этой однообразной муторной работой, меня «добили» информацией, что наряд здесь длится с девяти утра и до восьми вечера. Причем дорогу инспекторам покидать запрещено. В любую погоду — под палящим солнцем и проливным дождем, а также в снежную метель. И это, как выяснилось, еще цветочки. «На Сухой Самарке условия жестче, - рассказал Артем, - там в шесть утра в наряд заступаешь, а уехать можно только в одиннадцать вечера. А еще на дорогу туда и обратно сколько времени понадобится...»
Вот такие «постные» будни бывают у самарских инспекторов ГИБДД.
Дмитрий Караулов
Справка «Парка Гагарина»
Только за минувшие выходные, 18 и 19 августа, в области произошло 37 ДТП, из них 4 - по вине водителей в нетрезвом состоянии, а 7 - с участием детей. В результате 10 человек погибли, 49 ранены.
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664