Все лучшее — детям
- Подробности
- Создано 10.09.2012 17:27
В минувшие выходные прошли первые спектакли детского фестиваля-лаборатории «Золотая репка 2012»
Самарский зритель не избалован хорошим (что, конечно, не означает исключительно столичный) театром. Но все-таки стабильно имеет шанс посмотреть качественный театр, причем тот, что обычно оказывается на втором плане — детский. «Золотая репка», задуманная самарским ТЮЗом, проводится с 1994 года, с 2006 - с интервалом в два года, и нынешний фестиваль юбилейный, десятый.
Не без мишуры
Хороший детский театр никак не ассоциируется с аляповатыми мультяшками-ростовыми куклами, чехардой из песен и плясок и прочим «великолепием» из красок и звуков. Однако субботним вечером фестивальное настроение перед открытием «Репки» возле Самарского театра драмы создавали ведущие с мегафонами, немые ходячие куклы-пушистики, муниципальный оркестр в формах бравых гусар и какой-то народный коллектив. Играли, пели, голосили все вместе. В какой-то момент какофония прекратилась. Торжественную дробь забили барабанщицы в красных камзолах, зрители выстроились по обе стороны так называемой красной дорожки, и под улюлюканье ведущих ко входу подкатил белый лимузин с героями сказки про Репку. По дорожке в театр после торжественного представления проследовали труппы-участники фестиваля, а за ними поспешили зрители. Первым спектаклем стали «Алые паруса» столичного РАМТа.
Немного романтики, или +16
В программе нынешней «Репки» три спектакля по «Алым парусам» Александра Грина. Это, конечно, не случайность, и такой набор случился не от недостатка работ по другим произведениям. Отборочная комиссия во главе с Михаилом Бартеневым (не дизайнером с капустой на голове, а детским драматургом) задумала провести некий сравнительный анализ разных по жанру и всему остальному спектаклей.
«Алые паруса» РАМТа — это железная, почти во всю сцену, махина на крутящемся круге (корма разбитого и проржавевшего корабля, очевидно). Декорации, подходящие, скорее, к ужастику типа «Глубокое синее море», а не к истории о трагичной любви. Программки к спектаклю предусмотрительно сообщают, что томительное ожидание доведет Ассоль до отчаяния, а Грей, который все-таки приплывет, будет не подтянутым молодцом, готовым на все, но повидавшим все на свете мужчиной с пузиком. Актеры с первых минут берут зал песней — спектакль все-таки музыкальный. Поют громко. И четко. Не всегда стройно, но лучше других (и по сюжету и вообще) Ассоль (Александра Розовская). Динамично, лихо, смело и азартно играют молодые актеры: канатами изображают волны, на них же раскачиваются, бегом перемещаются по вращающейся железке, практически не хватаясь за нее руками. Ассоль тоже беспрерывно перемещается: по сцене справа налево, сверху вниз по железному каркасу.
Текст Александра Грина в спектакле режиссера Алексея Бородина лишь взят за основу, либретто сочиняли Михаил Бартенев и Андрей Усачев. По нынешней «моде» спектакль не маркирован, хотя совсем уж детям, лет до 14, на нем делать нечего. В сюжете появляется некая хозяйка кабака, как символ порока, куда приходит спасаться от отчаяния Ассоль. И священник (во времена Грина религиозный деятель не прошел бы), у которого Ассоль тоже ищет ответы на вопросы.
Ассоль ждет, несмотря на ропот злых языков, прозвавших ее сумасшедшей, несмотря на сватающегося сына Меннерса, сулящего за замужество вызволение Лонгрена из тюрьмы.
В спектакле РАМТа много говорят и поют о мечте и необходимости ей следовать, о надежде и вере, о своем месте (где родился, там и пригодился). Но про счастье получается как-то вскользь и зыбко. Да, Ассоль дожидается Грея, но встреча происходит прямо в кабаке. Грей наскоро перекрашивает красным вином холщевые паруса, узнав, что девочка не первый год ждет алый парусник. Оправдались ли надежды, счастлива ли она? Спектакль вопреки тому, что написано в программке, скорее не о необходимости следовать своей мечте, а о том, что те иногда рушатся и к этому нужно быть готовыми. Словом, для современных подростков.
Игра теней
Удалось посмотреть еще один спектакль на выходных. В «СамАрте» театр-студия «Практика» (Москва) показывал спектакль-презентацию «Признак оперы». Прекрасная работа трех молодых актеров, которые практически на протяжении всего спектакля находятся за низким занавесом: главными действующими лицами становятся их тени и тени картонных кукл. Для Самары сам жанр спектакля-презентации с таким нестандартным подходом, когда участники комментируют и поясняют происходящее на сцене, нов. «Золотая репка» продолжает удивлять.
Для разговора с юными зрителями труппа выбрала тему театра, а именно — высокого, оперного, искусства. А тон для этого — шутливый и неофициальный. «Орфей и Эвридика», «Иван Сусанин», «Иоланта» и другие ожили на экране в виде теней и картонных человечков, которыми управляли актеры на белом картоне под светящейся лампой. Спектакль прежде всего был интересен зрителям младшего школьного возраста, то есть тем, кому все еще интересны мультфильмы и кто еще плохо представляет себе, как белое полотно и обычная лампочка могут «сделать такое».
Спектакли «Золотой репки» будут идти до 13 сентября в разных театрах Самары. Параллельно с ними пройдут мастер-классы и дискуссии — театральная лаборатория в действии. Расписание спектаклей можно уточнить на официальном сайте фестиваля.
Нина Ванина
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664