Марат Гельман: «У нас в стране в целом все очень плохо»
- Подробности
- Создано 07.11.2011 18:09
«Культурный Альянс» родился от безысходности», - заявляет Гельман, вальяжно откинувшись на стуле в зале Арт-Пропаганды перед теми, кто пришел его послушать.
А пришли все те же лица: завсегдатаи музеев и галерей, журналисты, блогеры и прочие сочувствующие и не только культуре и искусству люди.
Гельман говорил сначала общие слова. В основном - о Культурном Альянсе. Три года Марат Александрович работает в Перми. «Согласно опросам в 2008 году 60% молодых людей хотели уехать оттуда. Сегодня – только 12%», - говорит он, делая недвусмысленную паузу, ведь эту заслугу он приписывает и себе лично в том числе. «Когда Пермь заключала с Петербургом договор о культурном сотрудничестве, - слово «договор» Гельман произносит с ударением на первый слог. – возникла конфликтная ситуация с Матвиенко. Та не хотела отдавать статус культурной столице Перми». Слова громкие. Еще громче и невообразимей звучит идея децентрализации, то есть создания нескольких, 20-ти, к примеру, городов по России, где будет сосредоточена культурная жизнь страны. Во многих регионах (наш – не исключение) бьются над созданием собственного бренда уже не первый год. Но выходит все как-то не так…
Гельман озвучивает четыре проблемы культурной реконструкции региона, сформулированных им же. Эмиграционная, проблема известности региона, перестройка города («люди должны в нем не работать, а жить») и культурное наследие. Еще одна «четверка» в его концепции – это «срок службы» избранников народа. Именно на это время он предлагает ориентировать власть, формулируя им свои предложения. «Не надо рассказывать им, что вас интересует. Расскажите о том, что они хотят услышать», или: «С властью нужно уметь договариваться, это как езда в гололед». Подобные фразы самарские деятели культуры восприняли в штыки. Александр Лашманкин запротестовал: «А на чьи деньги все будет делаться? Можно ли будет называть культуру партийной?» Сергей Лейбград добавлял масла в огонь: «Признайтесь, вы же из центра, и проект ваш центральный. И, может, вас вообще сделать министром современной культуры?» Гельман к подобным нападкам привык. Знает, что любая реакция – это уже какая-то отдача, значит, процесс пошел. Гельман делает глубокий вдох, достает из пачки сигарету, крутит в руках, но закурить никак не решится. «Да, проект изначально поддержала «Единая Россия». Я предполагал, что это поможет общаться с губернатором Перми. Но теперь в этом нет необходимости», - полагает известный галерист.
Самара уже на этой неделе войдет в состав Культурного Альянса. План мероприятий под эгидой этой программы уже существует. Для нашего региона у Гельмана созрел отдельный проект. Озвучивать его на встрече с общественностью тот не стал, обещав, что подробности станут известны недели через 3-4. Сказал лишь, что он будет иметь даже не всероссийский, а общемировой вес. Деньги из федерального бюджета планируется выделять только на отдельную программу Альянса «Вторая жизнь», касающуюся реконструкции заброшенных индустриальных объектов. На все остальное денег выделят непосредственно область и город. Гельман утверждает, что губернатору Пермского края Чиркунову ничего не говорили об искусстве. Просто заверили, что, к примеру, навигационные стрелки в поликлинике должен рисовать не главврач, а опытные дизайнеры. Это намного удобнее и выглядит эстетично. Гельман – человек умный. Приезд Гельмана в Самару – это, определенно, хороший знак. Договорится ли человек, сломивший уже многих чиновников, с нашими губернатором и министром культуры – совсем скоро узнаем.
Нина Ванина
Фото автора
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии