Мертвая земля
- Подробности
- Категория: Общество
- Создано 18.10.2012 00:00
Тольяттинские студенты нашли, куда девались 1,5 млн бюджетных денег
В Тольятти я бываю нечасто. Поэтому то, что осталось от Ставропольского бора после пожаров 2010 года, увидела где-то прошлой весной. Точнее, не увидела — был плотный туман, но дорогу через Портпоселок я знала хорошо. Тем не менее, когда вместо привычных могучих сосен сквозь белесую пелену на меня глянула зияющая пустота с обгоревшими скелетами, мне показалось, что я попала в другую реальность. С 30 июля по 14 августа 2010 года в лесном массиве зелёной зоны Тольятти произошло восемь крупных пожаров. Выгорело в целом 1609 гектаров леса.
- А ведь и ничего, восстанавливается земля потихоньку, - замечает со вздохом облегчения Влада Заболотских – кандидат биологических наук, доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды» тольяттинского госуниверситета. Хмурым октябрьским днем мы пришли с ней проведать гари и нашли там какую-то поросль, которая Владу очень обрадовала. А потом перешли через дорогу — и нас встретила абсолютно безжизненная, как-то очень бесстыдно обнаженная земля. С холма было видно, как в низине копошились люди, стояли пожарные машины, все было покрыто пеленой дыма: лесники сжигали оставшиеся сучья, коряги, стволы... И Влада, которая собиралась взять пробы земли для анализа, только с грустью заметила:
- И так видно - мертвая земля.
Конечно, с тем местом, где некогда был лес, все не так печально: пока эту территорию под строительство не отдали, да и деньги на восстановление выделяются немалые: в 2011 году сумма равнялась полутора миллионам. Но... что будет, если через десять лет на этой земле так ничего и не вырастет? Почему я в этом сомневаюсь? Потому что я не специалист. А вот студенты, занимающиеся на кафедре «Инженерная защита окружающей среды» института химии и инженерной экологии ТГУ, — они уже почти специалисты-экологи. И они не сомневаются в том, что не вырастет. Потому что они сделали анализы почвы, они сажали саженцы (1 506 000 рублей = 7530 саженцев сосны при цене 200 рублей за саженец 10-20 см высоты) и видели, как все это происходило. А еще они подсчитали потери, которые при этом понес бюджет. По их подсчетам, потери составили от 1204800 рублей до 1430700 рублей.
К слову сказать, эти студенты — не просто так себе студенты. Надежда Булякина этим летом представляла работу «Разработка мер по восстановлению поспирогенных территорий» на международном форуме «Инженеры будущего 2012» на Байкале. Работа победила в номинации «Социально значимый проект», ни одно выступление не вызвало столько вопросов и такого горячего обсуждения: проблема оказалась актуальной для многих. Проект, который Надя представляла, коллективный: его разрабатывали вместе с учениками тольяттинской школы № 93. В университете это практикуется – заниматься проектной деятельностью при изучении, к примеру, дисциплины «Региональная экология». А когда и школьников привлекают, получается очень интересное сотрудничество…
В результате ребята продумали, как можно правильно восстановить почву после пожара, какие растения имеет смысл там высаживать и какой экопарк на этой территории можно разбить всему миру на загляденье. Но обо всем по порядку.
- Работать над проектом мы начали со 2 курса: нашу группу тогда послали сажать лес, - рассказывают Надежда Булякина и Венера Валиуллина, студентки уже 4 курса Тольяттинского государственного университета. - Нам понравилось, но уже тогда закрались подозрения насчет того, насколько это эффективно: группа студентов, школьников, с большим энтузиазмом втыкали палки в землю, иногда что-то ломали... Уже тогда подумалось: «Если вырастет — это будет чудо». Потом мы ходили гулять через Портпоселок, смотрели, как эти елки выглядят... В общем, если по официальным данным выживают 70% саженцев, то реальная выживаемость гораздо ниже: от 5 до 20%.
- А почему так мало?
- Во-первых, очень грубо нарушена технология посадки, для сосны оптимальное расстояние — 4-5 метров, а мы сажали дружными рядками. Во-вторых, там в почве почти нет органических веществ.
Девчонки сравнивали сгоревшую землю в Портпоселке с землей около Южного шоссе — одной из самых загруженных трасс города. Показатели почти одинаковые. Земля после пожара может восстанавливаться около 100 лет. Если не помочь ей по науке набрать необходимые азотистые вещества. Самый дешевый способ — и он уже опробован в мире — засадить пространство бобовыми, которые в своих клубеньках накапливают азот, да еще и токсичные вещества могут связывать. Подойдут также невероятно неприхотливая люцерна или люпин.
Кроме анализов почвы студенты разработали рекомендации, где какие деревья логичней сажать: посадки, где высаживают только один вид растений, очень неустойчивы, а вот если высаживать разные виды, которые в природе друг с дружкой любят селиться рядом, шансы на успех повышаются многократно. А значит, и затраты сокращаются. В конечном списке получилось 34 вида кустарников и деревьев, а также 45 видов травянистых растений, из которых планировалось создать устойчивые, самоподдерживающиеся и эстетически привлекательные природные сообщества.
Что дальше? Дальше — сплошная детская мечта об экопарке на 6 га с фонарями, которые днем заряжаются от солнца, с прудами и каскадом фонтанов, которые обслуживает электрогенератор, работающий на газе — чтобы электричество в парк не проводить. С экопарковкой, полутвердыми дорожками, сценой и массой всего интересного для семейного отдыха.
- Конечно, для того, чтобы все это детально проработать, нам не хватает знаний — технических, экономических, - грустно опускают головы девчонки. А потом смотрят на меня с надеждой:
- Может, кому-то этот проект интересен будет?
Ау! Вроде не в лесу, лес сгорел, но — может, кому-нибудь интересна идея, которая вдохнет жизнь в задыхающийся от выхлопов и выбросов город? Ведь ситуация совершенно бредовая: власть тратит на восстановление деньги, допуская такие ошибки, которые даже студенту видны. Поневоле начнешь думать, что кому-то очень не нужно, чтобы эта территория снова стала лесом. Или все-таки есть люди, которые могут прислушаться к науке и хотя бы восстановить лес? Не говоря о том, что можно вообще поговорить с молодежью, которой потом жить в этом городе. Уста младенца редко плохое говорят.
Дарья Григорьян
От редакции
На днях предприятия Тольяттикаучук и Тольяттисинтез направили 500 тыс. рублей на благоустройство тольяттинского леса, пострадавшего от пожаров в 2010 году. Средства выделены в рамках корпоративной благотворительной программы «Бизнес для экологии», организатором является благо творительный фонд «Фонд Тольятти». Для благоустройства определены три площадки в местах массового и кратковременного отдыха горожан, где проходят популярные прогулочные тропы. Там будут установлены спортивные турники, тренажеры, беседки, скамьи, столы, детские и универсальные качели и другие малые архитектурные формы.
Планируется, что первые два участка благоустроят уже в ноябре 2012 года, третий – весной 2013 года, когда завершатся работы по расчистке и подготовке территории тольяттинским лесничеством.
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664