Владимир Войнович: «Меня спасла моя природная лень»
- Подробности
- Создано 23.07.2012 11:13
Автор трилогии о бравом солдате Чонкине встретился с читателями
Второй раз за уходящий сезон книготорговая компания «Метида» привозит в Самару писателей мировой величины. Месяцем ранее тут побывал журналист и публицист Владимир Познер, теперь ответить на вопросы поклонников своего творчества и раздать автографы приехал Владимир Войнович. Причем особого повода, вроде презентации новой книги, не было. Автор, чьи произведения переведены на 30 языков, человек, переживший оккупацию, преследование КГБ, лишение гражданства, эмиграцию, возвращение и признание на Родине, сегодня немолод, передвигается под руку, хотя выглядит бодро, говорит неспешно и уверенно. Кажется, его сложно удивить, еще сложнее, увы, – заставить поверить в счастливое будущее России.
Как ни странно, читатели пришли на встречу с Войновичем будто за советом – «Как быть дальше?» Не многие спросили о фактах биографии, творческих планах, о личном – никто. Большинство интересовал его пророческий взгляд на судьбу Родины. «Когда в 80-х я уезжал из СССР, то сказал, что через пять лет произойдет что-то радикальное. Что конкретно – сказать не мог. Так и случилось. Тогда у меня было крайне отрицательное отношение к советской действительности. Сегодня же я смотрю на это с опасением», - Владимир Николаевич невесел в своих оценках. Войнович признается, что лишение советского гражданства стало для него страшным оскорблением, не в пример тому, что наносили до этого кляузами, неприятными высказываниями о творчестве и о нем самом. И все же, несмотря на признание за границей и на маячащие там перспективы безбедной и достойной старости с репутацией великого литератора, Войнович возвращается в Россию. Почему? «Мне казалось, что я возвращаюсь в иную страну. Гражданство мне вернули, правда, никто передо мной не извинился. Кроме посла России в Мюнхене, который, вызвав к себе, поставил передо мной бутылку коньяка и положил паспорт. 1990-е годы в России – это время надежд. Я даже на выборы стал ходить, хотя в советское время не ходил и сейчас не хожу. Тогда казалось, что от твоего голоса что-то зависит. Когда я получал награду от Владимира Путина, то это было как бы от имени новой России. Я верил, что это уже не Советский Союз. Мне казалось, что раз награду вручают такому писателю, как я, значит, в стране поощряется свободомыслие... Тогда процесс либерализации только начинался, сейчас он, увы, заканчивается», - ответил писатель на вопросы «Парка Гагарина».
Для Самары Войнович – практически родной человек, ведь часть своей жизни, пусть и небольшую, писатель прожил здесь. В 1942 он девятилетним мальчиком приехал сюда вместе с тысячами эвакуированных из районов военных действий. Жил с мамой и бабушкой в бараке в поселке Управленческий, а потом в совхозе имени Масленникова. Первые яркие впечатления, полученные в Куйбышеве, можно сказать, послужили основой писательского творчества. Впервые увидев, как на поле садится самолет-кукурузник, Вова Войнович настолько поразился, что на всю жизнь запомнил этот момент. Своего героя Ивана Чонкина Войнович все под тем же детским впечатлением посадил в самолет и заставил приземлиться на деревенском поле, где его встретила толпа ликующего народа. А страсть к литературе привила библиотека, которая была в доме, где жил будущий писатель в совхозе Масленникова. Читал запоем, любил, к примеру, Островского. «Нравились не описание природы или человеческих характеров, а диалоги. Однажды услышал перепалку мамы с соседкой, мне показался их диалог интересным, но я не успел его записать. Тогда подумал, что, наверное, Островский умел быстро записывать», - рассказал Владимир Войнович о том, как начались и закончились его творческие искания в Куйбышеве. Написать первую в своей жизни вещь именно в Куйбышеве помешала тогда, должно быть, природная лень. Которая еще в одном случае спасла Войновича от подлости. «Как-то в Управленческом одна женщина, когда заговорили о Сталине, сказала: «Чтоб ты сдох, проклятый!» Все на нее зашикали, а меня, маленького советского мальчика, это очень напугало. Я уже представил, как иду в милицию, рассказываю про эти кощунственные слова, начальник жмет мне руку… Меня спасла моя лень», - рассказал Владимир Войнович.
Сбереженная совесть и детская впечатлительность помогли появиться на свет и пророческому роману «Москва 2042», и множеству сатирических рассказов, и, конечно, истории об Иване Чонкине. Самой, пожалуй, трогательной и смешной истории про войну, государство, народ и отношения между мужчиной и женщиной. В 2007 году вышла последняя книжка, где Чонкин улетает доживать остаток жизни в Штаты. «Я довел до логического завершения историю про Чонкина. Показал всю его жизнь, продолжения не будет. Сейчас работаю над повестью. Сюжет такой: умер кот, хозяева его хоронят. Писал пьесу о любви, но пока ее отложил», - поделился напоследок творческими планами Владимир Войнович.
Нина Ванина
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664
Комментарии
А кто сейчас редактор этого сайта?