Глубоко эмоциональный балет
- Подробности
- Создано 03.07.2012 10:29
Самарский театр оперы и балета закрыл сезон премьерой «Ромео и Джульетты»
Имя композитора Сергея Прокофьева у меня ассоциируется, прежде всего, с его кантатой «Александр Невский» и одноименным фильмом Сергея Эйзенштейна, а также с пятой симфонией, прозвучавшей в 1945 году как финальный аккорд к Великой Отечественной войне. Образ композитора, как автора столь патетичной, патриотичной и волевой музыки, никак не стыкуется с лиричными произведениями и романтическими героями. Сергей Прокофьев, сочиняя музыку к балету «Ромео и Джульетта» (в рекордные, кстати, сроки – за лето 1935 года) остался «верен себе»: романтика не возобладала над патетикой. Балет получился не только четко структурированным, но и его герои стали обладать выразительными, легко читающимися характерами. «…Я стремился к такой простоте, которая могла бы привлечь среднего посетителя театра», - писал Прокофьев о «Ромео и Джульетте» в начале века.
Надо думать, что средний посетитель с того времени изменился, но от постановки Кирилла Шморгонера – у зрителя тот же восторг, что и от премьерного балета, который ставил балетмейстер Леонид Лавровский. В постановке нашего оперного - три действия и тринадцать картин, как и в оригинале. Еще до начала спектакля зрителей настраивают на нужный лад: перед глазами у них вместо стандартного – занавес, специально сделанный к этому спектаклю. «Заставка» - рисованный словно масляными красками средневековый сюжет. Художник-постановщик из Санкт-Петербурга Феликс Волосенков оформил спектакль ярко, живописно. Основным местом действия становится площадь Вероны, дома на которой испещрены красными пятнами, как при ветрянке. Символично, конечно, но не из огнестрельного же оружия убивали друг друга Монтекки и Капулетти, чтобы оставлять подобные следы… В целом в оформлении продуманы все нюансы, особенно в плане максимального простора на сцене: балет в первую очередь – это танцы. И динамика сюжета вкупе с захватывающей музыкой Прокофьева воплощены в оформлении. Картины быстро сменяют друг друга: кулисы сдвигаются с боков, опускаются сверху. Кажется, что этот процесс не прерывается ни на секунду, за счет чего и восприятие спектакля кажется целостным.
Один из самых ярких музыкальных образов – это главная тема «Танца рыцарей», мотив которой проходит через все самые значимые, пиковые моменты спектакля. Сама сцена бала, где звучит эта тема, изображена великолепно: одна из первых массовых сцен задает темп всему спектаклю страстным исполнением танцевальной части, и оркестр звучит полновесно, стройно. Если память не изменяет, давно оперный не слышал Прокофьева…
И все же несмотря на непрерывную канву спектакля, которую ткут массовые сцены, этот балет в прямом и переносном смыслах танцуют солисты. Во втором премьерном спектакле, 28 июня, партию Ромео исполнял Дмитрий Пономарев, а Джульетты – Ксения Овчинникова. Эти артисты известны своим трудолюбием, усердием в работе в ходе репетиций и блестящего, слаженного, невесомого исполнения на сцене. Технически и эмоционально сложные партии удались Пономареву и Овчинниковой, так что можно сказать – дуэт сложился. Артисты наполняют светом даже самые мрачные сцены спектакля. В картине венчания Ромео и Джульетты под темными сводами храма, где тревожные мотивы предвещаю скорую смерть Меркуцио от руки Тибальда, дуэт влюбленных непоколебим – неважно, каким будет конец жизни, ведь и после ее завершения души останутся неразлучны.
Воинственной в этом балете становится почти каждая массовая сцена. Даже в народных танцах оружием становится уже не шпага, но мандолина. Соло которой, кстати говоря, в оркестре отлично слышно. Воинственный настрой семейных кланов друг против друга сегодня можно читать как раскол общества по любому (национальному, социальному, политическому) принципу, из-за которого страдают человеческие чувства. Зрители не сдерживают слез в последней сцене. Драматизм, воплощенный и переданный в танце, заставляющий испытывать сильнейшие эмоции – пожалуй, главное в балете. Так в самарском оперном появился глубоко эмоциональный, технически сложный балет с перспективой развития. В следующем сезоне, можно надеяться, до совершенства будут доведены и танцевальные партии, и сложная музыкальная часть. Пока же сам факт звучания великолепной музыки Сергея Прокофьева невероятно радует. У тех, кто не смог попасть на спектакль в этом сезоне, получится сделать это только в октябре.
Нина Ванина
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664