Быль или небыль о телекухне
- Подробности
- Создано 16.11.2011 17:57
Совместный проект канала ГТРК «Самара» и театра «СамАрт» анонсировался несколько месяцев.
На баннерах, которыми увешен весь город, сотрудники канала замерли в сценических позах, держа в руках страницы сценария. «Как в театре» - значилось в афишах.
Коллеги с областного телеканала будто намекали на то, что на наших экранах ежедневно разыгрывают спектакль, вместо того, чтобы объективно и без прикрас подавать факты. К тому же плакатами журналисты ввели потенциальных зрителей в заблуждение. Те уж было подумали, что акулы пера выйдут на театральную сцену. На самом же деле телевизионщиков сыграли профессиональные актеры. Производственную пьесу, по которой поставлен спектакль, написал тольяттинский драматург Вадим Леванов. До этого он бывал на областном телеканале: изучал типажи. Говорят, что специально под ГТРК пьесу пришлось переписать. Документальный театр для Самары редкость, поэтому от спектакля ждали многого.
На большом экране запускают рекламный ролик от компании-спонсора. Актеры уже на сцене, внимательно смотрят на экран вместе со зрителями. А те в растерянности: это начался спектакль или еще нет? Оказалось, уже да: актеры начали жить в образах. Гример (Вероника Львова) шушукается с ведущим (Денис Бокурадзе). Еще минута, и операторы (Николай Саратовцев, Максим Кочетов) дают отсчет - начинается выпуск новостей.
Режиссер-постановщик Александр Мальцев придумал необычный ход, расположив на многоуровневой сцене несколько офисных кабинетов «в разрезе» в иерархическом порядке. Самый большой – святая святых - студия. Чуть меньше в левом нижнем углу – редакторская, кабинет начальства – как и положено руководству – этажом выше. Справа вверху, чтобы всем было видно – чиновники в кабинете с имперским узором на стенах, двуглавыми орлами на алом фоне. Действие перемещалось из кабинета в кабинет, изредка «отвлекаясь» на выпуски новостной программы «20:30». Они же стали более перебивкой, нежели частью сюжета. Поскольку новости как таковые ни драматурга, ни режиссера не интересовали. Их главной целью было показать телевизионную «кухню».
Однако отталкивались все же от новости как таковой. Как это обыкновенно бывает, начальство хочет невероятного. Поэтому если события нет, то его нужно… придумать. Главный редактор (Елена Туринская) с режиссером (Сергей Дильдин) и шеф-редактором (Дмитрий Добряков) мозговым штурмом решают организовать глобальный флешмоб. Звонок в кабинет этажом выше – начальству, оттуда – чиновникам. Решено: флешмобу быть. В основу этой авторской задумки легло реальное событие - студенческая акция, приуроченная к 50-летию первого полета человека в космос. Когда 10 апреля этого года на площади Куйбышева три тысячи молодых людей выстроились в слова «Самара. Космос. 50», а пролетавший над их головами спутник сделал исторические снимки.
Конфликт завязывается на том, как относиться к журналистскому вранью. Как мы помним, в день флешмоба небо заволокло тучами, снимок из космоса сделать не удалось. Вот и появились в газетах и на телеканалах фотографии с репетиции, сделанные несколькими днями ранее. «Как же так? Это обман!», - возмущались тогда жители. «А зачем лишать людей праздника?», - это уже актеры со сцены заявляют. «Что такое правда в наше время и в нашей профессии? Сегодня – одна, завтра – другая. А мы работаем не из-за денег. Мы показываем этот мир, вырывая из него куски с кровью и болью», - рассуждает, глядя в зал, Елена Туринская с некоторой наивностью, но таки находит там поддержку.
Некоторых зрителей тоже привлекли к участию. Им доверили поднимать заранее заготовленные и развешенные на спинках кресел растяжки со словами «Самара. Космос. 50» и хором эти слова выкрикивать. Массовку создают и студенты актерского факультета института культуры, участвовавшие в той акции. Апофеоз сцены с молодежью – появление на подмостках где-то под потолком космонавта в желтом (Роман Сидоренко). Луч света выхватывает парочку молодых людей, а голос за кадром доступно поясняет: космонавт – дитя счастливого союза, который бы не случился, если бы не флешмоб. Добрая и утопичная концовка вызывает улыбку. В финале актеры «СамАрта» не могли не спеть. Полуторачасовое представление завершается лиричным исполнением песни «Летите голуби, летите», с которой Гагарин улетал к звездам.
Комментарии:
Антонина Введенская, руководитель производства ТВ-программ:
- Личного участия в подготовке я не принимала, но премьеру видела. Спектакль вызвал эмоции – и это здорово. Хочется сказать, что это не про нас. Ведь несмотря на то, что это производственная пьеса, всякие мелочи телевизионной кухни остались «за кадром». Хотя, думаю, людям, не имеющим отношения к телевидению, будет любопытно посмотреть, что получилось. Из актерского состава особенно понравился Дмитрий Добряков – ему отлично удалось вжиться в образ шеф-редактора. А Игорь Рудаков – просто настоящая столичная «звезда»!
Андрей Волков, заведующий региональным корреспондентским бюро ВГТРК :
- Раньше такого не ставили, формат театра.doc – совсем новый. Пьеса Леванова великолепная. Вадим с помощью какого-то космического взгляда на суету, чепуху, неразбериху телевидения смог показать его самую настоящую жизнь! Сам спектакль смелый, талантливый, но, мне кажется, чуть-чуть недоделан. Мне не хватало ощущения цейтнота, я бы ускорил темпоритм. Наверное, поэтому запомнилась Вероника Львова, исполнившая эпизодическую роль гримера: ей удалось выдержать ритм телебудней. Уверен, что со временем все недостатки отшлифуются, пока же это просто интересный спектакль.
Александр Хинштейн, депутат Государственной думы, журналист (в твиттере):
«Сходил в театр «СамАрт» на премьеру пьесы В. Леванова «20.30». История про жизнь и российское телевидение. Редкий жанр производственной пьесы. Динамично, всего 1,5 часа»
Нина Ванина
Фото - Владимир Сверкалов
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664